Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление качеством продукции




Управление качеством продукции – это комплекс нормативных, организационно-технических и экономических мер по обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, эксплуатации или потреблении. Для управления качеством продукции на предприятиях созданы организационные структуры, предусмотрены процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством, иначе говоря, создана система качества. В последние годы в Республике Беларусь четко обозначается переход от системы качества к системе менеджмента качества.

Система менеджмента качества включает: обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества. Обеспечение качества включает в себя все планируемые и осуществляемые виды деятельности на предприятии, которые проводятся на каждом этапе жизненного цикла продукции для того, чтобы эта продукция удовлетворяла определенным требованиям.

Управление качеством охватывает все методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Управление качеством предусматривает контроль качества (соответствие требованиям стандартов), выявление отклонений, быстрое реагирование и устранение несоответствий, возникающих в процессе производства, разработку мероприятий по недопущению отклонений и дефектов, организацию и контроль их реализации.

Улучшение качества – это мероприятия, предпринимаемые во всех подразделениях предприятия, направленные на повышение эффективности и результативности деятельности в области качества с целью получения выгоды как для предприятия, так и для потребителей продукции.

Государственная система управления качеством в Республике Беларусь включает:

· законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции;

· государственную систему стандартизации и контроля за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники;

· внутрифирменные системы менеджмента качества;

· государственную статотчетность по техническому уровню разработок и качеству выпускаемой продукции.

Система менеджмента качества, реализуемая на предприятиях Беларуси, охватывает все влияющие на качество продукции виды деятельности, предусмотренные требования Международных стандартов серий ИСО-9000 и 14000.

Стандарты ИСО серии 9000, применяемые для управления качеством были пересмотрены в 1994 г., а в декабре 2000 г. появилось официальное издание новой версии стандартов ИСО 9000:2000, которая заменила издание 1994 г.

В результате комплекс документов содержит 5 базовых стандартов:

ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»;

ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования»;

ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества». Содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества;

ИСО-19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды»;

ИСО-10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».

Основополагающий стандарт ИСО-9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» определяет требования к системам менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

а) нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующую обязательным требованиям;

б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.

Этот стандарт направлен на применение процессного подхода к управлению качеством.

Сущность процессного подхода состоит в том, что организация (предприятие) должна:

· разрабатывать процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей (входные данные);

· определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

· определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами на всех стадиях жизненного цикла продукции;

· обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

· осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

· принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения показателей процессов с целью удовлетворения требований потребителей (выходные данные).

ИСО 14000 устанавливает требования к системам менеджмента качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Таким образом, основными принципами, на которых базируется система менеджмента качества являются: ориентация на требования потребителя, охват всех стадий жизненного цикла продукции («петля качества»), сочетание обеспечения, управления и улучшение качества, а также предотвращение поставки дефектной продукции потребителю.

Петля качества – это модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях – от определения потребностей до конечного их удовлетворения (рисунок 23.1).

 
 

 

 


Реализация системы менеджмента качества требует наличия соответствующих инноваций, использования объектов интеллектуальной собственности и управления всеми видами ресурсов.

Сертификация продукции

Важнейшее место в системе управления качеством занимает стандартизация и сертификация продукции.

Сертификация – это деятельность по подтверждению с необходимой достоверностью соответствия продукции конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции служит гарантией потребителю в том, что она соответствует установленным требованиям.

Документом, удостоверяющим, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандарта является сертификат.

Стандартизация – в свою очередь представляет нормотворческую деятельность по разработке и установлению наиболее рациональных норм и требований, предъявляемых к продукции и производственным процессам.

Стандарт – это нормативный документ по стандартизации, утвержденной органом по стандартизации. Таким органом является Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

В настоящее время в Республике Беларусь действует новая система стандартизации. В 2004 г. в республике были приняты новые законы «О техническом нормировании и стандартизации» и «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. В этих законах закреплен новый подход к установлению и применению обязательных и добровольных требований к продукции (услугам), введению технических регламентов и проведению оценки соответствия согласно принятой международной практике.

Разработка для различных групп продукции технических регламентов, базирующихся на международных и европейских стандартах, направлена на обеспечение оптимального уровня безопасности посредством применения их на всем пути движения продукции от изготовителя к потребителю, предотвращение появления опасной и фальсифицированной продукции, а также минимизации технических барьеров для изготовителей.

В соответствии с законом «О техническом нормировании и стандартизации» все нормативные документы по стандартизации подразделяются на:

международные стандарты;

межгосударственные (региональные) стандарты;

государственные стандарты Республики Беларусь (СТБ);

стандарты организации;

технические условия.

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на новейших достижениях науки, техники и технологии.

Стандартизация и сертификация являются основой для выпуска высококачественной продукции.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. При обязательной сертификации предприятию выдается сертификат соответствия, подтверждающий соблюдение всех установленных требований к продукции, а при добровольной сертификации предприятие получает знак соответствия, указывающий, что обеспечивается соответствие продукции или услуги конкретному нормативному документу.

Основными целями сертификации являются:

· создание равных условий для деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Беларуси, а также для участия в международной торговле;

· защита потребителя от приобретения продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни, здоровья, имущества, окружающей среды;

· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем;

· содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции.

Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технологических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» определено, что объектами оценки соответствия являются:

· продукция;

· процессы разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

· оказание услуг;

· система управления качеством;

· система управления окружающей средой;

· компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;

· профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг;

· иные объекты.

К субъектам оценки соответствия относятся:

· уполномоченные государственные органы (Госстандарт РБ и иные государственные органы в области оценки соответствия);

· аккредитованные органы по сертификации;

· аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

· заявители на аккредитацию или на подтверждение соответствия.

К документам об оценке соответствия относятся:

аттестат аккредитации;

сертификат соответствия;

декларация о соответствии;

сертификат компетентности.

В 2005 г. подтверждение соответствия продукции и услуг в республике осуществляли 95 аккредитованных органов, было выдано 36000 сертификатов соответствия, зарегистрировано 4500 деклараций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...