Развитие академического образования как фактор повышения базовых основ мастерства специалиста культуры
Возникновение каждой специальности и соответствующей ей системы образовательной подготовки имеет некоторые предпосылки и факторы, влияющие на формирование идейно-методологической основы, или парадигмы, образования. Необходима осознанная социальная потребность в профессионалах определенного профиля, достаточно высокий уровень развития и четкая взаимосвязь науки и практики, сформированность научного знания и «методологии перевода научного знания в учебное» [3:44]. Культурологическое образование - относительно новое направление образовательной деятельности. Хотя элементы культурологического знания включались в программы подготовки по ряду специализаций преимущественно философского образования в СССР еще с 50-х гг., культурология, плохо совместимая с догматами марксистского истмата, не распространилась в советской образовательной системе. На культурологию обратили внимание лишь в начале 1990-х гг., когда после вывода из образовательных программ вузов исторического материализма и научного коммунизма обнажилась очевидная лакуна в области обобщающего знания об историческом опыте, о месте человека в социуме. Было признано, что наиболее предпочтительно направление исследований общества и культуры, которое постепенно сложилось в советской науке в течение 1960-80-х гг. и получило название «культурология». Главная сложность введения культурологии в систему высшего образования заключалась в том, что отечественная культурологическая наука представляла и до сих пор представляет собой эклектическую конструкцию из элементов многообразных зарубежных и отечественных теорий, концепций, идей, школ и направлений. Культурология синтезирует и творчески использует теорию и методику антропологии и социологии, истории и философии, искусствознания и эстетики, семиотики и мифологии и т.п.
Попыткой сведения этих разнородных составляющих в целостную систематизированную программу обучения теории и истории культуры явилась подготовка в 1992 г. первого Государственного образовательного стандарта по специальности Культурология. В том же году культурология наряду с социологией, политологией и правоведением была введена в образовательные программы всех вузов страны. Наиболее последовательно феномен культурологического образования рассматривается в монографии профессора М.Г. Вохрышевой «Современные стратегии культурологического образования» [6:44]. Понимая культурологическое образование как «способ овладения культурой», в качестве основной отличительной черты культурологического образования автор выделяет его синтетичность и многозначность, многоуровневость, разнонаправленность возможностей профессионального и непрофессионального образования. В сложившейся к настоящему времени терминологии под «культурологическим образованием» понимаются направление высшего образования по специальности Культурология, а также общеобразовательный курс культурологии, включенный в качестве обязательного в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебных планов всех вузов по всем специальностям по действующему Госстандарту высшего профессионального образования. В отличие от Номенклатуры специальностей научных работников, принятой Миннауки и ВАК РФ, где к культурологии помимо теории культуры и исторической культурологии отнесены исследования в области охраны и реставрации культурных объектов, а также прикладные культурологические разработки, в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования и Государственном образовательном стандарте Российской Федерации культурология ограничена только областью фундаментальных знаний по теории и истории культуры, а квалификационные ориентации - подготовкой специалистов для научно-исследовательской, преподавательской и управленческой работы в культуре.
Изучая формирование отечественного культурологического образования, можно отметить, что его становление и развитие началось с задач подготовки специалистов в сфере досуговой культуры, чьей основной профессиональной деятельностью стала организация и руководство художественной самодеятельностью как одного из видов организованного досуга. В 50-е годы ХХ в. на базе библиотечных вузов стали создаваться культурно-просветительные факультеты для подготовки организаторов и методистов клубного дела. В Московском государственном библиотечном институте такой факультет был организован в 1949 г., затем в 1951 г. открывается кафедра культурно-просветительной работы [5:64]. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. открываются институты культуры в Челябинске, Краснодаре, Хабаровске, Казани, Кемерово, Куйбышеве, Барнауле, Перми, филиалы в Тамбове и Орле. В этих вузах уже изначально существовало два факультета - библиотечный и культпросветработы. Начавшаяся в конце 1980-х г. перестройка по-новому поставила проблему реформирования образования в сфере культуры и искусства. Началось освоение мировой культурологической мысли, ознакомление с трудами зарубежных ученых, что повлияло на активизацию отечественной философии, эстетики, искусствознания в новых направлениях, с новых методологических позиций. К этому времени вузы культуры накопили значительный потенциал теоретико-методического знания, в них сформировались устойчивые исследовательские коллективы, проводились серьезные и многообразные по тематике и проблематике исследования сферы культуры. Назрела необходимость внесения изменений в содержание и качество подготовки специалистов, чьи функциональные возможности не ограничивались бы только организацией досуговой сферы. Остро встал вопрос подготовки теоретиков, историков, экономистов, менеджеров, социологов культуры.
Министерство культуры РСФСР в 1990г. уточнило наименование специальности Культурно-просветительная работа и организация самодеятельного творчества, разделив ее на специальность Культурология (с квалификациями: организатор-экономист социально-культурной сферы, социолог культуры, методист-организатор кино- и видеодела) и художественные специальности вузов искусств с присвоением педагогических квалификаций (дирижер хора (оркестра), педагог; режиссер театрального коллектива, педагог). Впервые прием на эти специальности был осуществлен в 1990-1991 учебном году в Московском, Ленинградском, Казанском, Челябинском, Куйбышевском, Пермском институтах культуры. В Российском открытом университете в 1990 г. началось формирование факультета и кафедры искусствознания и культурологии. В 1995 г. на базе этого факультета была создана Высшая школа культурологии (ВШК) Московского государственного университета культуры (Минкультуры РФ) - единственное пока в России специальное учебное заведение, где ведется подготовка культурологов различных профилей и специализации [2:47]. В те же годы образуется и негосударственный Университет истории культур (УНИК), где развивается родственное культурологии филологическое образование с культурологическим уклоном (позднее это направление разовьет Московский Государственный лингвистический университет им. М.Тореза). В числе основателей специального культурологического образования в стране следует назвать Г.В.Драча - в Ростове, С.Н.Иконникову - в Санкт-Петербурге, Г.И. Звереву, А.И. Арнольдова, Т.Ф. Кузнецову и А.Я. Флиера - в Москве. С 1996 г. культурология была введена в номенклатуру специальностей Миннауки и ВАК РФ. Были учреждены ученые степени доктора и кандидата культурологии, стали открываться диссертационные советы по культурологическим специальностям. Как общеобразовательная дисциплина культурология читается во всех государственных и большинстве негосударственных вузах страны. У культурологии были не только сторонники, но и противники, которые боролись с наукой о культуре как сферой знаний, конкурирующей в ряде областей с философией, а также со всеми социальными и гуманитарными науками. Кризис наступил в 2000 г., когда под нажимом философов и социологов и вопреки протестам Российской академии наук Министерство по делам науки и изобретений издало приказ, «закрывающий» культурологию в качестве самостоятельной науки и ликвидирующий все культурологические ученые степени. Взрыв возмущения деятелей гуманитарной сферы привел к отмене этого приказа и выработке компромиссного решения.
В настоящий момент культурология восстановлена в виде двух специальностей: Теория и история культуры и Музееведение и охрана памятников истории и культуры. Возобновлены защиты диссертаций по культурологическим наукам. Что же касается культурологического образования, то оно не прерывалось, хотя объединения социального и гуманитарного направлений культурологии в России так и не произошло. Отныне собственно культурологией признается ее гуманитарное направление. Социальная культурология присутствует в программе подготовки культурологов, занимая примерно 20% ее объема [15:24]. Интересно, что, как и в российской системе профессионального образования подготовки специалистов культуроведческой деятельности, в зарубежных странах эта сфера связана с понятием досуга. Причем досуг как вид деятельности служит как отдыху, так и развитию личности. В Западной Европе, США и других странах на стыке педагогики, медицины, психологии, культурологии, менеджмента и социальной работы сложилась квалификация специалистов, обеспечивающих создание благоприятных условий для поддержания здоровья и рационального досуга всех возрастных групп населения. Следует отметить многоуровневость и разнонаправленность школ и концепций образовательной подготовки: так, только в США действуют 25 программ для менеджеров в области культуры. В настоящее время возникает новая задача - соединения педагогики досуга и менеджмента сферы досуга, и этот процесс особенно интенсивно идет в странах Европы. Можно констатировать, что этап становления культурологического образования привел к уточнению его содержательной направленности, но ввести это сложное явление в единые рамки пока представляется достаточно сложным. Необходимо продолжение разработки научно-методологических оснований для дальнейшего развития системы культурологического образования. Кафедра режиссуры и мастерства актера была основана в год открытия Орловского филиала Московского государственного института искусств и культуры, прошла все этапы становления института.
Первым заведующим кафедрой был А.С. Разинкин, режиссёр с большим стажем работы в профессиональных театрах, истинный продолжатель традиций своих учителей, прославленных педагогов ГИТИСа А.Д. Попова и М.О. Кнебель. С 1979 года кафедрой руководил Заслуженный работник культуры России, доцент М.И. Лазарев. Большой вклад в становление учебного процесса кафедры внес доцент, Заслуженный деятель искусств ЛССР В.М. Каплин. За годы своей деятельности кафедра подготовила большой отряд специалистов НХТ. Более 500 выпускников пополнили кадровый состав учреждений культуры и искусства за 35 лет работы вуза. Кафедра гордится своими выпускниками, среди которых Заслуженные работники культуры России В.С. Пикалов, Т.С. Сенькина; Заслуженная артистка России М.В. Рыжикова; кандидат искусствоведения, доцент СПб.-ГАТИ М.Б. Александровская; Заслуженный работник культуры Украины Н.П. Пермякова; отличник народного образования С.С. Захарченко и многие другие[19:44]. На сегодняшний день кафедра осуществляет подготовку специалистов по трем специальностям: «Народное художественное творчество» (квалификация «Режиссер любительского театра, преподаватель»), «Актерское искусство» (квалификация «Артист драматического театра и кино») - совместно с Орловским государственным театром для детей и молодежи «Свободное пространство», - «Режиссура кино и телевидения» (квалификация: «Режиссер телевизионных программ»). По специальности «Актерское искусство» осуществлены два выпуска специалистов, которые, в основном, работают в Орловском государственном театре для детей и молодежи «Свободное пространство» (художественный руководитель театра, руководитель курса, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор А.А. Михайлов), где несут на себе большую репертуарную нагрузку. Другие выпускники работают в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, на радио и телевидении. Самым ответственным экзаменом для студентов всех специальностей является подготовка и эксплуатация телевизионной продукции, спектаклей, в которых выявляются умения, навыки, зрелость будущих специалистов. Курсовые спектакли студентов специальности «Народное художественное творчество» были участниками Международного фестиваля «Альма матер», Международного фестиваля театрального искусства «Земля. Театр. Дети» в г. Евпатории (Украина), были показаны в районах области, на региональном фестивале «Весенние фантазии», фестивале «Студенческая весна». Курсовые и дипломные спектакли студентов специальности «Актерское искусство» являлись участниками фестиваля дипломных спектаклей театральных школ России (г. Ярославль), Международного фестиваля студенческих спектаклей «Подиум» (г. Москва), фестиваля студенческих спектаклей «Будущее театральной России» (г. Курск), Международного фестиваля «Театр для детей и юношества - XXI век» (г. Воронеж), Международного фестиваля «Славянские корни» (г. Брянск) и т.д. Эти спектакли вошли в репертуар театра и сегодня, как и прежде, вызывают интерес зрительской аудитории. Студенты специальности «Режиссура кино и телевидения» были участниками 48-го Международного фестиваля некоммерческих фильмов «Белые ночи» в г. С.-Петербурге и награждены дипломами за представленные работы. За годы работы на кафедре выработаны определенные критерии, принципы, которые явились основой творческой школы под общим названием: «Театральное искусство как фактор формирования творческой личности» (руководитель - профессор О.В. Князева). В результате работы творческой школы изданы научные и научно-методические труды преподавателей кафедры: проф. О.В. Князевой, доцентов А.Ю. Титова, Е.В. Рахманиной, В.В. Ламакиной, В.Ю. Иванова, Л.В. Ивановой, В.Н. Торгашова и др. Педагоги кафедры являются также руководителями студентов, активно занимающихся научно-исследовательской и научно-методической работой. Лучшие работы студентов публикуются в сборниках вуза. Студенты и педагоги кафедры сотрудничают с учреждениями культуры, искусства и образования, телевизионными студиями города, которые являются базами практики для всех специальностей кафедры. Кафедра осуществляет тесные контакты с ведущими вузами России: РАТИ (ГИТИС), СПб.- ГАТИ (ЛГИТМИК), ИПК работников ТВ и РВ и др., приглашая ведущих специалистов для проведения мастер-классов, семинаров. Педагоги и студенты кафедры участвуют в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, чтениях, где рассматриваются вопросы образования, культуры и науки в современном российском обществе. Важный аспект работы кафедры - концерты, театрализованные представления, театрально-музыкальные композиции для жителей города и области. Наиболее памятные из них посвящены 60-летию Великой Победы. Кафедра постоянно работает над повышением профессионального мастерства, что является залогом ее развития в подготовке специалистов в сфере культуры, искусства и образования[21:124]. Таким образом, академическое образование в сфере культуры востребовано обществом, которое предъявило высокие требования к специалисту в области культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|