Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9 Электроприводы переменного тока




9 Электроприводы переменного тока

9. 1 Краткий обзор систем АЭП переменного тока

До последнего времени основным регулируемым ЭП был ЭП постоянного тока, основным недостатком которого является коллектор, через который идет основной поток энергии.

Недостатки:

- требует ухода;

- нельзя устанавливать в агрессивных и взрывоопасных средах;

- ограничено предельное быстродействие.

С учетом опыта эксплуатации систем постоянного тока, новой элементной базы силовой схемы системы регулирования и при более высоких требованиях к системе созданы современные системы АЭП переменного тока (см. рисунок 9. 1).


Рисунок 9. 1

Сравнительная оценка сложности систем АЭП постоянного и переменного тока представлена в виде таблицы 9. 1.

Таблица 9. 1 Сравнительная оценка сложности систем АЭП постоянного и переменного тока

Тип электропривода

Коэффициенты сложности

силовая схема система регулирования
Высокомоментный ЭД + ТП
АД с КЗ ротором + ТПЧ
Вентильный двигатель + транзисторно-тиристорный ПЧ 1, 5 / 4 3 / 5

Дополнительные преимущества:

1) АД с КЗ ротором:

- дешевизна;

- вес и габариты (0. 5 от веса ДПТ);

- меньший расход цветных металлов.

2) ВД:

- имеет холодный ротор и рекомендуется к применению в прецизионных АЭП.

 

9. 2 АЭП переменного тока на базе вентильного двигателя

9. 2. 1 Общие сведения о работе вентильного двигателя

Состав:

- вентильный двигатель;

- преобразователь частоты со звеном постоянного тока;

- система регулирования.

 

Рисунок 9. 2


Вентильный двигатель (ВД) – обращенная машина постоянного тока (рисунок 9. 2). Индуктор находится на роторе (в виде постоянных магнитов), якорная обмотка на статоре, коллектор заменен полупроводниковым коммутатором.

Для машины постоянного тока

, .

Для вентильного двигателя

, .

а)                                                                       б)

 

Рисунок 9. 3

 


В двигательном режиме работы МДС статора опережает МДС ротора, угол Q»900 поддерживается с помощью ДПР (рисунок 9. 3а). В тормозном режиме МДС статора отстает от МДС ротора, угол Q»900 так же поддерживается с помощью ДПР (рисунок 9. 3б).

Рисунок 9. 4

Скорость ВД регулируется величиной подводимого напряжения к статору. Приведенная схема ВД является моделью, на практике не применяется из-за сложности коммутатора. Реально обмотка статора выполняется по типу трехфазных обмоток машин переменного тока, а коммутатор в виде ПЧ со звеном постоянного тока (см. рисунок 9. 4). Поэтому ВД относится к машинам переменного тока.

,

где p – число пар полюсов (если p = 1, то электрический градус равен механическому).

 

Рисунок 9. 5

В приводе применен транзисторно-тиристорный преобразователь частоты с мостовым коммутатором, который позволяет получить шесть фиксированных положений вектора Fc (рисунок 9. 5).

Изменение Q и М при неизменном IC и изменение Q и IC при неизменном М представлены на рисунке 9. 6а и б, соответственно.

а)                                                              б)

 

Рисунок 9. 6

Постоянный момент мы получим при изменении Ic.

Регулирование тока статора осуществляется с помощью силовых ключей. Кроме этого силовые ключи изменяют подводимое к двигателю напряжение, за счет чего осуществляется регулирование скорости.

Рисунок 9. 7


В двигательном режиме работы суммарная ЭДС направлена встречно источнику, а в генераторном – сонаправлены. Переключение тиристорного коммутатора осуществляется датчиком положения ротора (ДПР), изображенных на рисунке 9. 7.

Рисунок 9. 8


Чтобы тиристорные коммутаторы оставались включенными на всем разрешенном интервале, управление ими должно осуществляться либо широкими импульсами, либо узкими с частотными заполнениями (см. рисунок 9. 8).

В начале каждого участка включается участок равный 300 мкс (это необходимо для восстановления запирающих свойств тиристора).

Силовые ключи СК1 и СК2 выполняют две функции:

- искусственная коммутация тиристоров коммутатора (они периодически, в начале и середине разрешенной зоны отключаются, выключая тем самым ранее включенные тиристоры коммутатора, после чего они включаются, и подаются импульсы на новую пару тиристоров);

- за счет широтно-импульсного или скользящего режимов обеспечивается регулирование напряжения, подводимого к обмотке статора, за счет чего происходит регулирование скорости, а также изменение скорости на интервале дискретности коммутатора, с целью поддержания момента двигателя постоянным.

Управление СК1 и СК2 осуществляется релейным регулятором тока (рисунок 9. 9).

Рисунок 9. 9


Если используется широтно-импульсный режим, то частота 3¸ 5кГц.

Если используется скользящий режим, то возможны три ситуации:

P0 – (выключены оба СК);

P1 – (включен один СК);

P2 – (включены оба СК).

В режиме Р1 ключи СК включаются поочередно, т. е. СК1, СК2, СК1 и т. д.

При равенстве сигналов Uзт и Uдт включается режем Р1; если при этом ток двигателя уменьшается и выходит за заданный предел, либо по истечении времени t (t » 0, 5 мс), то включается режим Р2. Если ток увеличивается, то включается режим Р0.

Таким образом, осуществляется практически безинерционное слежение импульсного истинного тока за заданным.

В режиме Р2 идет потребление энергии от источника, в режиме Р0 – рекуперация, в режиме Р1 обмотки замкнуты накоротко.

Рисунок 9. 10

Функциональная схема ЭП с вентильным двигателем представлена на рисунке 9. 10.

В целом система построена по подчиненному принципу управления: главный контур скорости, внутренний – контур тока. Но еще есть независимый контур, обеспечивающий поддержание угла Q.

В отличии от ДПТ, вентильный двигатель регулируется по скорости только в замкнутой системе.

Структурная схема ЭП с вентильным двигателем представлена на рисунке 9. 11.

 

Рисунок 9. 11

С релейным регулятором тока контур тока практически безинерционен.

.

Упрощенная структурная схема ЭП с вентильным двигателем представлена на рисунке 9. 12.

 

Рисунок 9. 12

Настройка на модульный оптимум

;

.

Получили П-регулятор.

Настройка на симметричный оптимум

;

.

Получили ПИ-регулятор, ЛАЧХ которого представлена на рисунке 9. 13.

Рисунок 9. 13

Для исключения влияния помех на работу контура тока, вызванных пульсациями тахогенератора, регулятор скорости делают адаптивным.

В зоне низких скоростей применяется классическая настройка на симметричный оптимум. В зоне высоких скоростей W > 0, 25 Wн  коэффициент регулятора скорости снижается в три раза, в три раза повышается постоянная времени изодромной части.

Рисунок 9. 14


Реализация адаптивного регулятора скорости приведена на рисунках 9. 14 и 9. 15.

 

Рисунок 9. 15

При скорости W > 0, 25 Wн ключ К размыкается (рисунок 9. 16).

 

Рисунок 9. 16


;

,

где

При скорости W < 0, 25 Wн ключ К замыкается (рисунок 9. 17).

 

Рисунок 9. 17


Потенциалы резистора R7 слева и справа равны потенциалу земли, его из рассмотрения можно исключить, так как через него не будет протекать ток.

;

;

.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...