ТЕМА 8: Иные федеральные органы исполнительной власти.
Система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 09.03.04 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Кроме Правительства РФ в систему федеральных исполнительных органов власти входят: 1) федеральные министерства; 2) федеральные службы; 3) федеральные агентства. Указанные структуры также нашли регулирование в Указе Президента РФ от 20.05.04 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. К функциям по принятию НПА относятся издание на основании и во исполнение КРФ, ФЗ обязательных для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, юр. лицами и гражданами НПА, рассчитанных на длительное время, неоднократное применение и распространяющихся на неопределенный круг лиц. Федеральному министерству подведомственны определенные службы и агентства. Федеральный министр обладает следующими основными полномочиями: - является членом Правительства РФ с правом голоса; - единоначально руководит возглавляемым министерством; - осуществляет иные полномочия в соответствии с ФЗ. Министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных Указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Федеральная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также спец. функции в области обороны, гос. безопасности, защиты и охраны гос. границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
К функциям по контролю и надзору относятся: 1. Контроль и надзор за исполнением органами гос. власти, органами местного самоуправления, должностными, юр. лицами и гражданами КРФ, ФЗ, других НПА. 2. Выдача органами гос. власти и должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности или конкретных действий юр. и физических лиц. 3. Регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. Федеральная служба м.б. подведомственна Президенту РФ или находиться во введении Правительства РФ. Федеральная служба не вправе осуществлять функцию по нормативно-правовому регулированию (кроме случаев, установленных Указами Президента РФ), а также функцию по управлению гос. имуществом и оказанию платных услуг. Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию гос. услуг, по управлению гос. имуществом и правоприменительные функции (за исключением функции по надзору и контролю). Федеральное агентство в пределах своих полномочий издает индивидуальные правовые акты. Федеральные агентства м.б. подведомственны Президенту РФ. Федеральные агентства не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных Указом Президента РФ. Под функциями по управлению гос. имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиями, гос. учреждениям, а также управление акциями, находящимися в федеральной собственности (акции ОАО).
Под функциями по оказанию гос. услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно, либо через подведомственные им федеральные гос. учреждения, либо иные организации, безвозмездно или на платной основе (по регулируемым органами гос. власти ценам), услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, соц. защиты населения и др. областях, установленных ФЗ.
Фед. Министерство Фед. Служба Фед. Агентство нормативно-правовое контроль и надзор гос. услуги, упр-е регулирование опр. + индив. правовые имуществом, рег-ция сфер деят-ти акты актов, объектов, прав ТЕМА 9: Судебная власть. Судебная власть – один из видов гос. власти. Судебная власть – это предоставленные специальным органам государства (судам) полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем гражданского, уголовного, административного, арбитражного и конституционного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законного, обоснованного и справедливого решения по делу. Судебная власть обладает рядом специальных признаков: 1. Судебная власть – вид гос. власти. Она осуществляется гос. органами, выражает гос. волю, ее содержание составляют государственно-властные полномочия. 2. Судебная власть принадлежит только судам – гос. органам, специально образуемым в установленном законе порядке (ФЗ «О судебной системе в РФ», «О Конституционном Суде в РФ» и др.). 3. Исключительность судебной власти означает, что судебную власть вправе осуществлять только суды. Ни законодательные, ни исполнительные органы власти, ни должностные лица не вправе принимать на себя функции по осуществлению правосудия. 4. Независимость, самостоятельность, обособленность. Независимость означает, что судебные функции суд не делит ни с какими др. органами власти, а решение суда не требует чьих-либо санкций и утверждений. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему гос. органов, не входящую в какую либо другую гос. структуру, не подчиненную кому-либо при выполнении своих функций, действующую в своей специфической сфере.
Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются КРФ и иными ФЗ. (В настоящее время действуют также ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции», «О военных судах» и др.) Процессуальный порядок деятельности судебной власти означает, что закон подробно регламентирует правила действия суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок устанавливает, как процессуальную форму судебных решений, так процессуальную форму судебных действий. Судебная власть осуществляется посредством нескольких функций (основных направлений деятельности судебной власти). К ним, наряду с осуществлением правосудия, относятся полномочия по обязательному толкованию норм права (например, Конституционным судом РФ), контрольные полномочия (проверка законности и обоснованности вынесенных судом нижестоящей судебной инстанции решений и постановлений) и др. Все функции суда подразделяются на: - процессуальные; - организационные. Процессуальные функции - те, кот. регламентированы процессуальным зак-вом РФ. К ним относятся: 1. Рассмотрение дел по первой инстанции; 2. Рассмотрение в порядке судебного контроля (в кассационном и апелляционном порядке); 3. Рассмотрение в порядке надзора и др. Организационные функции - направления деятельности суда, не регламентированные процессуальным зак-вом, а создающие условия для выполнения процессуальных функций. К ним относятся: 1. Разъяснения по вопросам судебной практики; 2. Толкование законов; 3. Реализация права законодательной инициативы; 4. Участие в формировании судейского общества; 5. Участие в организационном обеспечении деятельности судов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|