Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Понятие, структура принципы организации адвокатуры




 

Адвокатура в Российской Федерации — негосударственное, некоммерческое добровольное профессиональное объедине­ние квалифицированных юристов, обладающих статусом ад­воката, созданное для оказания юридической помощи физи­ческим и юридическим лицам в целях защиты их прав и за­конных интересов.

Основные черты адвокатуры:

1. адвокатура представляет собой некоммерческое объеди­нение,  построенное на принципах самоуправления, независи­мости, адвокатской тайны и др.;

2. адвокатура состоит из добровольного, профессиональ­ного объединения квалифицированных юристов, входящих в адвокатские образования, объединенных на добровольных на­ чалах и занимающихся оказанием квалифицированной юри­дической помощи гражданам и организациям;

3. адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

4. взаимоотношения между адвокатом и клиентом строятся на тесном представительском характере;

5. деятельность адвокатских образований строится на ос­нове корпоративных норм, т.е. на основе решений, принима­емых органами управления адвокатских образований;

6. управление и контроль деятельностью адвокатскими об­разованиями осуществляется выборным органом;

7. контроль деятельности адвокатуры осуществляется Ми­нистерством юстиции РФ;

8. она независима в своей деятельности;

9. имеет административно-территориальный признак своего построения.

Поскольку адвокатура является специальным органом, созданным для оказания юридической помощи, то соответ­ственно ее основной задачей является оказание юридической помощи. Однако юридическая помощь необходима гражда­нам и юридическим лицам не как цель, а как средство отста­ивания и защиты собственных интересов. Поэтому другими важнейшими задачами адвокатуры выступают содействие гражданам и юридическим лицам в охране и защите их прав и законных интересов, уважение прав, чести и достоинства дру­гих лиц и т.д.

Адвокатура РФ имеет следующую организацию.

Федеральная палата адвокатов РФ является общероссий­ской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ.

Основные черты (признаки) Федеральной палаты адвока­тов РФ:

1. является органом адвокатского самоуправления;

2. федеральная палата адвокатов создается в целях:

· представительства адвокатов в органах государствен­ной власти, органах местного самоуправления;

· защиты интересов адвокатов в органах государствен­ной власти, органах местного самоуправления;

· координации деятельности адвокатских палат;

· обеспечения высокого уровня оказываемой адвоката­
ми юридической помощи;

3. федеральная палата адвокатов является юридическим лицом. В связи с этим она имеет все признаки юридического лица:

· наличие обособленного имущества;

· самостоятельная имущественная ответственность;

· самостоятельное выступление в гражданском обороте;

· наличие учредительных документов. Федеральная па­лата адвокатов имеет устав, который принимается Все­российским съездом адвокатов;

· имеет государственную регистрацию, как любое юри­дическое лицо. Кроме этого, Федеральная палата адво­катов имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством РФ, печать, штампы
и бланки со своим наименованием;

4. федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским
съездом адвокатов;

5. федеральная палата адвокатов имеет следующую структуру:

· Всероссийский съезд адвокатов;

· Совет Федеральной палаты адвокатов;

· возглавляет Федеральной палату адвокатов президент.
Адвокатская палата является негосударственной некоммер­ческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ.

Основные черты (признаки) адвокатской палаты субъ­екта РФ:

1) адвокатская палата субъекта РФ является некоммерческой организацией. Ее организационно-правовая форма может быть в виде учреждения, организации и т.д.;

2) адвокатская палата создается в целях:

· обеспечения квалифицированной юридической помо­щи и ее доступности для всего населения на всей терри­тории данного субъекта РФ;

· организации юридической помощи, оказываемой граж­данам Российской Федерации бесплатно;

· представительства и защиты интересов адвокатов
в органах государственной власти, органах местного са­моуправления, общественных объединениях и иных организациях;

· контроля за профессиональной подготовкой лиц, допус­каемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики, адвоката;

3) адвокатская палата субъекта РФ является юридическим лицом. В связи с этим она имеет все признаки юридического лица:

· наличие обособленного имущества;

· самостоятельная имущественная ответственность;

· самостоятельное выступление в гражданском обороте;

· наличие учредительных документов. Федеральная па­лата адвокатов имеет устав, который принимается Все­российским съездом адвокатов;

· должна иметь государственную регистрацию как юриди­ческое лицо. Кроме этого, адвокатская палата субъектов РФ имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством РФ, печать, штампы и бланки со своим наименованием;

4) адвокатская палата образуется учредительным собрани­ем (конференцией) адвокатов;

5) на территории субъекта РФ может быть образована толь­ко одна адвокатская палата;

6) адвокатская палата не должна образовывать свои струк­турные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ;

7) адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени;

8) адвокатская палата не должна заниматься предпринимательской деятельностью;

9) адвокатская палата субъекта РФ имеет следующую структуру:

· собрание (конференция) адвокатов;

· совет адвокатской палаты;

· ревизионная комиссия;

· квалификационная комиссия.

Адвокаты осуществляют свою деятельность, организуясь во всевозможные формы. В Российской Федерации не пре­дусмотрена возможность осуществления адвокатом своих полномочий вне форм адвокатских образований.

Закон предусматривает возможность осуществления адво­катом адвокатской деятельности в рамках одной из четырех форм адвокатских образований: адвокатского кабинета; кол­легии адвокатов; адвокатского бюро; юридической консуль­тации, причем адвокат самостоятельно избирает форму адво­катского образования в виде адвокатского кабинета, коллегии адвокатов либо адвокатского бюро и место осуществления ад­вокатской деятельности. Что касается юридической консуль­тации, то адвокаты не могут самостоятельно ее учредить и со­ответственно избрать эту форму для осуществления адвокат­ской деятельности. Адвокат только с его согласия может быть направлен для работы в юридическую консультацию, которая учреждается адвокатской палатой по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта РФ в слу­чае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.

Об избранных формах адвокатского образования и о месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведо­мить совет адвокатской палаты. По сути дела избрание формы адвокатского образования выступает как обязанность адвоката.

Если же в течение шести месяцев с момента приобретения статуса адвоката в адвокатскую палату не поступят сведения об избрании адвокатом формы адвокатского образования либо о том адвокатском образовании, учредителем (членом) кото­рого является адвокат, это является основанием для прекра­щения статуса адвоката (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адво­катуре в Российской Федерации»).

Системообразующими элементами организации и деятельности современной российской адвокатуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение адвокатуры1. Принципы организации и деятельности адвокатуры закреплены в ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", где определено, что "адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов".

Однако поскольку мы хотим исследовать основные принципы адвокатской деятельности, то отметим, что хотя принципы организации, а тем более деятельности адвокатуры, лежат в основе принципов адвокатской деятельности, тем не менее их нельзя рассматривать как тождественные понятия.

С нашей точки зрения, принципы адвокатской деятельности - это общие, руководящие положения, определяющие общие наиболее существенные черты и признаки этой многогранной деятельности и основные предъявляемые к ней требования, обязательные для всех адвокатов - участников адвокатской деятельности.

Под принципами организации и деятельности адвокатуры понимают общие руководящие положения, определяющие организацию, построение, порядок деятельности, функции адвокатуры и др.

К принципам организации и деятельности адвокатуры от­носятся законность, самоуправление, независимость, корпора­тивность, равноправие адвокатов и др.

Принцип законности является важнейшим общеправовым началом деятельности всех субъектов правоприменения. Его соблюдение служит верным показателем развития процесса построения правового государства. Этот принцип лежит в основе деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц - всех субъектов права.

Являясь институтом гражданского общества и частью системы Российской Федерации, адвокатура может осуществлять свою деятельность только при условии неукоснительного соблюдения законов и иных нормативных правовых актов всеми ее членами, адвокатскими образованиями и организационными адвокатскими объединениями.

Статья 2 Конституции Российской Федерации провозгласила: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку, его правам и свободам. Никакая другая основа государственного строя России больше нигде так в Конституции не определена.

Провозгласив, таким образом, ценность прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация тем самым признала требования демократического международного сообщества, в частности, Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. и др. Эти нормы отныне должны исполняться на всей территории Российской Федерации.

Указанные международные акты и ст. 2 Конституции Российской Федерации исходят из презумпции того, что права и свободы человека возникают и существуют не по волеизъявлению государства, а являются естественным, неотъемлемым благом и свойством гражданина. Согласно преамбуле Всеобщей декларации прав человека и Пактам о правах, признание достоинства, присущего всем людям, их равные и неотъемлемые права служат основой свободы, справедливости и всеобщего мира. В статье 2 Конституции Российской Федерации это право сформулировано в наиболее общем виде. Конкретные же права и свободы человека и гражданина перечислены в других главах и статьях Конституции России. Государство должно не только воздерживаться от вмешательства в сферу прав и свобод, но и обязано соблюдать их, создавать условия для их реализации. Статья 48 Конституции Российской Федерации предусматривает, что "каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно".

Следует также иметь в виду, что Конституция Российской Федерации вводит общепризнанные принципы и нормы международного права в правовую систему России1. Часть 4 ст. 15 Основного закона Российской Федерации констатирует, что "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Принцип законности в деятельности адвокатуры проявляется и в том, что различные аспекты ее организации и деятельности должны быть урегулированы федеральными законами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих адвокатскую деятельность, а также принимаемых в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Строгое следование требованиям закона - обязательное условие деятельности и адвокатуры, и адвоката. Это, по мнению А.Д. Бойкова и Н.И. Капинуса, означает, что "Адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний и т.д. Это значит, что адвокат не слуга клиента, он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменном условии - не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний)"1.

Добровольность.  Любое лицо, имеющее юридическое образование, может подать заявление о приеме в адвокатуру. Лица, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет, принимаются в адвокатуру без прохождения стажировки, однако им может быть назначен испытательный срок продолжительностью до 3 месяцев. Лица, не имеющие стажа, до зачисления в адвокатуру должны пройти стажировку сроком от 6 месяцев до года. Адвокат и стажер не вправе совмещать адвокатскую деятельность со службой в государственных и общественных организациях за исключением научной и преподавательской деятельности, а также для адвокатов, работающих в районах, где объем адвокатской деятельности, является недостаточным, Адвокат имеет право на получение гонорара за свою работу. Взимание гонорара или части его, минуя кассу юридической консультации, рассматривается как уклонение от налогообложения, нарушение норм адвокатской этики и влечет соответствующую ответственность.

Самоуправление - принцип организации и деятельности адвокатуры. Что же касается адвокатов, то, по-нашему мнению, следует говорить о принципе самостоятельности адвоката как одном из принципов адвокатской деятельности. Принцип самостоятельности подразумевает определение самим адвокатом форм своей деятельности, конечно же, с обязательным соблюдением законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Так Д.П. Ватман, характеризуя принцип самостоятельности адвоката как позволяющий определить пределы возможных расхождений с клиентом в отношении материально-правовой природы спорного правоотношения, отбора средств и методов защиты и утверждения правовой позиции по делу, указывает на то, что этот принцип обусловливает вместе с тем те нравственные критерии, сообразуясь с которыми адвокат оценивает приемлемость и дозволенность намерений и действий своего доверителя в ходе процесса с позиции их законности и моральной оправданности и принимает решения по возникающим при рассмотрении дела вопросам. Поэтому самостоятельность адвоката и независимость его от клиента при исполнении своих профессиональных обязанностей являются одним из этических начал адвокатской деятельности1. В Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" говорится, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Таким образом, несмотря на то, что адвокаты вправе осуществлять свою деятельность и коллективно, и индивидуально (адвокатский кабинет), они продолжают оставаться единой профессиональной корпорацией - принцип корпоративности.

Независимость адвокатуры провозглашена в ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", в которой определено, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Напротив, на органах государственной власти лежит обязанность по обеспечению независимости адвокатуры.

Принцип независимости адвокатуры выражается в том, что органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатуры, за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству Российской Федерации. Это значит, что никакие органы власти и должностные лица не могут руководить (или пытаться это делать) профессиональной деятельностью и адвокатских сообществ, и отдельных адвокатов, давать им приказы, указания, советы и т.п.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 "Гарантии независимости адвоката" указанного Федерального закона вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается. С учетом этого федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, средства массовой информации, должностные лица, а также их представители не имеют права в какой-либо форме воздействовать на адвоката с целью вмешательства в его профессиональную деятельность, осуществляемую на законных основаниях.

С нашей точки зрения, следует согласиться с позицией авторов учебно-практического пособия "Адвокатская деятельность" в том, что "адвокатура не может быть полностью независима. С одной стороны, отказ от регламентации адвокатской деятельности и невмешательство государства в процесс осуществления профессиональных целей адвокатуры помог бы обеспечить ей наиболее эффективное выполнение возложенных на нее задач, избавить от попыток неправомерного воздействия на адвокатов. С другой стороны, по своей сути адвокатская деятельность является правозащитной, а защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации - обязанность государства. Закрепив за собой эту обязанность конституционно, государство не может полностью делегировать свои правозащитные функции объединению адвокатов и оставить без контроля со своей стороны" 1.

Гласность, открытость в деятельности адвокатуры заключается в том, что адвокаты вправе знать о положении дел в их профессиональной организации. Они вправе внести на обсуждение общего собрания любой вопрос, касающийся деятельности этой организации.

Децентрализация как принцип организации адвокатуры означает самоуправление на уровне каждой коллегии, невмешательство одной коллегии в дела другой, отсутствие общефедерального органа, стоящего над коллегиями и управляющего их делами. Следует отметить, что Д.П. Ватмана, А.Д. Бойкова, Н.И. Капинуса, Ю.А. Дмитриева, М.П. Шапкина предлагают отнести к принципам деятельности адвокатуры принципы престижа профессии, гуманизма, соблюдения нравственных начал профессии, справедливости и гуманизма, соблюдения профессиональной этики и сохранения адвокатской тайны, то, во-первых, ряд из них повторяет, дублирует друг друга. А во-вторых, и это главное, их скорее следует включить в Кодекс профессиональной этики адвоката, так как они ближе к Принципам и нормам профессионального поведения адвоката, которые содержатся в ст. 1 - 14 этого Кодекса, в которых реализуются задачи формирования нравственных критериев профессионального поведения адвокатов, ставятся задачи поддержания традиций адвокатуры и выработка на их основе адвокатской профессии. Адвокатское сообщество призывает к тому, что Кодекс профессиональной этики адвоката дополняет и развивает правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре1.

Вывод: Адвокатура в Российской Федерации — негосударственное, некоммерческое добровольное профессиональное объедине­ние квалифицированных юристов, обладающих статусом ад­воката, созданное для оказания юридической помощи физи­ческим и юридическим лицам в целях защиты их прав и за­конных интересов.


Заключение.

Оказанию юридической помощи гражданам, осуществляется не только государственным, частным нотариатом, адвокатурой, но и органами юстиции в РФ. В данной лекции мы рассмотрели понятие, задачи, принципы деятельности органов юстиции, нотариата и адвокатуры. Акцентировали внимание на видах юридической помощи, оказываемой гражданам адвокатурой и нотариатом, а также рассмотрели права и обязанности нотариуса и адвоката.


Списокиспользованнойлитературы:

 1.  Конституции РФ. Изд-во БЕК. - М., 1994.

2. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63- «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст. 2102.  (ред. от 20.12.2004).

3. Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. №7. Ст.357.

4. Указ Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции РФ» от 13.10.2004 N 1313 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4108.. (ред.  от 29.15.2006)

5. Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.10.2004 N 1314 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4109. (ред. от 02.12.2005).

6. Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной регистрационной службы» от 13.10.2004 N 1315 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4110. (ред. от 02.05.2006).

7. Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13.10.2004 N 1316 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4111. (ред. от 14.02.2006).

8. Указ Президента РФ от 28.07.1998 N 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3841. (ред. от 08.05.2005).

9. Положение о квалификационной комис­сии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и приказом Минюста России от 14 апреля 2000 г. № 132

10. Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В.Н. Буробина. М., 2003.

11. Бессарабов В.Г. Европейский суд по правам человека. М., 2003.

12. Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. М., 2001.

13. Ватман Д.П. Адвокатская этика. М., 1977.

14. Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. В двух томах. М: Издательство БЕК, 2000. Т. 1.

15. Кодекс профессиональной этики адвоката // Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2003. N 1 (1).

16. Косарев М.А. Основные принципы адвокатской деятельности // Право и политика. 2005. № 10.

 17. Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк. 2004. Гл. 14.

18. Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. – М.: Издательство НОРМА, 2001.

19.  Российская юридическая энциклопедия / Под ред. Сухарева А.Я. М.:, 1999.

20. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001.

21. Хышиктуев О.В. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации // Современное право. 2001. N 11.

22. Чайка Ю.Я. О ходе реформирования и основных направлениях деятельности органов юстиции // Адвокат. 2005. № 5.


[1] Российская юридическая энциклопедия / Под ред. Сухарева А.Я. М.:, 1999. С. 607.

[2] Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 4-5 (предисловие).

1 Указ Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции РФ» от 13.10.2004 N 1313 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4108.. (ред. от 29.15.2006)

 

1 Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.10.2004 N 1314 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4109. (ред. от 02.12.2005).

1 Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13.10.2004 N 1316 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4111. (ред. от 14.02.2006).

2 Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной регистрационной службы» от 13.10.2004 N 1315 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4110. (ред. от 02.05.2006).

 

 

1 Чайка Ю.Я. О ходе реформирования и основных направлениях деятельности органов юстиции // Адвокат. 2005. № 5. С. 25.

1 Указ Президента РФ от 28.07.1998 N 904 «"О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации " //Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3841. (ред. от 08.05.2005)

 

1 Хышиктуев О.В. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации // Современное право. 2001. N 11. С. 8.

2 Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. В двух томах. М: Издательство БЕК, 2000. Т. 1. С. 1.

 

 

1 Положение о квалификационной комис­сии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и приказом Минюста России от 14 апреля 2000 г. № 132

1 Косарев М.А. Основные принципы адвокатской деятельности // Право и политика. 2005. № 10.

 

1 См.: Бессарабов В.Г. Европейский суд по правам человека. М., 2003. С. 33 - 34.

 

 

1 Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. М., 2001. С. 12.

 

1 Ватман Д.П. Адвокатская этика. М., 1977. С. 45.

 

 

1 Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В.Н. Буробина. М., 2003. С. 64.

1 См.: Кодекс профессиональной этики адвоката // Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2003. N 1 (1). С. 33 - 40.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...