Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры
Профессиональные умения основываются на знаниях. Знания, в том числе профессиональные знания классифицируются по разным основаниям: - по уровням обобщения (В.П. Беспалько, А.М. Новиков): . Непосредственные (чувственные, образные) знания на уровне восприятий и представлений. . Феноменологические, описательные знания на уровне обыденного, житейского языка. . Аналитико-синтетические знания на уровне элементарного, но уже научного объяснения чаще всего качественного явлений и процессов, их свойств. . Прогностические знания - объяснение явлений и процессов на уровне теории, в том числе количественной, создают возможности для прогнозирования их развития. . Аксиоматические знания - объяснение явлений и процессов с использованием высокой общности их описания как по широте охвата, так и по глубине проникновения в их сущность; - по отношению к изучаемому объекту (И.Я. Лернер, А.М. Новиков): . Знания об объекте действия. . Знания о действиях с объектом, способах действий. В частности все технологические знания будут относиться к этой области [21:124]. - по уровням усвоения, овладения (В.П. Беспалько). Уровни усвоения рассматриваются в двух аспектах. Во-первых, как мера качества усвоения обучающимися учебного материала; во-вторых - как заранее устанавливаемая (в учебной программе, учебнике и т.д.) мера глубины, фундаментальности и подробности изучения материала. Выделяются четыре уровня усвоения знаний: уровень - знания-знакомства - узнавание объектов, явлений, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или о действиях с ними. уровень - знания-копии - предполагает репродуктивные действия путем самостоятельного воспроизведения и применения информации об объекте и действиях с ним.
уровень - предполагает продуктивные действия по применению полученной информации в отдельных ситуациях в процессе самостоятельной работы. уровень - знания трансформации - предполагает возможность творческого применения полученной информации путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний. Следующий аспект рассмотрения и оценки уровня квалификации специалиста - специалисты с одним и тем же дипломом могут в дальнейшей профессиональной деятельности специализироваться в различных по ее характеру областях. Так например, в производственно-технической сфере профессиональная деятельность специалистов классифицируется по следующим трем областям (О.В. Алексеев): инновационная деятельность - исследования, разработки и проектирование; производственная деятельность - производственные системы; обслуживающая деятельность - маркетинг, обслуживание оборудования, испытания и измерения. Соответственно для этих трех областей предъявляются разные требования к уровню подготовки и личностным качествам специалиста, что видно из таблицы 1.
Таблица 1.Уровень требований к специалистам в разных областях деятельности
Особенность профессии специалиста культуры такова, что к ней в равной мере можно отнести требования инновационности, производства и обслуживания. В новых социально-экономических условиях неизбежно будет происходить расширение спектра профессиональных деятельностей. Уже сегодня вместо понятия «профессионализм» все чаще начинают использоваться понятия «образованность» и «компетентность». Общество все больше нуждается в широко образованных людях. Конечно, в любом деле важен профессионализм. Но между тем само это слово привычно соединяется со словом «узкий». Такова природа профессионализма - чем он выше, тем уже. Образованность же наоборот - чем выше, тем шире. Высокообразованный человек - это не только безукоризненный специалист в своей области, но и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знающий отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию, владеющий несколькими языками.
Высокообразованные люди нужны любому коллективу профессионалов, который хочет добиться результатов, конкурентноспособных на мировом рынке. И, в том числе, наше отставание во многих отраслях связано и с тем, что подлинно образованных людей не хватает. И эта нехватка ощущается все острее и острее. Когда говорят о профессионализме, то в первую очередь подразумевается владение тем или иным человеком технологиями - будь то технологии обработки материалов, бухгалтерского учета, конструирования машин, выращивания урожая или строительных работ. Компетентность же подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умению доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания. Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления. Это - умение диалога и коммуникабельность, сотрудничество и т. д. Над собственно профессиональной - технологической подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту - комплекс так называемых «базисных квалификаций» (В.А. Ермоленко, А.М. Новиков) [22:74]. В аспекте расширения спектра профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях особенно актуальными становятся (А.М. Новиков):
Профессионально-этическое (нравственное) воспитание. В первую очередь, очевидно, речь идет о формировании духовности. Главная задача профессиональной школы в формировании духовности молодежи заключается, в разрешении двух противоречий. Во-первых, это преодоление разрыва между учебными и воспитательными целями: ведь учебные предметы в большинстве своем построены таким образом, что они объективно обезличены и этически нейтральны. Преподаватель, мастер, конечно, воспитывает примером своей личности. Но эти воспитательные воздействия находятся как бы рядом с изучаемым предметом. Но самые гуманные цели обучения и воспитания, внутренне не принятые студентом, не будут достигнуты. Необходимо педагогическое и методическое обеспечение соединения различных позиций педагога и обучаемого, построение всего образовательного процесса на основе внутренних образовательных потребностей обучаемых. Без этого мы будем по-прежнему сталкиваться с отвращением молодежи к педагогическим проповедям, к формальным «воспитательным мероприятиям». Педагогическое мастерство в новых социально-экономических условиях будет заключаться, очевидно, в первую очередь в том, чтобы поставить обучаемого как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности и своей судьбы на протяжении всей жизни. В том числе, - жизненной профессионально-образовательной траектории - что уже практически полностью будет относиться к профессиональной школе. Студента необходимо научить анализировать свою будущую карьеру, проводить самооценку своих способностей, качеств личности, интересов и потребностей с точки зрения выбора той или иной будущей карьеры, возможных ее вариантов и изменений. Очевидно, это особая область содержания профессионального образования, которая может реализовываться, в частности, специальными курсами, психологическими тренингами и т.д. Профессионально-эстетическое воспитание. Вопрос о формировании у студентов эстетического отношения к учебе и своему труду до последнего времени у нас практически не поднимался. Эстетическое воспитание сводилось, в основном, к ознакомлению студентов с искусством, технической эстетикой, эстетикой производственной среды. Это тоже, безусловно, важно. Но, не познав прекрасного в себе, в своей собственной деятельности, студент будет видеть в искусстве только развлечение.
Необходимо направить учебный процесс, в частности, на то, чтобы раскрыть студентам эстетические ценности труда в его содержании и организации, в производственной среде и орудиях, в процессе труда, а также в межличностном общении, характерном для совместных действий. Существенным моментом в этом аспекте является всемерное развитие профессионального творчества студентов. Без профессионального творчества, хотя бы его элементов, труд рабочего, специалиста не может быть подлинно человеческим трудом. Профессионально-экономическое воспитание. В условиях рыночной экономики экономическая деятельность буквально каждого человека становится обязательным составным компонентом любой профессиональной деятельности. В связи с этим, наряду с изучением общих теоретических основ экономики, экономика должна пронизывать в профессиональных учебных заведенях всех уровней - профучилищах, лицеях, колледжах, техникумах, ВУЗах, на различного рода курсах - преподавание почти всех учебных предметов, в том числе специальных предметов. Последние должны быть построены на органическом сочетании двух компонентов - технологическом и экономическом. И, соответственно, изучение каждого технического устройства, каждого технологического решения и действия должно включать их экономический анализ и экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должно подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением. Профессионально-экологическое воспитание. Еще одна важнейшая задача профессионального образования - формирование у молодежи чувства экологической ответственности. Экологическое воспитание - это, не только изучение специальных экологических предметов, которые тоже безусловно необходимы. Но и воспитание у будущих специалистов высокой степени ответственности за принимаемые решения и действия, предвидения их последствий. Профессионально-правовое воспитание. В качестве одной из главных составляющих гуманитаризации профессионального образования является правовое воспитание молодежи и всего населения страны, которое, с одной стороны, должно формировать у каждого человека не только знания о своих гражданских правах, но и чувство собственного собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам другой национальности, расы, религии, культуры. С другой стороны - формировать знания о своих гражданских обязанностях и нравственную позицию в отношении этих гражданских обязанностей, в том числе, например, в отношении уплаты налогов[19:40].
Таким образом, уровни развития профессиональной культуры личности можно рассматривать по различным основаниям: по уровням сформированности профессиональных знаний, навыков и сформированности операционных, тактических, стратегических профессиональных умений; по уровням овладения "базисными квалификациями" - умениям овладения компьютером, иностранными языками, профессионального общения, умениям маркетинга, рекламы и сбыта продукции и т.п.); по уровням овладения эстетическими, этическими, экономическими, экологическими, правовыми компонентами профессиональной культуры. Таким образом, мы рассмотрели различные аспекты профессионализма специалистов - ведь профессионализм многоаспектен. Рассмотренные варианты целесообразно использовать для анализа процесса профессионального обучения, построения его содержания и организации. В то же время для определения официальных требований к уровням квалификации специалистов используются обобщенные, интегративные оценки в виде профессионально-квалификационных характеристик, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике (для рабочих профессий) и Единой номенклатуре должностей служащих (для специалистов). Эти требования разнесены по конкретным профессиям и квалификационным разрядам, а также по конкретным должностям. Выводы к первой главе. В первой главе были сформулированы общие и профессиональные требования к специалисту культуры. Эти требования выглядят следующим образом: Уровень 1. Профессиональная подготовка: Компетентность в узком диапазоне рутинных и стабильных трудовых функций. Степень интеллектуализации труда низкая. Наукоемкость низкая. Уровень 2. Начальное профессиональное образование: компетентность в относительно широком диапазоне разнообразных трудовых ситуаций. Сложные или многофункциональные алгоритмы трудовой деятельности с достаточно стереотипными функциями. Относительно невысокая интеллектуализация труда и его наукоемкость. Определенная индивидуальная ответственность и автономия. Умения сотрудничества и способность работать в группе, команде, бригаде. Уровень 3. Среднее профессиональное образование: компетентность в широком диапазоне изменяющихся трудовых ситуаций. Сложные или многофункциональные алгоритмы трудовой деятельности как правило с не рутинными функциями. Достаточно высокая наукоемкость и степень интеллектуализации деятельности. Существенная ответственность и автономия, умения руководства первичным трудовым коллективом. Уровень 4. Высшее профессиональное образование: компетентность в широком диапазоне сложных профессиональных деятельностей. Сложные многофукнциональные виды трудовой деятельности, требующие творческих подходов. Высокая степень персональной ответственности и автономии, ответственность за работу других. Умения руководства производственным коллективом и распределения ресурсов. Уровень 5. Последипломное образование, самообразование и т.д.: компетентность, которая вовлекает применение широкого диапазона фундаментальных принципов и сложных технологий в условиях широкого и зачастую непредсказуемого разнообразия содержания деятельности. Очень высокая персональная ответственность и автономия. Высокая ответственность за работу других и распределение значительных ресурсов. Умения руководства крупными производственными коллективами. Умения анализа, диагностики, планирования и оценки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|