Проведение формирующего эксперимента
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Основной целью формирующего эксперимента было выявление эффективности использования разработанного нами комплекса игр, заданий и упражнений, способствующих развитиюслуховой и зрительной памяти у детей. Работа проводилась, в трех напправлениях: ) ребенок-психолог; ) педагог-психолог; ) родитель-психолог. По первому направлению была разработанна программа индивидуальных и групповых занятий, с использованием игровых технологий, способствующих развитию зрительной и слуховой памяти. См. Приложение Г. Программа групповых коррекционно-развивающих занятий. Цель: С помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти. Задачи: . Развитие памяти: зрительной, слуховой. . Учить произвольному запоминанию. . Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти, а именно: восприятия, внимания, логического мышления, а также умения классифицировать и обобщать. Группа формируется на основе анализа диагностических данных и не превышает по численности 5-6 человек. Периодичность занятий с детьми в группе по развитию памяти: 2 занятия в неделю продолжительностью 20-25 минут. Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие тех познавательных процессов и видов памяти, которые были перечислены выше. Все занятия имеют единую структуру: ритуал приветствия основная часть занятия рефлексия прошедшего занятия ритуал прощания. Ритуал приветствия. Кроме приветствия еще может включать в себя ответ детей на вопрос: «Какое интересное событие произошло у вас в последние дни?» Основная часть занятия. Представляет собой совокупность предложений и приемов, направленных на решение основных задач, их количество не должно быть более четырех.
Рефлексия. Предполагает собой оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему и пр.) и смысловом (зачем мы это делали, почему это важно). Ритуал. Включает пожелания детей друг другу, группе, себе и т.д. Содержание занятий построено на основе упражнений и игр, предложенных М.И. Чистяковой, Л.М. Житниковой и упражнений, разработанных автором. Программа индивидуальных занятий по развитию памяти. (См. приложение Д). Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти. Задачи: . Развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слуховой. . Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки. . Учитывание индивидуальных особенностей каждого ребенка. Общее число занятий: 16. Продолжительность занятия: 15 - 20 минут. Время проведения: занятия проводились во второй половине дня. Отбор детей производился на основе диагностического обследования Содержание занятий построено на основе упражнений и игр, предложенных Черемошкиной Л.В., Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. и упражнений, разработанных автором. Второе направление ребенок - педагог. Цель: ознакомить педагогов с особенностями развития зрительной и слуховой памяти детей 4-5 лет, дать рекомендации по развитию памяти детей. При построении работы в данном направлении мы исходили из того, что работа с воспитателями является одним из основных направлений деятельности психолога дошкольного учреждения. В рамках психопрофилактики нами был подобран материал для проведения консультации на тему «Использование мнемических приемов для развития памяти» (см. приложение Е). Так же разработали игры, направленные на развитие слуховой и зрительной памяти, как элемент или организационный момент, включаются в непосредственно образовательну деятельность. Работа по данной теме тонкой нитью проходит через все виды деятельности.
Система работы рассчитана на совместную деятельность ребенка и взрослого. Сначала взрослый выступает инициатором занятий и формирует живой интерес к работе. Взрослым должны быть созданы специальные условия: . Установка на запоминание. . Эмоциональная включенность. . Мотивация. . Активная работа с материалом, который нужно запомнить. Основная цель - помочь ребенку максимально полно использовать возможности своей памяти. См. Приложение Ж. По третьему направлению была организованна работа с родителями, целью которой являлось способствовать овладению родителями практическими умениями по проведению с ребёнком игр, способствующих развитию памяти. Содержание работы в этом направлении заключалось в оказании родителям психологической помощи. Первым шагом было налаживание контакта с родителями. Затем в процессе индивидуальных консультаций объяснялись родителям особенности их ребенка с целью выработать единый подход к воспитанию ребенка. Формы работы: . индивидуальные консультации; . групповая консультация: родительское собрание на тему: «Как выучить стихотворение?»; . практические рекомендации. Был проведен мастер - класс для родителей, организованны индивидуальные консультации с родителями. Заключение
Анализ литературы по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста стал основанием экспериментального исследования. Целью нашего исследования стало изучение уровня развития памяти у дошкольников 4-5 лет. Наше исследование проводилось в МДОАУ №106 г. Орска. В исследовании участвовало 10 детей средней группы. Для исследования уровня развития памяти у дошкольников, мы использовали следующие методики, ориентированные на изучение степени проявления различных видов и типов памяти: методики Р.С. Немова «Запомни рисунки», А.Н. Леонтьева «Пиктограммы», «8 слов».
Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной, опосредованной и кратковременной слуховой памяти. В результате полученных данных по всем методикам мы разработали рекомендации по развитию памяти, программу развития памяти у детей дошкольного возраста. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта проблема развития памяти в психолого-педагогической литературе; изучены особенности развития памяти у детей дошкольного возраста; изучены формы и методы развития памяти в дошкольном возрасте. Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём изучен уровень развития памяти у дошкольников, разработаны рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста. Данные результатов исследования, разработанные рекомендации могут быть использованы воспитателями, детскими психологами в целях развития памяти дошкольников. Список литературы память ребенок психический 1. Афонькина Ю.А. Детская практическая психология в схемах и таблицах (Методические разработки) / Ю.А. Афонькина. Ч. 3: Дошкольный возраст. - Мурманск: МГПУ, 2003 - ISBN 5-7695-0282-7 2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте/Л.И. Божович. - М., 1999. - ISBN - 5-87953-022-3 . Большой психологический словарь. - 4-е изд., расширенное /Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПБ, 2009. - ISBN - 978-5-17-059582-2 . Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. - М., 2006. - ISBN - 978-5-93878 - 921-0 5. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер. - М., 1988 - ISBN 5-88711-219-0. . Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский - М., 1999. 7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для всех специальностей педагогических ВУЗов / М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - ISBN 5-93134-195-1 8. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2001. - ISBN 5-7695-0429-3 9. Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти / Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 1995. - ISBN 5-7193-0080-5
0. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1986. - ISBN: 5-89502-183-2 . Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. - М., 1996. - SBN 5-89144-062-8 . Лебедев А.Н. О нейрофизиологических основах восприятия и памяти / А.Н. Лебедев // Психологический журнал. - 1992. - №2. - с. 185. . Луpия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти/ А.Р. Лурия - М., 1994. - ISBN - 5-8297-0038-7 14. Ляудис В.Я. Память в процессе развития./ В.Я. Ляудис. - М., - 1996. - ISBN - 5-204-00223-5 . Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 1998. - ISBN 5450-01551-8 . Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М., 1999. - ISBN 5-85050-661-6 17. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память/ Т.Б. Никитина - М., 2006. - ISBN - 5-89161-013-2 . Немов Р.С. Психология Кн.1 Общие основы психологии./ Р.С. Немов. - ВЛАДОС, 1997 - ISBN 5-691-00093-4 . Немов Р.С. Психология Кн.3 Психодиагностика/ Р.С. Немов. - ВЛАДОС, 2001 - ISBN 5-691-00112-4 . Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология./Л.Ф. Обухова - М., -2006. - ISBN - 978-5-9692-0128 . Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. / Е.Н. Рогов. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - М., 2002. - ISBN 5-87065-045-3 . Роговин М.С. Проблемы теории памяти. Изд.2/ М.С. Роговин. - М., 2007. - ISBN - 978-5-382-00346-7 . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2000. - ISBN 5-314-00016-8 . Талызина Н.Ф. Педагогическая психология/ Н.Ф. Талызина. - М., 2006 - ISBN 25. Чистякова М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистякова - М., 2007. - ISBN - 5-09-006683-3 . Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1989. - ISBN 5-9270-0078-9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|