Ценообразование в организации (на предприятии) в условиях различных типов рынка
Выделяют четыре типа рынков, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования. Рынок совершенной конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ценыпредложения равны ценам спроса на эти товары, но цены достаточно подвижны, не остаются неизменными. Цена и предложение отдельных фирм не оказывают влияния на рыночное равновесие; отсутствие барьеров для вступления в рынок ведет к росту общего предложения и падению цен;эластичность спроса и предложения. Единая цена возможна только в том случае, когда у продавцов и покупателей есть полная информация о конъюнктуре. Это требование выполняется на высокоорганизованных рынках, например, при биржевой торговле сырьевыми товарами, ценными бумагами, валютой, обеспеченной необходимыми средствами связи. При несоблюдении данного требования может действовать несколько различных цен. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Ценообразование осуществляется в условиях монополии предприятия при установлении цены на свой фирменный товар, ограниченной наличием конкурентных заменителей других предприятий, представленных на рынке;продавцы вынуждены осуществлять маркетинговые исследования с целью позиционирования своего товара, определения уровня цен, соответствующего качественным параметрам товара, вырабатывать собственную стратегию ценообразования;продукция взаимозаменяема, поэтому спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен других конкурентов. Перекрестная эластичность спроса достаточно высока, но ее уровень может быть снижен приемами маркетинга;при установлении цены или решении вопроса об объемах продаж продавцы учитывают в первую очередь реакцию покупателей, а не конкурентов. Каждый продавец заинтересован в увеличении рыночной доли, в том числе и за счет снижения цен. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Особенности ценообразования: 1) необходимо учитывать государственное регулирование деятельности организаций;2) стремление согласовать действия в области ценообразования с конкурентами через единую систему расчета издержек и ценообразования, приблизительно одинаковые прейскурантные цены. Возможенсговор между фирмами как законный (создание картеля) или противозаконный (тайное сотрудничество). Механизм согласования действий конкурентов зависит от структуры рынка: если рынок поделен несколькими равносильными фирмами, то согласование будет осуществляться в форме барометрического лидерства, а если на рынке присутствует одна сильная фирма и несколько более слабых, то в форме доминирующего лидерства;возможно установление цен на минимальном уровне (ценообразование, сдерживающее вход в отрасль) с целью создать препятствия для появления на рынке новых конкурентов. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, а сам их устанавливает; цены на его товар ограничены покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием конъюнктуры рынка. Монополист должен учитывать возможность переключения спроса покупателей на товары − неполные заменители. В связи с исключительным положением монополиста на рынке его деятельность часто регулируется государством. Монополистом может быть: а) государственная организация – может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость; б) частная регулируемая монополия – государство разрешает устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его; в) частная нерегулируемая монополия – организация сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок.
Виды цен Цены различаются по ряду классификационных признаков. По масштабу торговых операций и характеру реализуемого товара различают: оптовые цены – цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организа190 циям обычно крупными партиями; розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению; закупочные цены – цены на продукцию сельского хозяйства, закупаемую заготовителями, в том числе у населения; тарифы – цены на транспортные, коммунальные и бытовые услуги населению. В зависимости от государственного регулирования различают: 1) свободные цены (рыночные) – цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции; 2) договорные цены – цены, устанавливаемые соглашением между покупателем и производителем (фиксируются в контракте); 3) регулируемые цены – устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемые организацией с учетом установленных этими органами определенных ограничений. Регулируемая цена в свою очередь может быть: 1) фиксированная цена – устанавливается субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине; 2) предельная цена – величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.
Регулирование ценообразования – воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования. Регулирующее воздействие осуществляется посредством: 1) установления предельных цен (тарифов), через определение базового уровня и предельных ценовых коэффициентов; 2) ограничения цены через предельный норматив рентабельности – устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах; 3) ограничения вознаграждения посредников через предельную торговую надбавку (скидку); 4) установления нижнего предела цены, например, на научно-техническую продукцию для стимулирования НТП; 5) установления фиксированных цен; 6) декларирования цен – регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования. По способу фиксации различают следующие виды цен. 1) Твердая цена – цена, которая устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока поставки продукции по договору, в котором указывается: «цена твердая, изменению не подлежит». 2) подвижная цена означает, что зафиксированная в договоре цена может быть пересмотрена, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится. В договоре предусматривается «оговорка о повышении и понижении цены». 3) скользящая цена – цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции, обычно на товары с длительным сроком изготовления. В договоре фиксируется исходная цена, оговаривается ее структура: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизация), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены.
По условиям поставки и продажи различают: цена-нетто – цена на месте купли-продажи; цена-брутто (фактурная цена) – определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера подтоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условия страховки). В товарно-транспортных накладных цена показывается с указанием франкировки – установление пути продвижения товара потребителю, до которого транспортные расходы несет поставщик, и включение этих расходов в цену. Основные виды условия франко: франко – склад изготовителя, франко – станция отправления, франко – вагон – станция отправления, франко – вагон – станция назначения, франко–станция назначения, франко–склад потребителя. В зависимости от характера и порядка возмещения транспортных расходов, возникающих в процессе товародвижения,различают: цена ФОБ производства – товар предлагается покупателю в месте его изготовления, и он несет все расходы по доставке; единая цена с включением расходов по доставке – единая цена для всех покупателей независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, рассчитываемой как средняя стоимость всех перевозок; зональная цена – для всех покупателей, расположенных в границах установленной зоны, устанавливается одинаковая цена, учитывающая удаленность, стоимость транспортировки грузов; цена базисного пункта – в нескольких географических зонах предприятие открывает или определяет базисные (исходные) пункты с соответствующей ценой в каждом. В этом случае фактическая цена для покупателя складывается из цены базисного пункта и транспортных расходов по доставке товара до места. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые (справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов) и расчетные цены. В зависимости от вида рынка различают цены товарных аукционов, торгов, биржевые котировки. В зависимости от стадии товародвижения различают: 3 вида цен (таблица 22.1). Таблица 22.1 – Цены на стадиях товародвижения
Отпускная цена – цена, устанавливаемая производителем на произведенный товар, а импортером на ввезенный товар для дальнейшей его реализации. Розничная цена – цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, – юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Оптовая надбавка - надбавка к отпускной цене, применяемая организацией при осуществлении оптовой торговли товаром, в отношении которого она не является производителем (импортером). Торговая надбавка - надбавка к отпускной цене, применяемая организацией при осуществлении розничной торговли. Для регулируемых товаров – в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен. Основанием для отнесения розничными организациями фактических расходов, связанных с доставкой товаров, на увеличение отпускных цен является соблюдение двух условий: 1) приобретение товаров непосредственно у производителей (импортеров); 2) указание производителями (импортерами) в договорах на поставку товара или товарно-транспортных (товарных) накладных франкировки отпускных цен (условия франко-склад (франко-отправления)).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|