Вопрос 1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Министерство внутренних дел Российской Федерации Белгородский юридический институт Кафедра «Уголовного процесса» Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ» РЕФЕРАТ
по теме: «Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам»
Автор: Адъюнкт кафедры рядовой милиции Ловин В.А.
Белгород - 2008
Литература: Основная: 1. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. – М., Зерцало. 1998. Гл. 16. 2.Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк.2004. Гл. 13, 16, 17. 3.Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. –М., Щит-М. 2003. Гл.2. параграф 7-8. 4.Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность / Серия “Учебники и учебные пособия”.- Ростов н/Д.Феникс.1999. Раздел 5. Гл. 5. 5.Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2000. Дополнительная: 1.Конституци РФ. М. 1993. 2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от17.12.1997 //СЗ РФ. 22.12. 1997. № 51. Ст. 5712. 3. Федеральный закон № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05. 2002. //Собрание законодательства РФ. 10.06.2002, N 23, Ст. 2102. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2005). 4. «Основы законодательства о нотариате» 1993. // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993. № 10, ст. 357. Изменения, внесенные Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2006 года.
5. «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ». Указ Президента РФ от 28 июля 1998г. // СЗ.1998. №31. Ст. 3841. Введение.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является министерство юстиции Российской Федерации. Возложенные на эту систему задачи выполняются как непосредственно самим министерством, так и посредством органов юстиции, а именно: министерства (управления) юстиции субъектов федерации. Помимо органов юстиции в РФ юридическую помощь гражданам оказывают государственный и частный нотариат, а также адвокатура. Нотариат – это правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, посредством совершения нотариальных действий[1]. Значение нотариата в современной России подчеркивается необходимостью укрепления правовых начал государственности, усиление борьбы с коррупцией. Президент Российской Федерации В.В.Путин не случайно подчеркнул, что во Французской системе если нотариус поставил печать, то это не просто закон, но «железобетонное решение».[2] Деятельность нотариусов служит также решению задач повышения юридической грамотности населения, поскольку в процессе своей работы нотариус разъясняет смысл каждого положения сделки и последствия их применения. Адвокатура – это самоуправляемая общественная организация, призванная оказывать населению и организациям квалифицированную юридическую помощь посредством консультаций, составления различных документов и деловых бумаг, а также осуществлять представительство. Цели и задачи, которые стоят перед адвокатами и их объединениями, определяются объективной необходимостью профессиональной защиты естественных и благоприятных прав граждан и юридических лиц. В связи с этим можно сказать, что цели и задачи, стоящие перед адвокатурой, ставят не сами адвокаты, а общество. Адвокатура удовлетворяет запросы общества, обеспечивает его дальнейшего развитие.
На лекции мы рассмотрим понятие, задачи органов юстиции, нотариата и адвокатуры в РФ. Вопрос 1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ Административная реформа распределила разнородные государственные функции между различными видами федеральных органов исполнительной власти (министерствами, службами и агентствами). Это позволило оптимизировать их структуру и сконцентрироваться на задачах соответствующего уровня, тем самым, повышая эффективность государственного управления. На основе ряда подразделений Министерства юстиции были созданы подведомственные ему федеральные службы: судебных приставов, исполнения наказаний и регистрационная. Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере юстиции. Правовое положение Минюста России определяется Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, которое утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004г. № 1313 (далее — Положение о Минюсте России)1. В соответствии с Положением о Минюсте России на него возложены следующие функции. Выработка и реализация государственной политики в сфере юстиции и нормативно-правовое регулирование в данной сфере деятельности. Для реализации данной функции Минюст России наделен полномочиями: 1. вносить Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проекты плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста РФ и подведомственных ему федеральных служб; 2. обеспечивать исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
3. обобщать практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывать на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности; 4. участвовать в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ; 5. проводить в установленном законодательством РФ по 6. разрабатывать и представлять в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ; 7. обобщать практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществлять методическое обеспечение их подготовки; 8. координировать работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и при необходимости давать правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов; 9. осуществлять государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; 10. осуществлять государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;
11. организовывать государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы; 12. осуществлять и другие полномочия, предусмотренные Положением о Минюсте России. Другой функцией, которая возложена на Минюст России, считается выработка и реализация государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Выполнение данной функции на Минюст России возложено в конце 1990-х гг. В соответствии с реализацией данной функции в структуре Минюста России создана. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН РФ)1, которая непосредственно и осуществляет деятельность по реализации данной функции. Еще одна функция, которая традиционно возлагается на Минюст России — выработка и реализация государственной политики адвокатуры и нотариата. В соответствии с Положением о Минюсте России, реализуя данную функцию, Минюст России осуществляет полномочия: · утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей; · осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством РФ о нотариате; · определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ; · утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката; Новой функцией, которой наделен Минюст России, считается обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Выполнение данной функции возложено на Федеральную службу судебных приставов (ФССП РФ)2 Минюста России. Следующая функция, которую осуществляет Минюст России — регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также регистрация общественных объединений, религиозных организаций и политических партий. Осуществление данной функции поручено Федеральной регистрационной службе (Росрегистрации)3 Минюста России. Традиционно на Министерство юстиции РФ возлагается функция по организации и руководству судебно-экспертными учреждениями. Минюст России осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений, которые ему подведомственны. Кроме того, на Минюст России возложена функция, которая связана с осуществлением международного сотрудничества. Так, Минюст России в сфере международного сотрудничества наделен полномочиями: 1. представлять в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении и выполнении международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
2. согласовывать в установленном законодательством РФ порядке предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров РФ; 3. вносить в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении международных договоров РФ, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ; 4. давать заключения о соответствии положений международного договора РФ законодательству РФ и их юридической силе в РФ, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международным договором РФ или является необходимым условием вступления его в силу; 5. получать в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ; 6. взаимодействовать в установленном законодательством РФ порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществлению обмена правовой информацией с иностранными государствами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|