Особенности развития памяти у детей 4-5 лет
память ребенок психический Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника «является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функции ребёнка, которая характеризуется, в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль» (А.Н. Леонтьев). Память сохраняет представление, которое в психологии интерпретируют как «обобщенное воспитание» (Л.С. Выготский). Память дошкольника, несмотря на её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место. У детей 4-5 лет значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно - двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно расширяет его двигательные возможности. Он уже не только правильно двигается, но может одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы. Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной труд. Ребенок качественно выполняет орудийные действия, которые основаны на тонкой дифференцировке движений, специализированной мелкой моторике.
Ключевым вопросом концепции развития памяти является взаимоотношения образной и словесно-логической памяти в их развитии. Образная память появляется раньше по сравнению со словесной памятью (вербальной). Образная память по сравнению с вербальной памятью, остается более низким уровнем. Это происходит, потому что легче возникают зрительные образы тогда, когда сознание человека находится на низшем уровне. Но зрительная память бедна. И тогда ребенок переходит к памяти - рассказ это более высокий вид памяти. У ребенка в 3-4 года данный вид памяти появляется, когда начинают развиваться самые основы логики. Память-рассказ, собственно, и представляет собой, подлинную словесную память, которая отличается от запоминания и воспроизведения речевых движений. Память - рассказ представляя собой, высший уровень памяти. Этот уровень памяти, характеризуется основными стадиями развития. В начале рассказ - это действия, сопровождаемые словами затем эти слова, уже сопровождаются действием, и в конце словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным. В дошкольном возрасте память ребенка носит избирательный характер, т.е. лучше он запоминает то, что его привлекает, что ему забавно, выразительно и интересно, то, что произвело впечатление на него. Поэтому важно на протяжении всего дошкольного детства сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить. При этом следует учитывать, что производительность запоминания улучшается в том случае, когда ребенок что-то делал с материалом: ощупывал, вырезал, подбирал пары, строил, перекладывал.
Основное содержание детской памяти составляют представления, конкретные, наглядные образы предметов, их свойств, действий. Ели у детей нет ясных представлений, то они не могут усваивать необходимые понятия. Для того чтобы развились познавательные процессы, необходимо иметь достаточно высокий уровень непосредственной памяти, т.е. чем больше опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, то тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности детей. Структура мнемической деятельности с годами усложняется: непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, которая опирается на все более сложные способы переработки запоминаемого материала, т.е. основные качественные изменения в памяти ребенка детского возраста заключаются в постепенном переходе от ее непроизвольных форм к произвольным формам. На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, прерывистость действия, движения, контраст. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка. Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в 4-летнем возрасте. Память приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил её, рисовал и запомнил названия цветов спектра. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.
Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловые соотнесения и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным. Впервые действия самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6 летние дошкольники исправляют текстуальные неточности. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной памяти. Сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приемы. На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место, ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.
У детей 4-5 лет память в основном непроизвольная, они не умеют полностью ею управлять. И только в процессе обучения в школе развивается полностью произвольная память. Но это не значит, что непроизвольная память при этом исчезает - даже взрослые запоминают многие яркие, необычные события и явления непроизвольно. Установлено, что в дошкольном детстве развиваются все виды памяти, память приобретает результативный и произвольный характер. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться собственно мнемическая деятельность, имеющая свои специфические цели, приемы и способы. При повышении требований со стороны взрослого ребенок учится управлять этим познавательным процессом, ставить перед собой цели, осуществлять самоконтроль, выполнять мнемические действия. В этом возрасте у ребёнка появляются и начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания. Ребёнок 4-5 лет уже может применять мнемическую цель, ставящуюся перед ним взрослым, может сам поставить перед собой мнемическую цель в том случае, когда этому благоприятствуют условия деятельности. Первым проявлением у ребёнка этой цели служит простое повторение того материала, который должен быть удержан в памяти. Но этот приём на первых порах самим ребёнком ещё не осознаётся как средство запоминания и не привлекается им сознательно. Выделение мнемической цели не сразу влечёт за собой применение специальных действий, направленных на запоминание. Но именно умение 5-летнего ребёнка поставить перед собой эту цель определяет появление первых попыток использовать специальные способы и средства запоминания и припоминания. К концу среднего дошкольного возраста наряду с элементарным мнемическим приёмом - простым повторением того, что нужно запомнить, - появляются и такие приёмы, как последующие повторения и элементарная систематизация материала в целях его запоминания, начинают формироваться приёмы запоминания, опирающиеся на логический анализ материала. В связи с развитием речи и мыслительной деятельности ребёнка складывается его словесно-логическая память. Развитие процессов памяти в среднем дошкольном возрасте приводит к увеличению объёма запоминаемого ребёнком материала. Дети это возраста могут воспроизвести в среднем уже 5 из 10-15 однократно предъявлявшихся им предметов и около 4 не связанных между собой слов из ряда, состоящего из 10-15 слов. Увеличивается также объём запоминания связного текста. При этом, как показывает исследование Т.А. Корман, имеет место не только количественное увеличение материала, удерживаемого в памяти, но и изменение содержания того, что ребёнок может запомнить. Пересказывая сказку, ребёнок 4-5 лет воспроизводит не только основные её события, но стремится передать детали и воспроизвести сказку более точно в текстуальном отношении, т.е. передать её в тех же словесных выражениях, которые употреблял автор.
Важнейшей особенностью в развитии сознания дошкольников, в отличие от другого возраста, является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется, если для простоты несколько схематизировать вопрос, в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит, как показывают исследования, доминирующая роль. В психологии существует понятие сензитивности (чувствительность к воздействиям определенного рода). В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Однако тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка, начиная с раннего детства. При обучении детей запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например предмет или слово с помощью обозначающей его картинки. Вначале готовые средства для запоминания ребёнку предлагает взрослый. Когда дети научаются запоминать и припоминать предметы с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед ребенком самостоятельного выбора средств, используемых для запоминания. Следует иметь в виду один важный момент, отличающий обучаемость детей от обучаемости взрослых. Ребёнок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материалу имеется явно выраженный непосредственный или потребительский интерес. Данное замечание касается и памяти. Её развитие у детей дошкольного возраста от непроизвольной к произвольной и от непосредственной к опосредственной будет проходить активно лишь тогда, когда сам ребёнок заинтересован. Дошкольник осознаёт и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребёнок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам. Совершенствование произвольной памяти у детей связано с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Развитие памяти происходит с обучением ребенка основам наук одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. [25] Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой. «Мнемотехника», заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить. Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить себе следующим образом: . Переход от конкретных мнемических средств (запоминая одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т.п.). . Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала. . Переход от внешних средств запоминания к внутренним. . Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим. Следование этому ходу развития в совершенствовании средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребёнка опосредованного и произвольного запоминания. Если приступить к обучению ребёнка пользованию мнемическими приёмами до того, как у него появятся первые признаки произвольного запоминания в процессе естественного развития памяти, то можно добиться того, что данный вид запоминания и воспроизведения материала начнёт складываться у детей не к пяти-шести годам, а раньше. При правильно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. на полтора-два года раньше обычного. На первом этапе обучения дети должны научиться сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый материал, формировать смысловые группировки «Формирование смысловых группировок» на основе выделения определённых существенных признаков, научиться выполнять эти операции при решении мнемических задач. [26] Формирование умения классифицировать материал должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный. В результате овладения приёмами группировки и классификации «Приёмы классификации» можно улучшить память детей младшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном детстве такие дети вполне осознанно, с успехом применяют подобного рода приёмы при запоминании и воспроизведении материала, демонстрируя тем самым выраженную способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. Итак, на протяжении всего дошкольного детства процессы памяти преобразовываются. Происходят количественные и качественные изменения. Происходит увеличение объема непосредственной памяти, скорости и прочности запечатления. С возрастом у ребенка меняется структура мнемической деятельности, а именно непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, которая опирается на различные способы смысловой обработки материала. Т.е. происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|