Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика выборки испытуемых




 

После изучения научной и методической литературы по нашей теме, мы проведем эксперимент и узнаем, способствует ли использование дидактических игр на уроках в начальном звене школы повышению интереса к учебе школьников. Опытно-экспериментальной базой исследования стала МОУ СОШ №7 города Костромы.

Школа основана 1 сентября 1964 года в Ленинском районе города Костромы. В 1992 г состоялось открытие первых классов, в которых дети обучались по системе Л.В. Занкова. В 1995 г - открытие классов развивающего обучения в среднем звене, 1996 г - начало сотрудничества с КОИПКРО по проблемам развивающего обучения, 1998 г - создание в старших классах профильных групп по углубленному изучению отдельных предметов по выбору учащихся, 2000 г - начало работы в школе демонстрационной площадки по системе РО, 2001 г - старт федерального эксперимента по модернизации образовательного процесса, 2001 г - открытие первого профильного морского кадетского класса совместно с КЮМ г. Костромы, 2003 г - открытие предпрофильного морского кадетского класса, 2005 г - открытие профильных физико-химического и социально-гуманитарного классов, 2006 г - открытие профильного физико-математического класса.

В школе работают 47 учителей, из них:

Заслуженный учитель РФ - 1 человек

Отличник народного просвещения -1 человек

Почетный работник общего образования - 3 человека

Почетная грамота Министерства образования -14 человек

Квалификация учителей:

чел.(40%) - учителя высшей квалификационной категории

чел. (17%) - учителя 1 квалификационной категории

чел.(32%) - учителя 2 квалификационной категории

В эксперименте участвовали учащиеся 4 «Б» класса.

Характеристика 4 «Б» класса (эксперементального)

В классе двадцать четыре человека, из них 13 мальчиков и 11 девочек. Один из мальчиков данного класса находится на индивидуальном обучении.

На данный момент в классе 2 лидера- Митина А., Новиков В.

В целом класс активный. Все ребята между собой дружные, стараются помогать друг другу на уроках. Активно принимают участие в различных общешкольных мероприятиях.

Успеваемость класса средняя. Отличников нет, пять учеников имеют 2 четверки, достаточно большое количество учащихся имеет по одной две тройки. У некоторых ребят возникают проблемы с учёбой, они также дополнительно занимаются с репетитором. На уроках ребята работают активно с интересом. Основная масса учащихся данного класса к учебе относится ответственно, многие готовят по теме урока дополнительный материал.

Хотя материал курса сложен, но ребята стремятся понять тот материал, который им предложен учебной программой, многие проявляют интерес к учебным предметам, активно работают на уроках. Но проблема повешения интереса к учебе в классе есть.

Сложные темы не всегда интересны ребятам, наблюдая за классом можно было заметить, что если одни ребята (небольшое количество) проявляют интерес, то другие могут не слушать учителя и заниматься посторонними делами.

Наблюдая за классом можно также заметить, что больший интерес к уроку учащиеся проявляют тогда, когда используются дидактические игры, учащиеся с удовольствием включаются в игру, причем не только те ребята, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно мало активны.

Учитель - Козлова Наталья Евгеньевна во многом помогала и поддерживала меня.

Наталья Евгеньевна - учитель высшей квалификационной категории. Она сумела отлично организовать детский коллектив. Наталья Евгеньевна прекрасный педагог, который использует в своей работе разные методические приемы, позволяющие обеспечить не только высокую мыслительную активность учащихся, но и повысить интерес к учебе.

В любом сложном материале она находит то, что может заинтересовать ребят.

Кроме того, Наталья Евгеньевна тщательно изучает особенности каждого ребенка, она прекрасный психолог. Старается создать благоприятную атмосферу в классе. Дети видят в своем учителе друга, защитника и помощника, с которым можно поделиться своими переживаниями, попросить совет.

Исходя из целей, задач, объекта, предмета исследования были выбраны следующие методики: методика изучения учебной мотивации (по Лускановой), методика изучения интереса к учебному предмету, методика изучения психологического комфорта в классе.

В диагностическом исследовании участвовали: экспериментальный 4 «Б» класс и контрольный 4 «А» класс.

Первой была проведена анкета на учебную мотивацию по тесту Лускановой, с целью выявления уровня школьной мотивации и общего отношения к учебе в 4 «Б» -экспериментальном классе и 4 «А» - контрольном классе. (Приложение 1)

 

Карта уровня мотивации 4 «А» и 4»Б» классов

Уровень мотивации класс низкий средний высокий
4 «А» 16% 58% 25%
4 «Б» 25% 62% 12%

Рассмотрев таблицу мы видим, что в классах превышает средний уровень школьной мотивации. В экспериментальном классе высокий уровень мотивации всего у 12% учащихся, а низкий уровень мотивации у ¼ класса.

 

Рисунок 4 Уровень школьной мотивации 4"А" класса

 

Рисунок 5 Уровень школьной мотивации 4"Бкласса"

 

В ходе анализа ответов учащихся было выявлено, что у большей части экспериментального класса 62%- средний уровень мотивации, у 25% - низкий уровень мотивации, и только лишь у 12% -высокий уровень мотивации. В то время как у контрольного класса: 58% класса имеют средний уровень мотивации, 25% класса имеют высокий уровень мотивации и 16% класса имеет низкий уровень мотивации.

Первый этап анкеты показывает, что уровень мотивации в экспериментальном классе не высокий, половина ребят в классе имеет лишь внешнюю мотивацию, а 25 % учащихся - низкий уровень мотивации. Таким образом, из первого этапа анкеты видно, что ребята учатся не с самым большим интересом, который мог быть в данный период обучения.

Затем была проведена анкета «Интерес к учебному предмету», с целью изучения интереса учащихся к учебным предметам. (Приложение 2)

 

Карта уровня интереса к учебному предмету 4 «А» (контрольного) класса:

Наиболее предпочитаемые предметы (3 предмета)

Наименее предпочитаемые предметы (1 предмет)

Физкультура Труд Изобразительное искусство Музыка Окружающий мир Математика Литературное чтение Русский язык 20 чел 15 чел 15 чел 10 чел 7 чел 2 чел 2 чел 1 чел Русский язык Чтение Математика Окружающий мир 8 чел 7 чел 6 чел 3 чел

Причина: -легкий предмет; -хорошо понимаю; -нет домашнего задания;

Причина: - приходится много писать; - трудный предмет; - не понимаю этот предмет.

       

 

Карта уровня интереса к учебному предмету 4 «Б» (экспериментального) класса

Наиболее предпочитаемые предметы (3 предмета)

Наименее предпочитаемые предметы (1 предмет)

Физкультура Труд Изобразительное искусство Музыка Окружающий мир Математика Литературное чтение Русский язык 20 чел 13 чел 17 чел 9 чел 9 чел 2 чел 1 чел 1 чел Русский язык Математика Литературное чтение 9 чел 9 чел 6 чел

Причина: -нет домашнего задания -не нужно много писать -легкий предмет

Причина: - трудный предмет; - много задают по предмету; - не понимаю этот предмет.

       

 

Рассмотрев таблицы, можно заметить, что учащиеся предпочитают такие предметы как физкультура, труд и изо, так как эти предметы не требуют умственных усилий и по ним не задают домашнее задание. Самые не любимые предметы в классах: русский язык, математика, литературное чтение.

 

Рисунок 6 Уровень интереса к учебному предмету 4"А" класса

 

Рисунок 7 Уровень интереса к учебному предмету 4 "Б" класса


Результаты обследования показали, что уровень учебной мотивации по классу недостаточный. Познавательная активность снижена. Учащиеся испытывают интерес преимущественно к предметам, не требующим выполнения домашних заданий и особенных умственных затрат.

Следующим направлением исследования нашей опытно-экспериментальной работы стала анкета «Психологический комфорт в школе», данная анкета предназначена для исследования ощущения психологического комфорта в классе в представлении учащихся.

 

Карта психологического комфорта (показатель ОПК)

хар-р отношений класс хорошие допустимые неблагоприятные
4 «Б» 58% 32% 10%
4 «А» 69% 26% 5%

 

Карта психологического комфорта (показатель ОТУ)

хар-р отношений класс хорошие допустимые неблагоприятные
4 «Б» 63% 32% 5%
4 «А» 79% 16% 5%

 

Рассмотрев таблицы, мы видим, что только у половины детей благоприятные отношения с одноклассниками. Отсюда можно сделать вывод, что многие учащиеся не комфортно себя чувствуют в классе. Показательно отношений с учителем более высокий: 79% в контрольном классе и 63% в экспериментальном классе.

Теперь составим круговую диаграмму показателя ОПК (отношения с классом) и показателя ОТУ (отношения с учителем) в контрольном 4 «А» классе и экспериментальном 4 «Б» классе.

Показатель ОПК (отношения с классом)

 


Рисунок 8 Показатель ОПК 4 "Б" класс

 

Рисунок 9 Показатель ОПК 4"А" класс

 

Рассмотрев диаграммы показателя ОПК (отношения с классом), мы можем сделать вывод, что на данный момент отношения у детей в контрольном классе лучше, чем в экспериментальном. В экспериментальном классе: у 58% хорошие отношения с классом, у 32% детей допустимые отношения с классом и у 10% класса неблагоприятные отношения с классом. В контрольном классе: у 63% хорошие отношения с классом, у 26% детей допустимые отношения с классом и у 5% детей неблагоприятные отношения с классом.

Показатель ОТУ (отношения с учителем)

 

Рисунок 10 Показатель ОТУ 4"Б" класс

 

Рисунок 11 Показатель ОТУ 4 "А" класс


Рассмотрев диаграммы показателя ОПУ (отношения с учителем), мы можем сделать вывод, что на данный момент отношения детей с учителес в контрольном классе лучше, чем в экспериментальном. В экспериментальном классе: у 63% хорошие отношения с учителем, у 32% детей допустимые отношения с учителем и у 5% класса неблагоприятные отношения с учителем. В контрольном классе: у 79% хорошие отношения с учителем, у 16% детей допустимые отношения с классом и у 5% детей неблагоприятные отношения с учителем.

Исходя из данных анкеты, мы можем сделать вывод, что 42% детей экспериментального класса не комфортно себя чувствую в классе и у 38% детей допустимые или неблагоприятные отношения с учителем.

Передо мной встала задача оживить мыслительную деятельность учащихся, пробудить активность, привить интерес к предметам интеллектуальной направленности.

Спасительным средством в этой проблеме явилось использование на уроках и во внеурочной практике различных видов игровой деятельности, а так же здоровье сберегающих технологий.

Таким образом, анализируя результаты анкеты можно сделать вывод, что дидактические игры, хотя и проводятся учителем, но не систематически. Учащиеся не всегда удовлетворены учебной деятельностью, из-за этого у них снижается мотивация к обучению, они часто устают и переутомляются от предложенной учебной нагрузки, как следствие у школьников снижается интерес к учебным предметам.

Отсюда следует, что проблема повышения интереса к учебе в классе актуальна, необходимо пользоваться средствами стимулирования деятельности учащихся на уроках, в состав которых входит и дидактическая игра, и использовать их надо систематически, на разных этапах урока.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...