Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие экономических учений. Общие закономерности экономики и их применение в региональной экономике




Отправным пунк­том хозяйствования было натуральное хозяйство племен. Затем с зарождением разделения труда и обмена его продуктами появился первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм. Начиная с рабовладельческого периода, формируются гос-ва - крупные терр-льные образования; военные действия, захват чужих терр-рий, порабощение людей становятся средством насильственного решения экон-ких проблем, обогащения одних наций за счет др. Первыми учеными-экономистами могут считаться греческие философы Ксенофонт, Платон, Аристотель (5-4вв. дон.э.). Экон-ские учения сформировались во 2ом тыс-тии нашей эры.

1. Меркантилизм (16-17вв., от итал. «торговец»), помимо выделения роли как главного компонента материаль­ного благополучия и богатства, стали: рассмотрение людей, проживающих на территории того или иного гос-ва, как единого общ-ного организма (нации, народа); конкуренция во внешней торговле; протекционизм отечественным производителям; активный торговый баланс.Устанавливались высокие импортные пошлины, экспортные премии, поощ­рялось торговое посредничество, выдавались гос субсидии для развития экспортоориентированных и импортозаменяющих производств.

2. Физиократизм (16-17 вв., «власть природы»), основателем которого считается Ф. Кенэ. Суть этого учения сводилась к признанию «произведений земли» главным богатством, а отсюда сельск-ное производство, а не торговля и промышленность признавалось основным источником богатства.

3. Классическая школа (17-18 вв.)Основатели: Адам Смита, Давид Рикардо, Томаса Мальтуса, Джона С.Милля. Фундаментальный труд Сми­та (1776 г.) «Исследование о природе и причинах богатства народов», в к-ром введены зависимости м/у уровнем мат-ного богатства, кол-вом по­тр-яемой продукции и численностью населения страны; производительность труда как наиболее значимый фактор определяется разделением труда и уровнем накопления капитала; «невидимая рука» рынка сама отрегулирует процесс накоп­ления капитала в нужных размерах и нужном направлении. Смит писал: «Для того чтобы поднять гос-во с самой низкой ступени варварства до высшей - благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управ­лении; все остальное сделает естественный ход вещей». Смит был сторонни­ком механизма рыночного саморегулирования на основе свободных цен в зависи­мости от спроса и предложения. Смит заслужил титул «отца экономики».

4. Утопич-й социализм и коммунизм (XVI–XX вв.). Осн-ль Томмазо Кампанелла сложил науч. теч-е марксизма-ленинизма на основе трудов Маркса,Энгельса, Ленина. Классики этого теч-я игнор-ли псих-ию людей, внут. мотивы индивидов считали возм-ым подчинить выс-ким идеалам, «от каждого – по способ-ям, каждому – по потреб-тям», путь достиж-ия такого общ-ва борьба с насильств-ым принуж-ем – «воспит-ием» масс.

5. Маржинализм (19 в., от фр.предельный). Представители это­го течения считали, что не должно существовать единых законов для всех стран мира, и стали разрабатывать «местные теории», в частности маржинализм, от­правной идеей которого стала установка ценности товара не в производстве, а в процессе обмена, при этом, чем больше товаров определенной номенклатуры по­является на рынке, тем ниже опускается их цена, т. е. тем самым как бы уменьша­ется их предельная полезность для потребителей.

6. Неоклассицизм основателем считается Маршалл использовал функц-ный подход, суть которого в выявлении функц-ных зависимостей м/у экон-ми явлениями. Одна из та­ких зависимостей – м/у спросом и предложением - устанавливает рыночную равновесную цену, причем цена продавца устанав-тся по себестоимости товара а цена покупателя- по маржинальному, т. е. по предельной полезности товара. К неоклассицизму примкнули «теория несовершенной конкуренции», неоли­берализм. Представители этих течений Хайек, Шумпетер выступали за полную свободу, либерализацию рыночных отно­шений, свободное предпр-льство. Практическое приложение идей неолиберализма представлено творцом немецкого «экономического чуда» Эрхардом в книге «Благосостояние для всех» и в практической программе возрождения Германии, основанной на идее приспособления к складывающейся ситуации.

7. Кейнсианство основанное на взглядах и позициях англ-го ученого Кейнса, изложенных в ра­боте «Общая теория занятости, процента и денег»(1936 г.). Ос­новные идеи Кейнса: макроэкономика и микроэко­номика развиваются по разным законам; требуются конкретные направления ре­гулирующего воздействия на экономику со стороны гос-ва; если объем сбе­режений превышает объем инвестиций, возникает безработица; при обратном - возникает инфляция; эффект акселерации появляется при гос. стимулировании строительства жилья, т. к. предприниматели будут вынуждены вкладывать средства и в производство стройматериалов, строительного оборудования; мультипликативный эффект роста спроса и вложений обуславливается расходованием сбереженных населением средств на потребление; «парадокс бережливости» приводит к сокращению по­требительских расходов и лишает доходов людей, занятых в производстве това­ров и услуг. Главная задача гос-ва состоит в сохранении макроэкономического равновесия ч/з воздействие на совокупный спрос. Ин­фляция в стране означает, что совокупный спрос должен быть сокращен путем ужесточения налогового режима: спрос падает и инфляция прекращается. При безработице гос-во должно ослабить нал-вый режим, сделать кредиты легкодоступными д/ предпр-телей - это приведет к росту спроса, созданию новых рабочих мест и снижению безработицы.

8. Монетаризм - теория, исходящая из представлений о решающем влиянии де­нежной массы на цены, инфляцию и ход экон-ских процессов. Поэтому управление экономикой со стороны гос-ва должно сводиться к контролю за денежной массой, эмиссией денег. Основатель теории -амер. профессор Фридмен. «Хозяйство пляшет под дудку $, повторяет танец $». Влияние денег на экон-скую активность - внутрен­ний (эндогенный) фактор. Спрос на деньги является одним из важных побудителей экономики, гос-тво должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

9. Теория экономики предложения основана на многих положениях неокласси­ческой школы. Основатели (Лаффер и Гилдер) главной идеей теории вы­двигают тезис о том, что надо стимулировать активизацию предложения продук­тов, а не подвергать совокупный спрос гос-ному регулированию. Основ­ные действия гос-ва в сфере экономики должны сводиться к снижению ин­фляции (по монетаризму), уменьшению налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций, сокращению дефицита госбюджета за счет уменьшения го­с-ных расходов, к последовательной политике приватизации гос. собственности. Тэтчер, Танака (Япония), Рейган (США) опирались на теорию экономики предложения.

10. Теория рациональных ожиданий -одно из самых молодых направлений в современной экон-кой теории (Мут, Лукас, Реппинг). Основные положения теории исходят из анализа поведения потребителей на рынке, которые стремятся к максимизации полезности предметов потребления и способны пред­сказывать все возможные изменения в хозяйстве, прогнозировать будущий уро­вень цен.

11. Институционализм, заложенный Вебленом, получает распространение в начале 20 в. Идеологом является американский экономист Гэлбрейт. Основные положения сводятся к выходу на передний план процессов экономической организации, управления, соц-го и организационного фактора. Гос-во, крупные корпорации и профсоюзы - со­циальные институты, решающим образом влияющие на экономику. В эпоху тех­нико-технологического прогресса определяющая роль в управлении принадлежит техноструктуре, т. е. слою менеджеров, который руководствуется надклассовыми интересами. «Планирующая» и «рыночная» структуры способны сосуществовать в смешанной экономике, особых препятствий к их конвергенции, слиянию не имеется. Это успешно демонстрирует Китай. Основные идеи постиндустриально­го общества изложены в книгах Гэлбрейта «Новое индустриальное общество», «Экономические теории и цели общества» и в работе рос-ких ученых под ру­ководством акад. Львова.

Основные экономические закономерности формировались с развитием эконо­мических течений и обобщены Райзбергом в виде совокупности законов: 1. Закон возвышения потребностей. 2. Принцип ограниченности ресурсов. 3. Граница производственных возможностей и закон возрастания вменённых издержек (упущенных возможностей, дополнительных затрат). 4. Закон убывающей доходности (отдачи). 5. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полез­ности. 6. Закон спроса. 7. Закон предложения. 8. Закон денежного обращения. 9. Зависимость структуры личного потребления от доходов. Закон Энгеля.


2. Развитие теории менеджмента. Общие подходы, основные направления менеджмента и их применение в управлении территориями

1-я управленч. революция около 7 тыс. лет назад, «религиозно-коммерческая», связана с появлением письменности в Древнем Шумере. Священнослужители-бизнесмены переформулировали основополагающие религиозные принципы: вместо человеческих жертв богам теперь требовались жертвы символические: подношение денег и т. д. Все это – в храмы. Шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Письм-сть возникла как необход-ть ведения расчетов, учета праведности верующих. 2-я ур: ч/з 3000л. п/е 1-й, «светско-административная»,связывают с вавилонским царем Хаммурапи (1792–1750 г.дон. э.), кот-ый разработал свод зак-ов управл. гос., параметры: светский стиль управления, усиление контроля, рост ответственности за выполнение работ (на макроуровне), для Хам-пи характерен собствен. лидерский стиль, проявл-ся в опекунстве и защите людей. 3-я ур – «производственно-строительная», особенность явл-ся усиление внимания к контролю за деят-тью в сфере производства и строительства. Произошла во времена правления Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.), автора некоторых из «семи чудес света» (Вавилонская башня и «висячие сады»). На текстильных фабриках введена система цветных ярлыков на партиях сырья.Затем создана сис-ма терр-ого управления в Др.Риме и админ-ная организация Римской католич. церкви, испол-шая принципы функционализма во 2м столетии до н. э. 4-я ур: период буржуазных революций, возник-ния капитализма и начала индустриального развития европейской цивилизации. Харак-ся зарождением профес-ного управления (отделение менеджмента от собственно капитала). 5-я ур: в конце 19-начал. 20 в., бюрократическая, теоретич. База - концепция «рациональной бюрократии». Следующие концепции: научно-управленчес.(1885–1920); административного управлен. (1920–1950); управления с позиции человеческих отношений (1930–по наст. вр.); управления с точки зрения количественных методов (1950 – по наст.время).

Крупные ученых, внесшие вклад в теорию и практику менеджмента:

1. Основатель школы научн.менеджмента Ф. У. Тейлор. В 1911 книга «Принципы науч.управления». Принципы:1)научн. подход к выпол-ию каждого элемента работы;2) системный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;3)кооперация менеджеров с рабочими;4)разделение ответ-сти за результаты м/у менеджерами и рабо­чими. 2. Ф. Гилбрет: система «микроэлементного нормирования труда». 3. Г. Гант: разработчик сист-ого планирования(карта Ганта: краткий перечень запланир-ных на опред-ные отрезки времени работ). 4. А. Файоль:основатель класс.административной школы менеджмента. Выделил функции админ-ции: 1) разделен. труда;2) полномочия и ответственность;3)дисциплина;4)единоначалие;5)единство действий; 6) подчиненность личных интересов коллективным;7)поощрение персонала; 8)централизация; 9)скалярная цепь (уровни иерархии); 10)порядок; 11)справедливость; 12)стабильность персонала; 13)инициатива; 14)корпоративный дух. 5. Э. Мэйо и М. Фоллет – основатели школы «человеческих отношений». 6. Развитие поведенческого (бихевиористского) направления: Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг (власть и авторитет, мотивация, лидерство, социальное взаимодействие и коммуникация). 7. Количественные методы – К.У. Черчмен, Р.А. Акофф, Е.Л. Арноф, Л.В. Кан­то­рович.

Характерные особенности развития менеджмента (м-та): выделение отд-ных направл. м-та: инновационного, финан-го, соц. и др.; ↑ международного хар-ра м-та; учет менталитета нации, составляющей костяк гос-ва; практика интегральной предпринимат. ответственности; новаторский стиль; риск-м-т; привлечение сотрудников к управлению (стратег. М-т); корпоративная культура и миссия фирмы; этический маркетинг и м-т.

Система взглядов на управление экономикой в современный период охватывает: 1) сочетание методов рыночного регул-ния с гос. регул-нием соц.-эконом. процессов; 2) формир-ние и функцион-ание рыночных хозяйст-их субъектов как открытых соц. ориент-ных систем; 3) самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования; 4) сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями гос. сектора экономики; 5) разработка и активное применение на практике методов антикризисного менеджмента; 6) учет глобализации экономики и развитие внешнеэкономических связей.

Общие закономерности и принципы управления: 1. Учет основных экономич. законов общест-ного развития; 2. Соответствие соц. содержания управления формам собственности на средства производства и способу производства в конкретных экономич. условиях; 3. Направленность менеджмента на планомерное развитие объектов. 4. Соотносительность управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления.5. Сокращение числа уровней иерархии управления с переходом на горизонтальные структуры управления. 6. Переход от иерархии управления к демократии и культуре. 7. Усиление роли человеч.-ого фактора, что характеризует переход от технократического характера менеджмента к гуманитарному. 8. Агрегирование информации при переходе с нижнего уровня управления на верхний.

Принципы управления представляют собой общие положения, правила, определяющие требования к системе, структуре и организации управления. К числу важнейших принципов управления относятся принципы единоначалия, иерархичности, обратной связи, компетентности, ответственности, совершенствования системы управления, выделения ведущего звена, научности и использования как базового системно-ситуационного подхода к управлению, правильного подбора и расстановки кадров, сочетания авторитета менеджера с его лидерскими качествами, повышения производительности труда путем внедрения инноваций разного характера, применения мотивации как фактора активизации деятельности сотрудников, маркетингового подхода к клиентам, повышения конкурентоспособности продукции главным образом за счет снижения издержек и повышения качества товара.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...