Развитие экономических учений. Общие закономерности экономики и их применение в региональной экономике
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Отправным пунктом хозяйствования было натуральное хозяйство племен. Затем с зарождением разделения труда и обмена его продуктами появился первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм. Начиная с рабовладельческого периода, формируются гос-ва - крупные терр-льные образования; военные действия, захват чужих терр-рий, порабощение людей становятся средством насильственного решения экон-ких проблем, обогащения одних наций за счет др. Первыми учеными-экономистами могут считаться греческие философы Ксенофонт, Платон, Аристотель (5-4вв. дон.э.). Экон-ские учения сформировались во 2ом тыс-тии нашей эры. 1. Меркантилизм (16-17вв., от итал. «торговец»), помимо выделения роли как главного компонента материального благополучия и богатства, стали: рассмотрение людей, проживающих на территории того или иного гос-ва, как единого общ-ного организма (нации, народа); конкуренция во внешней торговле; протекционизм отечественным производителям; активный торговый баланс.Устанавливались высокие импортные пошлины, экспортные премии, поощрялось торговое посредничество, выдавались гос субсидии для развития экспортоориентированных и импортозаменяющих производств. 2. Физиократизм (16-17 вв., «власть природы»), основателем которого считается Ф. Кенэ. Суть этого учения сводилась к признанию «произведений земли» главным богатством, а отсюда сельск-ное производство, а не торговля и промышленность признавалось основным источником богатства. 3. Классическая школа (17-18 вв.)Основатели: Адам Смита, Давид Рикардо, Томаса Мальтуса, Джона С.Милля. Фундаментальный труд Смита (1776 г.) «Исследование о природе и причинах богатства народов», в к-ром введены зависимости м/у уровнем мат-ного богатства, кол-вом потр-яемой продукции и численностью населения страны; производительность труда как наиболее значимый фактор определяется разделением труда и уровнем накопления капитала; «невидимая рука» рынка сама отрегулирует процесс накопления капитала в нужных размерах и нужном направлении. Смит писал: «Для того чтобы поднять гос-во с самой низкой ступени варварства до высшей - благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей». Смит был сторонником механизма рыночного саморегулирования на основе свободных цен в зависимости от спроса и предложения. Смит заслужил титул «отца экономики».
4. Утопич-й социализм и коммунизм (XVI–XX вв.). Осн-ль Томмазо Кампанелла сложил науч. теч-е марксизма-ленинизма на основе трудов Маркса,Энгельса, Ленина. Классики этого теч-я игнор-ли псих-ию людей, внут. мотивы индивидов считали возм-ым подчинить выс-ким идеалам, «от каждого – по способ-ям, каждому – по потреб-тям», путь достиж-ия такого общ-ва борьба с насильств-ым принуж-ем – «воспит-ием» масс. 5. Маржинализм (19 в., от фр.предельный). Представители этого течения считали, что не должно существовать единых законов для всех стран мира, и стали разрабатывать «местные теории», в частности маржинализм, отправной идеей которого стала установка ценности товара не в производстве, а в процессе обмена, при этом, чем больше товаров определенной номенклатуры появляется на рынке, тем ниже опускается их цена, т. е. тем самым как бы уменьшается их предельная полезность для потребителей. 6. Неоклассицизм основателем считается Маршалл использовал функц-ный подход, суть которого в выявлении функц-ных зависимостей м/у экон-ми явлениями. Одна из таких зависимостей – м/у спросом и предложением - устанавливает рыночную равновесную цену, причем цена продавца устанав-тся по себестоимости товара а цена покупателя- по маржинальному, т. е. по предельной полезности товара. К неоклассицизму примкнули «теория несовершенной конкуренции», неолиберализм. Представители этих течений Хайек, Шумпетер выступали за полную свободу, либерализацию рыночных отношений, свободное предпр-льство. Практическое приложение идей неолиберализма представлено творцом немецкого «экономического чуда» Эрхардом в книге «Благосостояние для всех» и в практической программе возрождения Германии, основанной на идее приспособления к складывающейся ситуации.
7. Кейнсианство основанное на взглядах и позициях англ-го ученого Кейнса, изложенных в работе «Общая теория занятости, процента и денег»(1936 г.). Основные идеи Кейнса: макроэкономика и микроэкономика развиваются по разным законам; требуются конкретные направления регулирующего воздействия на экономику со стороны гос-ва; если объем сбережений превышает объем инвестиций, возникает безработица; при обратном - возникает инфляция; эффект акселерации появляется при гос. стимулировании строительства жилья, т. к. предприниматели будут вынуждены вкладывать средства и в производство стройматериалов, строительного оборудования; мультипликативный эффект роста спроса и вложений обуславливается расходованием сбереженных населением средств на потребление; «парадокс бережливости» приводит к сокращению потребительских расходов и лишает доходов людей, занятых в производстве товаров и услуг. Главная задача гос-ва состоит в сохранении макроэкономического равновесия ч/з воздействие на совокупный спрос. Инфляция в стране означает, что совокупный спрос должен быть сокращен путем ужесточения налогового режима: спрос падает и инфляция прекращается. При безработице гос-во должно ослабить нал-вый режим, сделать кредиты легкодоступными д/ предпр-телей - это приведет к росту спроса, созданию новых рабочих мест и снижению безработицы. 8. Монетаризм - теория, исходящая из представлений о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и ход экон-ских процессов. Поэтому управление экономикой со стороны гос-ва должно сводиться к контролю за денежной массой, эмиссией денег. Основатель теории -амер. профессор Фридмен. «Хозяйство пляшет под дудку $, повторяет танец $». Влияние денег на экон-скую активность - внутренний (эндогенный) фактор. Спрос на деньги является одним из важных побудителей экономики, гос-тво должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.
9. Теория экономики предложения основана на многих положениях неоклассической школы. Основатели (Лаффер и Гилдер) главной идеей теории выдвигают тезис о том, что надо стимулировать активизацию предложения продуктов, а не подвергать совокупный спрос гос-ному регулированию. Основные действия гос-ва в сфере экономики должны сводиться к снижению инфляции (по монетаризму), уменьшению налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций, сокращению дефицита госбюджета за счет уменьшения гос-ных расходов, к последовательной политике приватизации гос. собственности. Тэтчер, Танака (Япония), Рейган (США) опирались на теорию экономики предложения. 10. Теория рациональных ожиданий -одно из самых молодых направлений в современной экон-кой теории (Мут, Лукас, Реппинг). Основные положения теории исходят из анализа поведения потребителей на рынке, которые стремятся к максимизации полезности предметов потребления и способны предсказывать все возможные изменения в хозяйстве, прогнозировать будущий уровень цен. 11. Институционализм, заложенный Вебленом, получает распространение в начале 20 в. Идеологом является американский экономист Гэлбрейт. Основные положения сводятся к выходу на передний план процессов экономической организации, управления, соц-го и организационного фактора. Гос-во, крупные корпорации и профсоюзы - социальные институты, решающим образом влияющие на экономику. В эпоху технико-технологического прогресса определяющая роль в управлении принадлежит техноструктуре, т. е. слою менеджеров, который руководствуется надклассовыми интересами. «Планирующая» и «рыночная» структуры способны сосуществовать в смешанной экономике, особых препятствий к их конвергенции, слиянию не имеется. Это успешно демонстрирует Китай. Основные идеи постиндустриального общества изложены в книгах Гэлбрейта «Новое индустриальное общество», «Экономические теории и цели общества» и в работе рос-ких ученых под руководством акад. Львова.
Основные экономические закономерности формировались с развитием экономических течений и обобщены Райзбергом в виде совокупности законов: 1. Закон возвышения потребностей. 2. Принцип ограниченности ресурсов. 3. Граница производственных возможностей и закон возрастания вменённых издержек (упущенных возможностей, дополнительных затрат). 4. Закон убывающей доходности (отдачи). 5. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности. 6. Закон спроса. 7. Закон предложения. 8. Закон денежного обращения. 9. Зависимость структуры личного потребления от доходов. Закон Энгеля. 2. Развитие теории менеджмента. Общие подходы, основные направления менеджмента и их применение в управлении территориями 1-я управленч. революция около 7 тыс. лет назад, «религиозно-коммерческая», связана с появлением письменности в Древнем Шумере. Священнослужители-бизнесмены переформулировали основополагающие религиозные принципы: вместо человеческих жертв богам теперь требовались жертвы символические: подношение денег и т. д. Все это – в храмы. Шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Письм-сть возникла как необход-ть ведения расчетов, учета праведности верующих. 2-я ур: ч/з 3000л. п/е 1-й, «светско-административная»,связывают с вавилонским царем Хаммурапи (1792–1750 г.дон. э.), кот-ый разработал свод зак-ов управл. гос., параметры: светский стиль управления, усиление контроля, рост ответственности за выполнение работ (на макроуровне), для Хам-пи характерен собствен. лидерский стиль, проявл-ся в опекунстве и защите людей. 3-я ур – «производственно-строительная», особенность явл-ся усиление внимания к контролю за деят-тью в сфере производства и строительства. Произошла во времена правления Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.), автора некоторых из «семи чудес света» (Вавилонская башня и «висячие сады»). На текстильных фабриках введена система цветных ярлыков на партиях сырья.Затем создана сис-ма терр-ого управления в Др.Риме и админ-ная организация Римской католич. церкви, испол-шая принципы функционализма во 2м столетии до н. э. 4-я ур: период буржуазных революций, возник-ния капитализма и начала индустриального развития европейской цивилизации. Харак-ся зарождением профес-ного управления (отделение менеджмента от собственно капитала). 5-я ур: в конце 19-начал. 20 в., бюрократическая, теоретич. База - концепция «рациональной бюрократии». Следующие концепции: научно-управленчес.(1885–1920); административного управлен. (1920–1950); управления с позиции человеческих отношений (1930–по наст. вр.); управления с точки зрения количественных методов (1950 – по наст.время).
Крупные ученых, внесшие вклад в теорию и практику менеджмента: 1. Основатель школы научн.менеджмента Ф. У. Тейлор. В 1911 книга «Принципы науч.управления». Принципы:1)научн. подход к выпол-ию каждого элемента работы;2) системный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;3)кооперация менеджеров с рабочими;4)разделение ответ-сти за результаты м/у менеджерами и рабочими. 2. Ф. Гилбрет: система «микроэлементного нормирования труда». 3. Г. Гант: разработчик сист-ого планирования(карта Ганта: краткий перечень запланир-ных на опред-ные отрезки времени работ). 4. А. Файоль:основатель класс.административной школы менеджмента. Выделил функции админ-ции: 1) разделен. труда;2) полномочия и ответственность;3)дисциплина;4)единоначалие;5)единство действий; 6) подчиненность личных интересов коллективным;7)поощрение персонала; 8)централизация; 9)скалярная цепь (уровни иерархии); 10)порядок; 11)справедливость; 12)стабильность персонала; 13)инициатива; 14)корпоративный дух. 5. Э. Мэйо и М. Фоллет – основатели школы «человеческих отношений». 6. Развитие поведенческого (бихевиористского) направления: Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг (власть и авторитет, мотивация, лидерство, социальное взаимодействие и коммуникация). 7. Количественные методы – К.У. Черчмен, Р.А. Акофф, Е.Л. Арноф, Л.В. Канторович. Характерные особенности развития менеджмента (м-та): выделение отд-ных направл. м-та: инновационного, финан-го, соц. и др.; ↑ международного хар-ра м-та; учет менталитета нации, составляющей костяк гос-ва; практика интегральной предпринимат. ответственности; новаторский стиль; риск-м-т; привлечение сотрудников к управлению (стратег. М-т); корпоративная культура и миссия фирмы; этический маркетинг и м-т. Система взглядов на управление экономикой в современный период охватывает: 1) сочетание методов рыночного регул-ния с гос. регул-нием соц.-эконом. процессов; 2) формир-ние и функцион-ание рыночных хозяйст-их субъектов как открытых соц. ориент-ных систем; 3) самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования; 4) сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями гос. сектора экономики; 5) разработка и активное применение на практике методов антикризисного менеджмента; 6) учет глобализации экономики и развитие внешнеэкономических связей. Общие закономерности и принципы управления: 1. Учет основных экономич. законов общест-ного развития; 2. Соответствие соц. содержания управления формам собственности на средства производства и способу производства в конкретных экономич. условиях; 3. Направленность менеджмента на планомерное развитие объектов. 4. Соотносительность управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления.5. Сокращение числа уровней иерархии управления с переходом на горизонтальные структуры управления. 6. Переход от иерархии управления к демократии и культуре. 7. Усиление роли человеч.-ого фактора, что характеризует переход от технократического характера менеджмента к гуманитарному. 8. Агрегирование информации при переходе с нижнего уровня управления на верхний. Принципы управления представляют собой общие положения, правила, определяющие требования к системе, структуре и организации управления. К числу важнейших принципов управления относятся принципы единоначалия, иерархичности, обратной связи, компетентности, ответственности, совершенствования системы управления, выделения ведущего звена, научности и использования как базового системно-ситуационного подхода к управлению, правильного подбора и расстановки кадров, сочетания авторитета менеджера с его лидерскими качествами, повышения производительности труда путем внедрения инноваций разного характера, применения мотивации как фактора активизации деятельности сотрудников, маркетингового подхода к клиентам, повышения конкурентоспособности продукции главным образом за счет снижения издержек и повышения качества товара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|