Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные технологии и их роль в повышении профессиональной компетентности специалиста культуры




 

Как показала практика, в настоящее время высокого уровня мастерства в выбранной сфере деятельности уже не достаточно. Эффективность повседневной работы, носящей в большинстве случаев творческий характер, требует от личности широкого и качественного образования и культурного развития. Другими словами, содержательное наполнение труда обусловливает необходимость непременного и постоянного поддержания потенциальной профессиональной готовности специалистов к непрерывному самосовершенствованию. Особое значение навыкам информационной культуры придается в сфере образования, где условием готовности педагога к работе является культ познания как мотивационная основа деятельности, основа профессионально-познавательной и общекультурной активности[7:70].

Приобретение опыта осуществления приемов профессиональной деятельности поднимает человека до уровня ремесла, который представляет собой систему методических навыков (приемов, доведенных до автоматизма). Переход на уровень мастерства возможен только после освоения элемента культуры - творчества. Система умений (мастерство) возникает лишь на основе овладения способностью преобразовывать освоенные приемы (опыт) и переносить их в новые условия.

Процесс становления уровня мастерства обусловливают два фактора: а) уровень грамотности: чем выше грамотность, тем скорее ремесло переходит в мастерство; б) определенные качества специалиста как индивидуальности.

Разделяя взгляд на тесную связь между информационной культурой и творческой деятельностью, опираясь на теорию формирования творческих умений в процессе профессионального обучения, можно выделить три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный, высший (логический).

Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности, т.е. они носят обобщенный характер.

Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в Вузе к дисциплинам, которые формируют ее основы. Многие показатели этого уровня включают в себя, как элемент, показатели общего (базового) уровня. Именно это дает нам основание считать профессиональный уровень информационной культуры более высоким по сравнению с общим (базовым).

Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Они отличаются от базовых степенью сложности, и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач. Знания, умения и навыки этого уровня включают в себя знания, умения и навыки профессионального уровня информационной культуры.

Именно непрерывное образование, способствующее превращению знаний в информацию и обратно, соответствует потребностям информатизации и может стать условием развития культуры информационного общества. Урсул А.Д. полагает, что важной частью, а по сути дела, ядром будущего информационного общества будет его образовательная система (наряду со средствами информатизации) [29:75].

Формирование информационной культуры личности является социальным заказом данного этапа развития общества, т.к. культура строящегося информационного общества будет определяться уровнем культуры людей. А в ближайшее время успешность информатизации в той или иной стране будет определять роль и место этого государства в мировом сообществе.

Процесс взаимодействия культур охватывает все регионы мира, продолжительность и глубина культурных контактов увеличивается, в результате чего складываются новые «третьи культуры», синтезирующие в себе различные черты. Межкультурные коммуникации позволяют народам лучше узнать друг друга, а также понять самобытность собственной культуры. Таким образом, национальные культуры в процессе глобализации принимают очертания единой глобальной культуры, интегрирующей этнокультурное многообразие. И в то же время культуры заявляют о своей уникальности.

Открывается доступ к мировому культурному наследию с помощью Интернет-технологий, появляются новые профессии в области массовых коммуникаций. В условиях культурного обмена и взаимодействия стираются пространственные, временные, социальные и иные барьеры, формируется единое информационное пространство. Появляется новая область деятельность - электронная культура, связанная с оцифровкой культурного наследия, с созданием электронных версий учреждений памяти, а также с рождением новых синкретичных форм художественного выражения и творчества.

Глобализация культуры затрагивает и сферу образования, она напрямую зависит от интеллектуального потенциала страны, от наличия хорошо подготовленных, высокообразованных профессионалов. Уже не материальная сфера определяет собой уровень развития страны, а сфера информационных технологий, образование и культура. Именно они обусловливают уровень цивилизованности различных народов, их способность к решению глобальных мировых проблем, преодолению мировых кризисов.

Сегодня, как никогда, необходимо объединение усилий преподавателей, общественности в реализации научного и образовательного потенциала учебных заведений культуры и искусства. Крайне необходима разработка и внедрение инновационных технологий подготовки специалистов в сфере культуры и искусства на основе использования передового отечественного и международного опыта, расширения межнационального и международного сотрудничества.

Таким образом, главной задачей институтов культуры и искусств сегодня должно стать обеспечение высококвалифицированной подготовки кадров с необходимым уровнем компетентности, содействие всем слоям населения в осознании общности ценностей и принадлежности к единому социальному и культурному пространству. Достижение этих задач возможно на основе дальнейшей фундаментализации и повышении качества образования, творческой интерпретации и решения возникающих проблем, формирования новой информационной культуры, развития вуза как социокультурной системы, адекватной актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

 

 


2.3 Конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала специалистов культуры

 

Успех работы дома культуры определяется уровнем квалификации специалистов, степенью сплоченности творческой команды, работающей на одну идею. Стратегически мыслящие руководители понимают, что повышение уровня квалификации персонала сегодня является ключевым условием роста конкурентноспособности.

Областной центр народного творчества и досуга при поддержке Министерства культуры и архивов Иркутской области проводит областные конкурсы профессионального мастерства среди специалистов учреждений культуры клубного типа: «Директор года», «Методист года», «Художественный руководитель года». Проводится конкурс в форме творческой лаборатории, где конкурсанты защищают свои программы и проекты, демонстрируют творческие способности. Задача экспертов (жюри) - изучить, оценить и распространить инновационный опыт работы в изданиях и средствах массовой информации. После конкурсной программы проводится семинар-практикум для участников и специалистов принимающей территории.

В этом году конкурс состоялся на Тулунской земле совместно с управлением по культуре, молодежной политике и спорту муниципального образования «Тулунский район» (начальник управления - Кузьменко Галина Ильинична). Встретили и разместили конкурсантов, организовали техническое и творческое обеспечение конкурса, подготовили концерт самодеятельного художественного творчества. Отлично работали все службы Дворца культуры «Прометей» (директор Козик Людмила) [30:124].

художественных руководителей домов культуры Иркутской области - победители районных конкурсов профессионального мастерства приехали из г. Братска, г. Нижнеудинска, г. Тулуна, г. Усолье-Сибирского, г. Черемхово и районных муниципальных образований: Заларинского, Зиминского, Иркутского, Качугского, Куйтунского, Нижнеилимского, Осинского, Тулунского, Усть-Кутского, Черемховского, Шелеховского. Состоялся обмен профессиональным мастерством, опытом и творческим идеями. Формирование системы деятельности учреждений культуры клубного типа Иркутской области по развитию самодеятельного художественного творчества - такова была цель конкурса.

В первом туре жюри оценивало защиту программ. Оценивался профессионализм специалиста - грамотно и доступно изложить основные положения c использованием мультимедийного сопровождения защиты программы. Конкурсанты представили широкий спектр направлений деятельности программ: «Удинская слобода» городского Дворца культуры г. Нижнеудинска (возрождение, сохранение и развитие народных традиций); «Наследие: опыт и талант поколений МО «Заларинский район» (сохранение и развитие самобытных ремесел); «Грани творчества» МО «Куйтунский район» (программа формирования чувства патриотизма и национального самосознания); «Живая старина» Зиминского районного МО (программа по сохранению и развитию традиционной культуры, поддержке любительского художественного творчества); «Заводная карусель» Усть-Кутского МО (программа развития творческого коллектива детско-юношеской театральной студии); «Театру на селе быть!» МО «Куйтунский район» (программа развития творческого самодеятельного коллектива «Искра»); - Семейный клуб «Возрождение» центра досуга «Сибирь» города Тулун (создание условий для сохранения и укрепления семейных ценностей и традиций); «У истоков» культурно-спортивного комплекса д. Афанасьева МО «Тулунский район» (сохранение фольклорного наследия) и другие.

Второй тур - «Реклама программы» - проходил на сцене Дворца культуры «Прометей». Конкурсантам необходимо было доказать жизнеспособность и необходимость своих программ.

Цирковой номер, театральная постановка, вокальное искусство - вот далеко не полный перечень всех номеров конкурсантов, которые они показали на третьем, творческом, туре конкурса.

Организаторы областного смотра-конкурса (Министерство культуры и архивов Иркутской области и Областной центр народного творчества и досуга) определили его как значительное событие в жизни учреждений культуры и нашли возможность поощрить победителей областного конкурса хорошими призами. За раскрытие художественного образа, мастерство исполнения конкурсного номера и оригинальность награждены специальными призами Коновалова Марина Витальевна (Иркутский район) и Мастрюков Андрей Евгеньевич (Усть-Кутский район).

Победители конкурса. Первое место - Селезнева Ольга Александровна, художественный руководитель Центра Досуга «Сибирь» г. Тулун (приз - цифровая видеокамера): «Этот конкурс объединил и сплотил всех - участников и зрителей, продемонстрировал опыт и потенциал конкурсантов. От художественного руководителя зависит весь творческий процесс работы дома культуры. Если мы будет постоянно учиться строить работу интересно и по-новому, тогда в клубах не будет свободных мест».

Второе место - Нечаева Ирина Васильевна, заместитель директора Дворца культуры «Горняк» г. Черемхово (приз - музыкальный центр): «Конкурс надо проводить каждый год, он стимулирует работу специалистов клубных учреждений на будущее, есть возможность показать свой опыт и творчество, оценить и сопоставить профессиональный уровень художественных руководителей. Хорошо то, что в этом году конкурс прошел во Дворце культуры «Прометей» муниципального образования «Тулунский район». Есть пожелание - проводить конкурс профессионального мастерства отдельно для сельских и городских специалистов, ведь у нас совершенно разные материально-технические возможности».

Третье место - А.В. Шахматова, художественный руководитель культурно-спортивного комплекса деревни Афанасьева, Тулунский муниципальный район: «Я впервые принимала участие в столь значимом конкурсе профессионального мастерства. Мои уважаемые коллеги-соперники - люди, в большинстве своем, очень опытные и профессиональные. Тем не менее, мне повезло, я заняла третье место. Думаю, это случилось потому, что моя программа «У истоков», направленная на сохранение и возрождение фольклорных традиций деревни Афанасьева, показалась жюри актуальной, нужной, востребованной. Замечательный приз, который я получила - цифровой фотоаппарат, поможет реализовать программу. Говоря о самой организации конкурса, хотелось бы отметить, что временные рамки конкурсов - 3 минуты на защиту программы и 30 секунд на рекламу программы, показались мне слишком жесткими. Сложно в столь ограниченный промежуток времени выразить свою идею, обосновать ее, зажечь ею слушателей и зрителей. Хотелось бы большей открытости судейства, мотивированности оценок, выставляемых конкурсантам. Но в целом, конкурс стал для нас не только местом профессионального общения, но и профессионального роста» [16:146].

Победители объективно оценили конкурс. Организаторам предстоит подготовка к следующему. Мы убеждены, что продуманное, системное методическое обеспечение организации и проведения конкурсов профессионального мастерства станет гарантией положительных их результатов.

Таким образом, проведение конкурсов профессионального мастерства - это не просто повод обновить и углубить профессиональные знания и навыки. Это обмен идеями, опытом, инновационными находками. Профессиональный конкурс позволяет по-новому взглянуть на профессию и возможности её модернизации к современным условиям жизни.


Заключение

 

В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников профессиональных учебных заведений сферы культуры. Это связано с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей в связи с необходимостью обеспечения их конкурентноспособности и с перспективами создания Государственной аттестационной службы.

Профессионализм специалиста, его профессиональная культура - явление весьма сложное и многоаспектное. Уровни развития профессиональной культуры личности, профессионализма специалиста культуры следует, очевидно, рассматривать по разным аспектам. В технологическом плане - это уровень развития специальных знаний, умений, навыков. В зависимости от личностных качеств специалиста культуры, а также условий, в которые он поставлен, профессиональная деятельность может осуществляться на разных уровнях ее иерархии: операционном, тактическом, стратегическом. Операционный уровень - это работник - исполнитель; тактический - активный работник; стратегический - творческий работник.

Задача развития личности специалиста заключается не только в интеллектуальном и физическом развитии и т.д. Она заключается, в конечном счете, в формировании человека с активной жизненной позицией, человека деятельного, «деятельно развитого». Такое развитие и должно быть основано на формировании наряду со знаниями, операционными умениями широких умений тактического, а главное, стратегического планов.

Ценностно-ориентировочный потенциал личности определяется обретенной им в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, эстетической сферах, т.е. идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

Культурологическое образование - относительно новое направление образовательной деятельности. Как показала практика, в настоящее время высокого уровня мастерства в выбранной сфере деятельности уже не достаточно. Эффективность повседневной работы, носящей в большинстве случаев творческий характер, требует от личности широкого и качественного образования и культурного развития. Содержательное наполнение труда обусловливает необходимость непременного и постоянного поддержания потенциальной профессиональной готовности специалистов к непрерывному самосовершенствованию.

Приобретение опыта осуществления приемов профессиональной деятельности поднимает человека до уровня ремесла, который представляет собой систему методических навыков (приемов, доведенных до автоматизма). Переход на уровень мастерства возможен только после освоения элемента культуры - творчества. Процесс становления уровня мастерства обусловливают два фактора: а) уровень грамотности: чем выше грамотность, тем скорее ремесло переходит в мастерство; б) определенные качества специалиста как индивидуальности.

Таким образом, профессиональное мастерство работников культуры в новых социально-экономических условиях будет заключаться, в первую очередь в том, чтобы поставить его как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности и своей судьбы на протяжении всей жизни. В том числе, - жизненной профессионально-образовательной траектории.


Литература

 

1. Аванесова, Г.А. Методология анализа культуры, общества и человека в отечественном гуманитарном познании XIX-XX веков [Текст] / Г.А. Аванесова // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - №5. - С. 83-96.

.   Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст]: учеб. пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов [Текст] / Н. К. Бакланова; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2001. - 222 с.

.   Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В.П. Беспалько. - Воронеж: Центр. черн. кн. изд., 2007. - 346 с.

.   Брановский, Ю. Работа в информационной среде [Текст] / Ю. Брановский, А. Беляева // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 81 - 87.

.   Верховод, Ф.С. Развитие культурологического образования в системе подготовки специалистов социально-досуговой сферы [Текст]: дис..канд. пед. наук: / Ф.С. Верховод. - Карачаевск, 2002. - 214 с.

.   Вохрышева, М.Г. Современные стратегии культурологического образования [Текст] / М.Г. Вохрышева; Самар. гос. акад. культуры и искусств. - Самара: Изд-во акад. культуры и искусств, 2001. - 223 с.

.   Вройенстийн, А.И. Внешняя оценка качества образования: некоторые вопросы и ответы [Текст] / А.И. Вройенстийн // Высшее образование в Европе. Т.XVII. - 2003. - №3. - С.66-88.

.   Громыко, Ю. Концепция прогноза и развития образования до 2015 г. [Текст] / Ю. Громыко и др. // Народное образование. - 2003. - №1. - С.17-27.

.   Иконникова, С. Н. История культурологии: идеи и судьбы [Текст] / С.Н. Иконникова. - СПб.: Питер, 2006. - 346 с.

.   Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание [Текст] / М.С. Каган. - СПб: СПбГУ, 2001. - 384 с.

.   Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст] / Б.В. Кулагин. - СПб: Питер, 2004. - 452 с.

.   Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. [Текст]. - СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 2008. - 447 с.

.   Культурология: учебник [Текст] / Под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. - М.: Юрайт. 2005. - 566 с.

.   Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Вече, 2001. - 326 с.

.   Ляпунов, С.И. Работа с персоналом для повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / С.И. Ляпунов, Н.В. Егорова // Справочник по управлению персоналом. - 2002. - № 3. - С. 22-76.

.   Малиновский, П.В. Идейно-теоретические и методологические основы организационно-управленческих игр [Текст] / П.В. Малиновский // Управленческие нововведения и игропрактика. - М.: Экономика, 1990.- 365 с.

.   Межуев, В.М. Культура как проблема философии. Культура, человек и картина мира [Текст] / В.М. Межуев. - М.: Просвещение, 1987. - 426 с.

.   Минкина, В. Информационная культура и способность к рефлексии [Текст] / В. Минкина // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С.33-38.

.   Миронов, А.В. Кризис духовных ценностей на современном социокультурном пространстве России [Текст] / А.В. Миронов // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №2. - С. 39-51.

.   Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства [Текст]: материалы междунар. науч.-практ. конф. (дек. 2002 г.) / Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов: ТГУ, 2002. - 421 с.

.   Новиков, А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений [Текст] / А.М. Новиков. - М.: Гардарики, 2006. - 343 с.

.   Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе [Текст] / А.М. Новиков. - М.: Гардарики, 2000. - 246 с.

.   Осипова, Е. «Оценка персонала мотивирует к работе» [Текст] / Е. Осипова // Образование и бизнес. - 2000. - 2 мая.

.   Романова, Г.В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения [Текст] / Г.В. Романова, В.Н. Романенко. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. - 165 с.

.   Рудюк, И.В. Мониторинг и системы контроля за деятельностью персонала [Текст] / И.В. Рудюк, И.Н. Степанова // Справочник по управлению персоналом. - 2002. - №3. - С. 47-59.

.   Система высшего образования стран Запада [Текст]. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 2004. - 358 с.

.   Суппез, П. Основы теории измерений [Текст] / П. Суппез, Дж. Зиасс. - М.: Мир, 2007. - 289 с.

.   Трофимова, Р.П. История русской культурологии [Текст] / Р.П. Трофимова. - М.: Акад. Проект, 2003. - 548 с.

.   Урсул, А.Д. Ноосферная модель науки и образование XXI века [Текст] / А.Д. Урсул // Социально-политический журнал. - 2006. - №4. - С.75

.   Флиер, А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура [Текст] / А. Я. Флиер // Обществ. науки и современность. - М.: Вече, 2007. - 358 с.

.   Царенко, Ю.В. Мониторинг и системы контроля деятельности сотрудников [Текст] / Ю.В. Царенко // Справочник по управлению персоналом. - 2002. - №4. - С. 57.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...