Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные аспекты профессионального мастерства специалиста культуры




Содержание

 

Введение

. Теретико-методологические основы профессионального мастерства специалиста культуры

Основные аспекты профессионального мастерства специалиста культуры

Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры

. Формы и методы повышения профессионального мастерства специалиста культуры

Развитие академического образования как фактор повышения базовых основ мастерства специалиста культуры

Информационные технологии и их роль в повышении профессиональной компетентности специалиста культуры

Конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала специалистов культуры

Заключение

Литература

Профессиональный мастерство специалист культура

 


Введение

 

Не секрет, что успех работы дома культуры определяется уровнем квалификации специалистов, степенью сплоченности творческой команды, работающей на одну идею. Стратегически мыслящие руководители понимают, что повышение уровня квалификации персонала сегодня является ключевым условием роста конкурентноспособности. Возникновение каждой специальности и соответствующей ей системы образовательной подготовки имеет некоторые предпосылки и факторы, влияющие на формирование идейно-методологической основы, или парадигмы, образования. Необходима осознанная социальная потребность в профессионалах определенного профиля, достаточно высокий уровень развития и четкая взаимосвязь науки и практики. Это придает актуальность данному исследованию.

Объект исследования - проблема профессионального мастерства.

Предмет исследования - профессиональное мастерство специалиста культуры.

Цель исследования - определение роли профессионального мастерства специалиста культуры.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи:

.   Рассмотреть концептуальные основы национального характера воспитания в переносе на современную педагогику народного художественного творчества.

.   Выявить элементы национального характера воспитания и их отражение в современной педагогике народного художественного творчества.

Методы исследования: изучение теории вопроса, анализ литературных источников, наблюдение, обобщение полученных результатов.

Теоретическую базу составили труды: К.Д. Ушинского, П.И. Уткина, Н.С. Королевой, А. Соколовой, И.Н. Сиземской, Л.И. Новиковой, М.С. Жирова, А. Мазериной, М.Н. Кузьмина, В.П. Кичигина, И. Карачарова, А.В. Горбатовской, П.Г. Богатырева, В.П. Аникина и других.

Эмпирической базой исследования стали учебно-методический комплекс «Технология. Художественный труд» для 1-4-го классов (авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова), центр межнационального образования «Этносфера», самодеятельные коллективы Москвы, Санкт-Петербурга, Губкина.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 36 источников, приложения.

Таким образом, тема рассмотрена в психолого-педагогическом, этноисторическом, культурно-гносеологическом и современном аспектах.

 

 


Теретико-методологические основы профессионального мастерства специалиста культуры

Основные аспекты профессионального мастерства специалиста культуры

 

В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников профессиональных учебных заведений сферы культуры. Это связано с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей в связи с необходимостью обеспечения конкурентноспособности всех отраслей народного хозяйства, и, в частности, с перспективами создания Государственной аттестационной службы.

В то же время профессионализм специалиста, его профессиональная культура - явление весьма сложное и многоаспектное. Уровни развития профессиональной культуры личности, профессионализма специалиста культуры следует, очевидно, рассматривать по разным аспектам.

Во-первых, в технологическом плане - уровень развития специальных знаний, умений, навыков. В этой триаде умения необходимо поставить на первое место - ведь в конечном итоге квалификация специалиста определяется не тем, что он знает, а тем, что он умеет. Итак, умения. Здесь можно выделить, с одной стороны, уровни овладения конкретными умениями с учетом схемы, предложенной К.К. Платоновым:

. Первоначальное умение - осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. В действиях ярко выражен характер проб и ошибок.

.Частично умелая деятельность - овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности.

. Умелая деятельность - творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.

. Мастерство - овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели - целеполагания, творческое использование различных умений в соединении убеждениями, высокой общественной активностью, с развитым чувством коллективизма и умением работать в коллективе [].

Технологические умения можно подразделить и по уровням иерахии профессиональных действий и деятельности (А.М. Новиков). Если задаться вопросом - а что значит овладеть профессиональной деятельностью специалистом культуры, то ответ на него, наверное, будет один - это значит, что человек умеет делать то, что ему необходимо делать в рамках его профессии. Но при этом целесообразно рассмотреть три аспекта профессиональной деятельности:

1. В зависимости от личностных качеств специалиста культуры, а также условий, в которые он поставлен, профессиональная деятельность может осуществляться на разных уровнях ее иерархии:

Операционном, когда специалист культуры выполняет лишь отдельные технологические операции;

Тактическом - когда специалист культуры выполняет полный технологический процесс, успешно используя всю совокупность наличных средств и способов труда для решения текущих профессиональных задач в изменяющихся условиях. Тактический уровень наряду с овладением комплексом технологических операций требует ряда других компонентов - способности к быстрой ориентировке в изменяющихся производственных ситуациях, владение общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, умения технологического планирования, пользования справочной литературой, умения распределения ролей при коллективной организации труда и т.д.

Стратегическом, - когда специалист ориентируется во всей системе производства, его экономических, технологических и общественных отношениях, самостоятельно определяет место и цели собственной профессиональной деятельности в соответствии с общими целями предприятия, фирмы, где он работает. Стратегический уровень профессиональной деятельности, наряду с овладением, естественно, операционными и тактическими компонентами, требует развития еще и ряда «внепрофессиональных» или «надпрофессиональных» качеств личности специалиста культуры: высокоразвитых познавательных умений, развитой способности творческой активности, умения самоанализа процесса и результатов деятельности, широкого кругозора, коммуникативности и т.д.

Условно можно сказать так: операционный уровень - это работник - исполнитель; тактический - активный работник; стратегический - творческий работник. Естественно, профессиональным учебным заведениям всех уровней желательно воспитывать специалистов высшего, стратегического уровня профессиональной деятельности.

2. Рассмотрим теперь процессуальный аспект профессиональной деятельности. «Уметь делать» в самом общем смысле значит, что побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели, в соответствии с ситуацией, целью и условиями определить конкретные способы и средства действий, в процессе действий отработать, усовершенствовать их и, наконец, достигнуть цели.

По сути дела, мы привели общую, целостную психологическую схему деятельности. Такая деятельность, которая включает все перечисленные компоненты в единстве, называется интегративной (А.М. Новиков) [21:124].

Естественно, многие конкретные виды деятельности человека, в том числе профессиональные, часто включают в себя лишь часть перечисленных компонентов. Так, чисто исполнительская деятельность, деятельность на уровне выполнения лишь отдельных технологических операций, предполагает, что цель, средства и способы заданы человеку извне - руководителем, технологической картой, инструкцией и т.п.; соответственно ценностно-ориентировочные, познавательные, целеполагающие компоненты свернуты.

Причем водораздел лежит в цели. Если человек сам ставит цели своей деятельности - деятельность имеет активный, в том числе и творческий характер. Если цель задается человеку кем-то другим - студенту - преподавателем, работнику - руководителем и т.д., тот такая деятельность - исполнительская.

Задача развития личности специалиста заключается не только в интеллектуальном и физическом развитии и т.д. Она заключается, в конечном счете, в формировании человека с активной жизненной позицией, человека деятельного, «деятельно развитого». Такое развитие и должно быть основано на формировании наряду со знаниями, операционными умениями широких умений тактического, а главное, стратегического планов.

. Рассмотрим третий аспект интегративной профессиональной деятельности специалиста культуры в ее видовой структуре. Выделяются пять основных видов деятельности (их можно также определить как инвариантные стороны деятельности): познавательная, преобразовательная (практическая и проектирующая), ценностно-ориентировочная, общения, эстетическая (М.С. Каган, В.С. Леднев, А.М. Новиков) [20:142].

В этом аспекте разностороннее развитие личности предполагает достаточный уровень развития способностей к одновременному осуществлению всех видов деятельности или, иначе говоря, развития потенциалов личности, соответствующих этим пяти основным видам деятельности.

1. Познавательная деятельность. Она не затрагивает реального бытия объекта, а если и изменяет его, то идеально, лишь затем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь его суть. В познавательной деятельности активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его, не разрушает, не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. Познавательная деятельность имеет своими объектами природу, общество, человека, а также саму познающую личность (самопознание). Продуктом познавательной деятельности являются знания. В случае общественного субъекта - это научные знания в целом. Для отдельного человека - это индивидуальные знания, получаемые путем усвоения научных знаний, накопленных человечеством, а также житейских знаний, полученных из собственного опыта. Без знания реальности никакая деятельность невозможна, поэтому познавательная деятельность - обязательный компонент любого вида деятельности.

Познавательный потенциал личности определяется объемом и качеством знаний, которыми располагает личность о внешнем мире, природе, обществе, человеке, знаний о себе, а также уровнем развития познавательных умений.

. Ценностно-ориентировочная (или оценивающая) деятельность. Как и познавательная, имеет духовный характер, но своеобразие ее в том, что она устанавливает отношение не между объектами, а между объектом и субъектом, т.е. дает не чисто объективную, а объективно-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях. Этот вид деятельности направлен на формирование целей и мотивов. Продуктом ее для индивида, личности является ее направленность, или ценностная ориентация, носителем - та часть индивидуального сознания, которая обеспечивает оценку, ориентацию. Ценностно-ориентировочная деятельность развертывается на двух уровнях - на уровне обыденного сознания и на теоретическом уровне, где она выступает в форме идеологии.

Ценностно-ориентировочный потенциал личности определяется обретенной им в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, эстетической сферах, т.е. идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

. Преобразовательная деятельность направлена на изменение, преобразование окружающей действительности или на преобразование самого себя, когда речь идет, например, о физическом совершенствовании, самовоспитании и т.д.

Преобразовательная деятельность может осуществляться в двух плоскостях, аспектах - реально или идеально. В первом случае происходит действительное изменение материального бытия - природного, общественного, человеческого. Такая деятельность называется практической, практикой. Во втором случае объект изменяется лишь в воображении - это деятельность проектирующая (моделирующая). Ее функция - обеспечивать практическую деятельность опережающими и направляющими проектами, планами, образами действий. И в первом и во втором случаях преобразовательная деятельность может быть творческой или механической, исполнительской (продуктивной или репродуктивной). Преобразовательный потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями, уровнем развития ее творческих способностей.

. Коммуникативная деятельность (общение) как вид деятельности обусловлена социальной природой человека и является условием труда, условием познания, условием выработки системы ценностей. Коммуникативный потенциал определяется мерой и формами общительности личности, характером, формой и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми.

5. Эстетическая деятельность в общем виде включает в себя создание или потребление произведений искусства (музыки, живописи и т.д.), а также - что в данном случае более важно - всякая деятельность, в том числе и в первую очередь трудовая, связана с совершенством мастерства, с искусством, совершенством процесса и продукта труда человека, свободным проявлением им своих созидательных способностей и сил. Как известно, эстетка как наука и определяет объективную основу эстетического освоения человеком мира как творческую, практически целенаправленную деятельность людей, в которой раскрываются их общественная сущность и созидательные силы.

Подлинно человеческая деятельность, деятельность, где человек может раскрыть все свои потенциальные возможности - это такая деятельность, в которой будут достаточно полно представлены все перечисленные виды деятельности в единстве. Причем, ведущим видом деятельности в соответствии с природой человека выступает преобразовательная деятельность. Но для этого необходим поиск путей организации личного опыта учащихся, студентов в осуществлении интегративной деятельности, определяемой полнотой своего содержания в процессуальном аспекте (целеполагание - целевыполнение) и в видовом аспекте - в ней должны быть достаточно выражены познавательная, ценностно-ориентировочная, преобразовательная, коммуникативная и эстетическая деятельности [17:254].

Далее, если брать только технологический аспект, то каждое профессиональное умение базируется на соответствующих навыках как его автоматизированных компонентах. Таким образом, необходимо рассмотреть еще одну классификацию уровня сформированности профессиональных навыков (по К.К.Платонову):

. Начало осмысления. Этот этап характеризуется отчетливым понимание цели, но смутным пониманием способов ее достижения, грубыми ошибками при попытках выполнения действия.

. Сознательное, но неумелое выполнение. У обучающихся наблюдается отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но выполнение его неточно и неустойчиво, со множеством лишних движений.

. Автоматизация навыка. На этом этапе происходит все более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании, устраняются лишние движения, появляются возможности положительного переноса навыка.

. Высокоавтоматизированный навык. Этап характеризуется точным, экономным, устойчивым выполнением действий.

. Необязательный. Временное ухудшение выполнения действий, возрождение старых ошибок. Этот этап может проявляться при формировании сложных навыков. Он связан с самостоятельным поиском собственного индивидуального стиля работы, оптимального для каждого из них.

. Вторичная автоматизация навыка. На этом этапе происходит восстановление особенностей четвертого этапа, но с характерным проявлением индивидуального «почерка» в выполнении действий [21:124].

Таким образом, специалист культуры формируется в процессе активной трудовой деятельности по принципам и законам формирования специалиста любой другой отрасли. Однако есть один компонент, который отличает его как специалиста. Это наличие потенциала для занятий художественным творчеством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...