Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фундаментальные показатели и корпоративное управление




Фундаментальные показатели и корпоративное управление

В теории финансов стоимость актива (в т. ч. компании) определяется как дисконтированная стоимость свободных денежных потоков, доступных для владельцев капитала, и зависит, таким образом, от:

а) факторов операционной эффективности (темпа роста продаж, рентабельности продаж, эффективной налоговой ставки и др. );

б) факторов инвестиционной эффективности (эффективности инвестиций в оборотные активы и долгосрочные активы);

в) факторов финансовой эффективности (оптимизации структуры и стоимости капитала).

Данные факторы можно объединить термином фундаментальные показатели. Концепции и практические методики управления фундаментальными показателями достаточно хорошо изучены и отработаны на практике.

Корпоративное управление представляет собой самостоятельный значимый риск для владельцев капитала и, в особенности, для владельцев акционерного капитала (акционеров) в связи с отсутствием у последних обеспечения и наиболее низкого статуса в очереди на возврат средств в случае банкротства компании. Оказывая существенное влияние на стоимость капитала компании (дисконт-фактор при теоретической оценке стоимости, или, иными словами, оценка рисков денежных потоков компании), КУ влияет на стоимость компании и ее реальную рыночную оценку (рыночную капитализацию).

Таким образом, корпоративное управление является, наряду с фундаментальными показателями, важнейшим фактором создания стоимости компании, и система корпоративного управления эффективной компании должна быть интегрирована в общую стратегию и систему управления стоимостью.

Однако важнейшей проблемой для создания комплексных систем управления стоимостью остается разработка инструментария оценки вклада КУ в стоимость и эффективности альтернативных стратегий создания стоимости через фундаментальные и нефундаментальные факторы (в т. ч. КУ).

Далее в статье мы проиллюстрируем разработанный нами инструментарий. Однако прежде необходимо рассмотреть ряд вопросов, связанных непосредственно с КУ и его ролью в создании стоимости компании.

В широкой интерпретации КУ можно трактовать как комплексную систему внутренних и внешних механизмов, которая направлена на оптимизацию структуры корпоративных агентских отношений с целью обеспечения справедливого баланса интересов различных владельцев капитала (доминирующих и миноритарных акционеров, кредиторов), реализации эффективного инвестиционного процесса в компании и роста ее стоимости.

Риски корпоративного управления делятся на внутренние (несистемные) и внешние (системные). Внутренние (несистемные) риски управляемы за счет внутрикорпоративных механизмов – это традиционно называется практикой, или качеством корпоративного управления в компании. Внешние риски (системные) слабо управляемы внутрикорпоративными механизмами и определяются качеством институциональной и политической среды, т. е. способностью последних эффективно защищать права инвесторов. Механизмом управления внешними рисками КУ является лоббирование изменений институциональной и политической среды, что доступно только крупным корпорациям.

Система корпоративного управления состоит из внутренних и внешних механизмов. К основным внутренним механизмам КУ относятся:

a) структура собственности;

б) совет директоров;

в) система мотивации;

г) система принятия решений и отчетности перед инвесторами;

д) структура кредиторов.

К основным внешним механизмам КУ относятся:

а) рынок корпоративного контроля (слияния и поглощения);

б) система банкротства;

в) конкуренция на рынках продукции и факторов производства;

г) институциональная среда;

д) специфические внутриполитические факторы.

Повышение эффективности внутренних механизмов КУ создает стоимость конкретной компании. Повышение эффективности внешних механизмов КУ создает системную стоимость и повышает рыночную капитализацию всего фондового рынка.

В России наблюдается высокая неэффективность как внешних, так и внутренних механизмов корпоративного управления. Данный факт обосновывает существование высокого потенциала роста стоимости российских компаний за счет создания эффективных систем корпоративного управления, что должно быть учтено при формировании стратегии управления стоимостью эффективными собственниками.


2 МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)

2. 1 Модели выявления факторов стоимости бизнеса

Стоимость как критерий управления

Расчеты по классическим методикам трех подходов в ряде случаев дают противоречивые результаты, согласование которых путем абстрактного экспертного взвешивания не может дать объективного отражения стоимости. Особенно это касается либо развивающихся предприятий, либо переживающих бизнес-кризис.

Объединение предыдущего опыта развития концепций управления привело к тому, что стоимостной подход стал отражать качественный скачок в идеологии оценки и принятия управленческих решений. От традиционного анализа финансовых результатов за период и их сопоставления с аналогичными показателями в прошлом менеджмент переходит к долгосрочному прогнозу денежных потоков и непрерывному мониторингу опережающих нефинансовых индикаторов. Важнейшей целью становится максимизация стоимости компании, а главной отличительной чертой корпоративного управления – нацеленность в будущее. Управление стоимостью становится управлением будущим. Умение создавать стоимость превращается в источник конкурентного преимущества, который невозможно купить и крайне трудно скопировать.

Бесспорно, критерий стоимости несовершенен, но сегодня нет другого, хотя бы равного ему по способности отразить в едином показателе множество самых разнообразных факторов, от которых зависят настоящее и будущее компании.

Влияние стоимости, как объекта управления бизнесом, на результаты торгового бизнеса приведены в таблица 3.

 

Таблица 3 – Эффективность торгового бизнеса при внедрении технологии «Управление стоимостью»

Сфера бизнеса Изменение в деятельности Эффект

Розничная

торговля бытовыми товарами

Переход от программы роста в масштабах всей страны к стратегии укрепления региональных позиций перед дальнейшим ростом Увеличение потенциальной стоимости на 30 – 40 %
Реорганизация портфеля услуг с особым упором на те, что обладают наивысшим потенциалом создания стоимости Увеличение потенциальной стоимости на 25 %
Выбор в пользу стратегии роста перед стратегией «выдаивания» несмотря на одинаковые в обеих стратегиях показатели рентабельности капитала за 5 лет Увеличение потенциальной стоимости на 124 %
Выявление новых возможностей создания стоимости: - новые услуги Увеличение потенциальной стоимости на 240 %
- новые цены с увеличением Увеличение потенциальной стоимости на 246 %

Управление стоимостью предприятия – это комплексный процесс. С одной стороны, он является последовательностью реализации принципов финансовой модели и построение на ее основе и с ее помощью всех решений менеджмента компании – стратегических и оперативных, тактических финансовых и нефинансовых. С другой стороны, управление стоимостью фирмы исходит из необходимости удовлетворить ожидания всех «заинтересованных лиц». В связи с этим выделяют пять слагаемых технологии «Управление стоимостью»:

1. Стратегическое планирование инвестиционной стоимости капитала собственника бизнеса и внедрение стоимостного мышления в стратегические решения. Это предъявляет качественно новые требования к информации, к технологиям оценки эффективности рыночной стратегии и построению бизнес-модели, где присутствует ее качественное описание – «портрет фундамента создания стоимости» и количественное – оценка движущих сил бизнеса на основе ведущих факторов стоимости.

2. Создание системы показателей оценки оперативной деятельности внутренних подразделений компании на разных этажах управления, в которой будут учтены распределение ответственности, масштабы полномочий менеджеров разного уровня организационной структуры управления. Оценивая «наиболее чувствительные зоны стоимости» команда менеджеров получает инструмент для обоснования выбора из имеющихся альтернатив и определения приоритетов.

3. Мониторинг ведущих факторов стоимости, создание системы «раннего предупреждения» негативных, разрушительных процессов.

4. Выявление вклада менеджеров и других категорий персонала в «копилку стоимости компании». Для этого делается прямая привязка переменной части заработной платы к новым показателям, основанным на стоимости фирмы, или накопление доли бонусов и их выплата при условии достижения целевых заданий по росту стоимости предприятия.

5. Изменения во взаимоотношениях с инвесторами и собственниками, основанные на дополнительной информации о мерах, направленных на рост стоимости предприятия или на нейтрализацию возможных негативных факторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...