Характеристика выборки испытуемых
После изучения научной и методической литературы по нашей теме, мы проведем эксперимент и узнаем, способствует ли использование дидактических игр на уроках в начальном звене школы повышению интереса к учебе школьников. Опытно-экспериментальной базой исследования стала МОУ СОШ №7 города Костромы. Школа основана 1 сентября 1964 года в Ленинском районе города Костромы. В 1992 г состоялось открытие первых классов, в которых дети обучались по системе Л.В. Занкова. В 1995 г - открытие классов развивающего обучения в среднем звене, 1996 г - начало сотрудничества с КОИПКРО по проблемам развивающего обучения, 1998 г - создание в старших классах профильных групп по углубленному изучению отдельных предметов по выбору учащихся, 2000 г - начало работы в школе демонстрационной площадки по системе РО, 2001 г - старт федерального эксперимента по модернизации образовательного процесса, 2001 г - открытие первого профильного морского кадетского класса совместно с КЮМ г. Костромы, 2003 г - открытие предпрофильного морского кадетского класса, 2005 г - открытие профильных физико-химического и социально-гуманитарного классов, 2006 г - открытие профильного физико-математического класса. В школе работают 47 учителей, из них: Заслуженный учитель РФ - 1 человек Отличник народного просвещения -1 человек Почетный работник общего образования - 3 человека Почетная грамота Министерства образования -14 человек Квалификация учителей: чел.(40%) - учителя высшей квалификационной категории чел. (17%) - учителя 1 квалификационной категории чел.(32%) - учителя 2 квалификационной категории В эксперименте участвовали учащиеся 4 «Б» класса. Характеристика 4 «Б» класса (эксперементального)
В классе двадцать четыре человека, из них 13 мальчиков и 11 девочек. Один из мальчиков данного класса находится на индивидуальном обучении. На данный момент в классе 2 лидера- Митина А., Новиков В. В целом класс активный. Все ребята между собой дружные, стараются помогать друг другу на уроках. Активно принимают участие в различных общешкольных мероприятиях. Успеваемость класса средняя. Отличников нет, пять учеников имеют 2 четверки, достаточно большое количество учащихся имеет по одной две тройки. У некоторых ребят возникают проблемы с учёбой, они также дополнительно занимаются с репетитором. На уроках ребята работают активно с интересом. Основная масса учащихся данного класса к учебе относится ответственно, многие готовят по теме урока дополнительный материал. Хотя материал курса сложен, но ребята стремятся понять тот материал, который им предложен учебной программой, многие проявляют интерес к учебным предметам, активно работают на уроках. Но проблема повешения интереса к учебе в классе есть. Сложные темы не всегда интересны ребятам, наблюдая за классом можно было заметить, что если одни ребята (небольшое количество) проявляют интерес, то другие могут не слушать учителя и заниматься посторонними делами. Наблюдая за классом можно также заметить, что больший интерес к уроку учащиеся проявляют тогда, когда используются дидактические игры, учащиеся с удовольствием включаются в игру, причем не только те ребята, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно мало активны. Учитель - Козлова Наталья Евгеньевна во многом помогала и поддерживала меня. Наталья Евгеньевна - учитель высшей квалификационной категории. Она сумела отлично организовать детский коллектив. Наталья Евгеньевна прекрасный педагог, который использует в своей работе разные методические приемы, позволяющие обеспечить не только высокую мыслительную активность учащихся, но и повысить интерес к учебе.
В любом сложном материале она находит то, что может заинтересовать ребят. Кроме того, Наталья Евгеньевна тщательно изучает особенности каждого ребенка, она прекрасный психолог. Старается создать благоприятную атмосферу в классе. Дети видят в своем учителе друга, защитника и помощника, с которым можно поделиться своими переживаниями, попросить совет. Исходя из целей, задач, объекта, предмета исследования были выбраны следующие методики: методика изучения учебной мотивации (по Лускановой), методика изучения интереса к учебному предмету, методика изучения психологического комфорта в классе. В диагностическом исследовании участвовали: экспериментальный 4 «Б» класс и контрольный 4 «А» класс. Первой была проведена анкета на учебную мотивацию по тесту Лускановой, с целью выявления уровня школьной мотивации и общего отношения к учебе в 4 «Б» -экспериментальном классе и 4 «А» - контрольном классе. (Приложение 1)
Карта уровня мотивации 4 «А» и 4»Б» классов
Рассмотрев таблицу мы видим, что в классах превышает средний уровень школьной мотивации. В экспериментальном классе высокий уровень мотивации всего у 12% учащихся, а низкий уровень мотивации у ¼ класса.
Рисунок 4 Уровень школьной мотивации 4"А" класса
Рисунок 5 Уровень школьной мотивации 4"Бкласса"
В ходе анализа ответов учащихся было выявлено, что у большей части экспериментального класса 62%- средний уровень мотивации, у 25% - низкий уровень мотивации, и только лишь у 12% -высокий уровень мотивации. В то время как у контрольного класса: 58% класса имеют средний уровень мотивации, 25% класса имеют высокий уровень мотивации и 16% класса имеет низкий уровень мотивации. Первый этап анкеты показывает, что уровень мотивации в экспериментальном классе не высокий, половина ребят в классе имеет лишь внешнюю мотивацию, а 25 % учащихся - низкий уровень мотивации. Таким образом, из первого этапа анкеты видно, что ребята учатся не с самым большим интересом, который мог быть в данный период обучения.
Затем была проведена анкета «Интерес к учебному предмету», с целью изучения интереса учащихся к учебным предметам. (Приложение 2)
Карта уровня интереса к учебному предмету 4 «А» (контрольного) класса:
Карта уровня интереса к учебному предмету 4 «Б» (экспериментального) класса
Рассмотрев таблицы, можно заметить, что учащиеся предпочитают такие предметы как физкультура, труд и изо, так как эти предметы не требуют умственных усилий и по ним не задают домашнее задание. Самые не любимые предметы в классах: русский язык, математика, литературное чтение.
Рисунок 6 Уровень интереса к учебному предмету 4"А" класса
Рисунок 7 Уровень интереса к учебному предмету 4 "Б" класса Результаты обследования показали, что уровень учебной мотивации по классу недостаточный. Познавательная активность снижена. Учащиеся испытывают интерес преимущественно к предметам, не требующим выполнения домашних заданий и особенных умственных затрат. Следующим направлением исследования нашей опытно-экспериментальной работы стала анкета «Психологический комфорт в школе», данная анкета предназначена для исследования ощущения психологического комфорта в классе в представлении учащихся.
Карта психологического комфорта (показатель ОПК)
Карта психологического комфорта (показатель ОТУ)
Рассмотрев таблицы, мы видим, что только у половины детей благоприятные отношения с одноклассниками. Отсюда можно сделать вывод, что многие учащиеся не комфортно себя чувствуют в классе. Показательно отношений с учителем более высокий: 79% в контрольном классе и 63% в экспериментальном классе. Теперь составим круговую диаграмму показателя ОПК (отношения с классом) и показателя ОТУ (отношения с учителем) в контрольном 4 «А» классе и экспериментальном 4 «Б» классе. Показатель ОПК (отношения с классом)
Рисунок 8 Показатель ОПК 4 "Б" класс
Рисунок 9 Показатель ОПК 4"А" класс
Рассмотрев диаграммы показателя ОПК (отношения с классом), мы можем сделать вывод, что на данный момент отношения у детей в контрольном классе лучше, чем в экспериментальном. В экспериментальном классе: у 58% хорошие отношения с классом, у 32% детей допустимые отношения с классом и у 10% класса неблагоприятные отношения с классом. В контрольном классе: у 63% хорошие отношения с классом, у 26% детей допустимые отношения с классом и у 5% детей неблагоприятные отношения с классом. Показатель ОТУ (отношения с учителем)
Рисунок 10 Показатель ОТУ 4"Б" класс
Рисунок 11 Показатель ОТУ 4 "А" класс Рассмотрев диаграммы показателя ОПУ (отношения с учителем), мы можем сделать вывод, что на данный момент отношения детей с учителес в контрольном классе лучше, чем в экспериментальном. В экспериментальном классе: у 63% хорошие отношения с учителем, у 32% детей допустимые отношения с учителем и у 5% класса неблагоприятные отношения с учителем. В контрольном классе: у 79% хорошие отношения с учителем, у 16% детей допустимые отношения с классом и у 5% детей неблагоприятные отношения с учителем. Исходя из данных анкеты, мы можем сделать вывод, что 42% детей экспериментального класса не комфортно себя чувствую в классе и у 38% детей допустимые или неблагоприятные отношения с учителем. Передо мной встала задача оживить мыслительную деятельность учащихся, пробудить активность, привить интерес к предметам интеллектуальной направленности. Спасительным средством в этой проблеме явилось использование на уроках и во внеурочной практике различных видов игровой деятельности, а так же здоровье сберегающих технологий.
Таким образом, анализируя результаты анкеты можно сделать вывод, что дидактические игры, хотя и проводятся учителем, но не систематически. Учащиеся не всегда удовлетворены учебной деятельностью, из-за этого у них снижается мотивация к обучению, они часто устают и переутомляются от предложенной учебной нагрузки, как следствие у школьников снижается интерес к учебным предметам. Отсюда следует, что проблема повышения интереса к учебе в классе актуальна, необходимо пользоваться средствами стимулирования деятельности учащихся на уроках, в состав которых входит и дидактическая игра, и использовать их надо систематически, на разных этапах урока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|