Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и показатели качества продукции




В условиях формирования рыночных отношений между субъектами хозяйствования, производителями и потребителями продукции требования к качеству продукции и услуг неизмеримо возрастают. Качество – это не только имидж предприятия и показатели его деятельности, но и своего рода индикатор устойчивого положения товаропроизводителя на рынке.

Понятие «качество» определено Международным стандартом ИСО 8402-86 как «совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

В научной и специальной литературе приводятся такие определения качества продукции «как совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением». Другое определение качества – «это совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации».

Несмотря на многообразие формулировок, исходным в определение качества выделяется способность продукции или услуги удовлетворять как выявленные, так и предполагаемые потребности. При этом с течением времени представление о качестве меняется в связи с возрастанием потребностей и соответственно спроса покупателей. Такие понятия как новизна товара, его надежность, безопасность при эксплуатации, экономичность (цена производства и потребления и др.) определяют уровень спроса потребителей.

Качество продукции – это важнейшая экономическая категория, выполняющая такие функции, как:

· мера удовлетворения потребностей;

· важнейшее свойство товара или услуги, без которого невозможно получить признание потребителей;

· определитель уровня показателей деятельности предприятия: себестоимости, прибыли, рентабельности, цены, конкурентоспособности продукции и предприятия.

Повышение качества продукции одинаково важно как на микро- (уровне предприятия), так и на макроуровне (уровне национальной экономики). Для предприятия выпуск качественной продукции обеспечивает увеличение объемов реализации, снижение затрат на производство и реализацию продукции, высокую рентабельность капитала, известность и популярность среди потребителей.

Повышение качества продукции одинаково важно как на микро- (уровне предприятия), там и на макроуровне (уровне национальной экономики). Для предприятия выпуск качественной продукции обеспечивается увеличение объемов реализации, снижение затрат на производство и реализацию продукции, высокую рентабельность капитала, известность и популярность среди потребителей.

На макроуровне высокое качество продукции способствует увеличению экспорта товаров и услуг; улучшению использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорению научно-технического развития, повышению эффективности общественного производства и благосостояния населения, а также повышению престижа государства в мировом сообществе.

Для оценки уровня качества продукции используется система показателей, которая включает: единичные, комплексные и обобщающие. Показателем качества является количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции. Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство продукции, комплексные – наиболее существенную совокупность свойств, обобщающие – уровень качества продукции в целом.

Общепринятой является классификация по 10 группам единичных показателей.

1. Показатели назначения, определяющие сферу применения продукции и характеризующие ее способность выполнять свои функции в конкретных условиях использования. Например, производительность, мощность средства труда, к. п. д., процент выхода годного и т. д.

2. Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность. Безотказность важна например, для воздушных судов, автомобильной и бытовой техники, сохраняемость – для пищевой промышленности, долговечность определяет технический ресурс и срок службы.

3. Показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений с точек зрения удельных затрат ресурсов (материальных, энергетических, трудовых) и обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте.

4. Показатели стандартизации и унификации, определяющие степень использования стандартизированных и унифицированных деталей, узлов, а также оригинальных частей в изделии.

5. Эргономические показатели, отражающие удобство и комфорт при эксплуатации изделия. В эту группу входит комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психофизиологических свойств, проявляющихся при пользовании изделием (например, уровень освещенности, шума, вибраций, усилия, необходимые для управления, рациональность расположения элементов управления и т.п.)

6. Эстетические показатели, характеризующие художественную выразительность, рациональность форм, целостность композиции, совершенство исполнения, соответствие стилю и др.

7. Патентно-правовые показатели – патентоспособность и патентная чистота. Патентоспособность – это свойство технического, художественно-конструкторского решения, определяемое совокупностью признаков, обеспечивающих возможность правовой охраны, т. е. получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Патентная чистота – это свойство объектов (машин, оборудования и др. изделий) и технологических процессов, обеспечивающее возможность использования этих объектов и процессов не нарушая действующих охранных документов третьих лиц.

8. Экологические показатели, отражающие уровень вредных воздействий на окружающую среду при потреблении или эксплуатации продукции (например, содержание вредных примесей, уровень акустических, электромагнитных, радиационных воздействий и др.).

9. Показатели транспортабельности, характеризующие приспособленность продукции к транспортировке.

10. Показатели безопасности, отражающие особенности продукции для безопасного пользования и обслуживания.

Комплексные – это показатели, характеризующие одновременно несколько свойств конкретного вида продукции, например, мощность, надежность, долговечность, эстетичность.

Расчет комплексного показателя осуществляется по формуле:

,

где Пкомп - комплексный показатель качества;

Пед i единичный показатель качества;

Кед i коэффициент весомости i-го показателя, изменяется от 0 до 1.

Коэффициент весомости устанавливается экспертным путем и определяет значимость i-го показателя в общем числе показателей, характеризующих одновременно нескольких свойств конкретного вида продукции.

К обобщающим показателям относятся:

· объем и удельный вес новой продукции в общем объеме продукции, выпускаемой на предприятии;

· объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;

· объем и удельный вес сертифицированной продукции.

Помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно ценой изделия определяется экономически оптимальный уровень качества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...