Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в качестве рыночной стоимости берется математическое ожидание цены.




в качестве рыночной стоимости берется математическое ожидание цены.

Само упоминание наиболее вероятной цены в определении рыночной стоимости дает прямое указание на случайный харак­тер стоимости и допускает прямой выбор из всего множества цен, существующих на рынке, в качестве рыночной лишь той единственной, которая встречается чаще других (наиболее вероятна). В результате из поля зрения выпадают другие цены из числа представленных на рынке.

Напротив, выходя на рынок, покупатель или продавец долж­ны определить, по какой цене может быть совершена сделка купли-продажи, причем не обязательно, что это будет наиболее распространенная цена. Тем самым в полной мере учитывается случайный характер цены. Поскольку на рынке одновременно наблюдается целый ряд цен, речь должна идти о применении понятия математического ожидания из теории вероятности.

Таким образом, рыночную стоимость следует определять как математическое ожидание цены.

Содержание понятий фундаментальной и внутренней стоимостей бизнеса:

Фундаментальная стоимостьлюбого объекта, в том числе бизнеса, – это его фундаментальная характеристика, определяемая посредством оценки рыночной, инвестиционной или иной стоимости объекта методами доходного, сравнительного или затратного подхода.

Внутренняя стоимость бизнеса – это стоимость, которой он обладал бы на рынке в случае полного информирования последнего обо всех аспектах и перспективах его деятельности при отсутствии каких-либо барьеров для совершения операций с собственным капиталом бизнеса. Иными словами, внутренняя стоимость отражает оценку фундаментальной стоимости очень хорошо информированным инвестором, возможно менеджментом бизнеса. Подобное определение внутренней стоимости не исключает некоторого отличия ее значения от истинной величины фундаментальной стоимости, что является следствием недоучета каких-либо значимых факторов всеми субъектами рынка.

Хотя отдельные аспекты и условия, присущие внутренней и фундаментальной стоимостям, не полностью отражены в приведенных определениях, основные свойства данных экономических категорий охарактеризованы в той мере, в какой это необходимо для изучения вопросов управления стоимостью бизнеса.

Фактор это момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Широта данной трактовки понятия фактора позволяет не ограничиваться одной или несколькими его характеристиками, а открывает доступ ко всему существующему спектру факторов.

Приведенное определение хорошо сочетается с понятием параметра системы, которое является более узким по отношению к фактору. Необходимыми условиями отнесения характеристик системы к числу параметров считаются их наблюдаемость и измеримость. Из всего множества факторов выбираются лишь те, которые имеют конкретное численное выражение.

В случае определения стоимости предприятия (бизнеса) российское законодательство допускает проведение оценки следующих объектов:

предприятия как бизнеса (предпринимательская деятельность), которым занимается хозяйствующий субъект (юридическое или физическое лицо), которому принадлежит предприятие как имущественный комплекс; на базе имущественного комплекса хозяйствующим субъектом создается поток доходов, который находит отражение в рыночной стоимости предприятия (бизнеса) и рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся на рынках капитала;

активов, находящихся в собственности хозяйствующего субъекта и составляющих предприятие как имущественный комплекс либо являющихся его частью; стоимость активов зависит от условий хозяйственного использования предприятия в целом;

доли в бизнесе (в рыночной стоимости капитала участников общества или товарищества) или в рыночной стоимости предприятия как имущественного комплекса.

Будем различать оценку бизнеса отдельного хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, и оценку предприятия как имущественного комплекса. " 'Оценка бизнеса охватывает все предприятия, принадлежащие субъекту предпринимательской деятельности (их может быть несколько) со всей совокупностью лежащих на нем прав и обязательств, с учетом имеющихся разрешений и лицензий.

Стоимостью бизнеса – стоимость прав, сопутствующих осуществлению предпринимательской деятельности. Таким образом, понятию стоимости бизнеса во многом эквивалентны понятия стоимости собственного капитала, стоимости для акционеров и стоимости для собственников.

Термин " стоимость предприятия" будет соответствовать второй трактовке и по " наполнению" правами во многом совпадать с терминами " стоимость инвестированного капитала" и " стоимость имущественного комплекса".

Кратко рассмотрим подходы и методы оценки стоимости бизнеса.

1. При использовании затратного подхода стоимость объекта в большинстве случаев определяется методами замещения и восстановления. В случае оценки методом замещения находится стоимость объекта, имеющего характеристики, аналогичные оцениваемому. Этот объект должен быть создан по современному проекту, с применением современных технологий, из современных материалов с использованием цен, устано­вившихся на дату оценки. Когда определяется восстановительная стоимость, то за основу берется первоначальный проект оцениваемого здания и необходимые для его полного восстановления цены на материалы и работы пересчитываются в текущие цены.

Оценка стоимости бизнеса с применением затратного (имущественного) подхода имеет свои особенности: необходимо знать стоимость конкретных активов и обязательств, в свою очередь определяемую на основе затратного, доходного и сравнительного подходов.

2. Доходный подход содержит целую группу сходных между собой методов и моделей оценивания и связан с дисконтирова­нием будущей выгоды:

• дивидендов (DDM, DGM)';

• прибыли (EDM)~;

• денежных потоков (CFDM);

• свободных денежных потоков (FCFDM);

• избыточной прибыли (ЕВО) и ее частного случая – экономической прибыли (EVA).

Все перечисленные методы доходного подхода имеют в своей основе общее фундаментальное экономическое содержание, выражающееся в требовании получения инвесторами определенной выгоды от владения бизнесом с учетом риска такого владения.

Использование на практике методов доходного подхода сопряжено с рядом ограничений. В случае переходной экономики России, характеризующейся неликвидным фондовым рынком, неустойчивой национальной валютой, флуктуирующей учетной ставкой ЦБ РФ, часто ошибочно принимаемой за безрисковую, информационной непрозрачностью эмитентов, искажениями в бухгалтерской отчетности и т. д., применение этих методов становится затруднительным.

Относительная " молодость" российского фондового рынка и его крайняя неустойчивость не позволяют получить стабиль­ный и стационарный коэффициент бета акций, большинство из которых не имеет значительной ценовой истории. Испытывающие сильнейшие колебания темпы инфляции не позволяют использовать номинальные процентные ставки, что создает трудности и при определении прогнозных значений реальных ставок.

3. Методы, формирующие сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса, как было сказано ранее, основываются на сравнительном анализе предприятий и компаний. При их применении оцениваемое предприятие сравнивается с аналогичными предприятиями, рыночная стоимость и отдельные параметры деятельности которых известны и могут быть сопоставлены с параметрами объекта оценки.

К методам сравнительного подхода относятся:

• сравнительный анализ фундаментальных коэффициентов;

• разработка и анализ факторных моделей.

Сравнительный подход является описательным в отличие от " объясняющего" метода дисконтирования будущих доходов.

На практике процедура оценки сводится к выбору структуры факторной модели и входящих в нее факторов, выделению из них значимых и решению полученного регрессионного уравне­ния. Факторная модель стоимости бизнеса может быть записана, например, в следующем виде:

Е = Е (товар, цена, заработная плата, налоги, ... ).

Стоимость согласуется с циклом управления следующим образом.

1. На первомэтапе идентифицируют текущее состояние бизнеса и среды с использованием в качестве критерия стоимости бизнеса. При этом определяют:

а) рыночную стоимость бизнеса. В российских условиях определение ее для большинства компаний – довольно сложная и в большинстве случаев неразрешимая задача по причине узости рынка акций, отсутствия аналогов и котировок акций бизнеса;

б) внутреннюю стоимость бизнеса. Она рассчитывается по данным внутреннего финансового и управленческого учета в основном с применением экстраполяционных методов. Обязательным условием здесь выступает сохранение существующих тенденций деятельности бизнеса без учета каких-либо значительных возмущений, вызванных, например, реализацией новых проектов.

2. На втором этапе проводят сравнение текущего состояния бизнеса с эталонным, основываясь на условии максимизации (минимизации) значения критерия стоимости. В рамках данного этапа осуществляют:

а) сравнение рыночной и внутренней стоимости бизнеса. Делают вывод об адекватности оценки бизнеса рынком и о необходимости принятия дополнительных мер по доведению до рынка более полной информации о состоянии бизнеса. Расхождения в значениях стоимости могут быть вызваны неадекватной оценкой менеджментом текущего состояния дел внутри самого бизнеса, что потребует принятия соответствующих мер;

б) разработку проектов. Пересчитывают стоимость бизнеса с использованием данных, заложенных в бизнес-планы проектов. Кроме того, определяют изменение отдельных показателей деятельности бизнеса, например выручки, себестоимости и т. д.;

в) сравнение стоимости бизнеса, полученной ранее с учетом внутренних улучшений, и стоимости с учетом внешней реорганизации (продажа отдельных направлений бизнеса, развитие новых направлений деятельности за счет слияния и присоединения других бизнесов, выделение частей бизнеса в самостоятельные экономические субъекты). Решение о целесообразности проведения конкретных реорганизационных процедур принимают исходя из анализа роста стоимости бизнеса;

г) изменение структуры и форм финансирования бизнеса. На этом шаге, связанном с финансовым конструированием, кроме структуры и форм исследуют возможности влияния на объем долга и его стоимость.

3. На третьем этапе управления для полученных значений критерия стоимости прогнозируют будущие значения показате­лей деятельности бизнеса, определяют конкретные мероприятия по достижению запланированного состояния – выбирают наиболее важные направления управляющих воздействий.

4. И наконец, на четвертом этапе реализуют план мероприятий. В процессе его выполнения или по его окончании вновь происходит переход к первому этапу, и цикл замыкается. В зависимости от размеров бизнеса, располагаемых ресурсов и сектора рынка, в котором действует бизнес, длительность цикла может варьироваться и составлять один день, неделю, месяц, год и т. д. Более короткие циклы характерны для сектора рынка услуг, банковского сектора, более продолжительные – для производственного сектора.

Шаги, обозначенные буквенными индексами, лежат в основе механизма управления бизнесом и используют в качестве кри­терия его стоимости для акционеров. Иными словами, речь идет об управлении стоимостью бизнеса.

В ряде изданий зарубежных авторов цикл управления стои­мостью бизнеса изображают в виде пятиугольника (рис. ).

Принципиальной разницы между циклами управления стоимостью бизнеса, один из которых описан выше, а другой изображен на рис. в форме пятиугольника, нет.

Рисунок. Цикл управления стоимостью бизнеса

 

Кажущиеся отличия возникают вследствие единственного обстоятельства: на рисунке нумерованные вершины – это моменты оценки стоимости бизнеса (расчета значения критерия), а нами перечислены шаги по управлению стоимостью, включенные в общий цикл управления бизнесом. В последнем случае соответствующие шаги могут требовать определения стоимости (все, кроме шага 2а) или не требовать (шаг 2а). Для удобства и сохранения преемственности терминологии, применяемой в других источниках, в дальнейшем будем пользоваться представлением о цикле управления стоимостью в виде пятиугольника.

Понятие цикла достаточно условно, поскольку совершенно не обязательно, чтобы мероприятия по финансовому конструи­рованию начинались лишь после завершения шагов по внутрен­нему и внешнему улучшению. Они могут проводиться и непо­средственно после сравнения рыночной и внутренней стоимости или одновременно с другими мероприятиями.

Формальная модель цикла управления, изображенная на рис., записывается следующим образом:

Е = Е, + АЕп + АЕ/п + AElv + AEV ,

где Е — стоимость бизнеса (случайная величина) в конце цикла управления;

Е, — рыночная стоимость бизнеса в начале цикла управ­ления;

& ЕП — разрыв между рыночной и внутренней стоимостью;

АЕШ — приращение внутренней стоимости в результате внутренних улучшений;

& Е — приращение внутренней стоимости в результате внешних улучшений;

ЛЕУ — приращение внутренней стоимости в результате финансового конструирования.

 

Разрыв между рыночной и внутренней стоимостью связан с разницей в восприятии состояния бизнеса менеджментом и рынком. В действительности разрыв, учтенный в выражении с помощью одного параметра, является ком­плексным показателем, который учитывает различие в восприятии внутренних и внешних улучшений и результатов финансового конструирования.

Последовательность шагов, способная привести к максимальному увеличению стоимости, такова:

1) устраняется раз­рыв в восприятии бизнеса рынком;

2) проводятся мероприятия по внутреннему улучшению бизнеса;

3) выполняется финансо­вое конструирование;

4) осуществляется внешнее улучшение бизнеса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...