Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таким образом, включение дидактических игр в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к учебе, способствует более качественному усвоению знаний.




Вывод по второй главе

В результате проделанной работы нами была апробирована модель деятельности учителя по организации игровой деятельности в начальном звене школы как средство эффективного усвоения знаний, умений и навыков. Модель состоит из нескольких взаимосвязанных элементов: психолого- педагогическая особенность класса, ориентированная на выявление особенностей мотивации к учебной деятельности; выбор учителем форм, методов и приемов, которые могут привести к успешному усвоению знаний, умений и навыков; организация игровой деятельности для младших школьников; итоговый самоанализ; рефлексия игровой деятельности и оценка её результативности. Анализ процесса реализации исследованной нами модели организации игровой деятельности в начальном звене школы как средство успешного получения знаний, полученные диагностические материалы позволили выделить организационно- педагогические условия, при которых они способствуют достижению поставленной цели- эффективному усвоения знаний, умений и навыков младшими школьниками.

В ходе опытно-экспериментальной работы была получена объективная картина динамики успешного усвоения знаний, умений и навыков посредством организации игровой технологии.

Сопоставление и анализ данных, полученных в результате комплексной диагностики, позволяют зафиксировать значимость изменений, произошедших в экспериментальном классе.

Сравнение результатов, полученных в экспериментальном и контрольном классах, позволяют утверждать, что организация игровой деятельности в начальном звене школы как средство эффективного усвоения информации показала свою эффективность.


Заключение

Теоретический анализ психолого- педагогической и методической литературы, а также опытно-экспериментальная работы позволили сделать следующие выводы:

Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

2. Особый подход в классификации педагогической игры сделал Г.К. Селевко (см. рис. 1). Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий: по области деятельности, по характеру педагогического процесса, по игровой методике, по предметной области, по игровой среде.

3. Проведение педагогической игры имеет некоторые особенности: при организации игры нужно учитывать индивидуальность каждого ребенка; не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства детей; игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей.

4. В результате проделанной работы нами была апробирована модель деятельности учителя по организации игровой деятельности в начальном звене школы как средство эффективного усвоения знаний, умений и навыков. Модель состоит из нескольких взаимосвязанных элементов: психолого-педагогическая особенность класса, ориентированная на выявление особенностей мотивации к учебной деятельности; выбор учителем форм, методов и приемов, которые могут привести к успешному усвоению знаний, умений и навыков; организация игровой деятельности для младших школьников; итоговый самоанализ; рефлексия игровой деятельности и оценка её результативности. Анализ процесса реализации исследованной нами модели организации игровой деятельности в начальном звене школы как средство успешного получения знаний, полученные диагностические материалы позволили выделить организационно- педагогические условия, при которых они способствуют достижению поставленной цели- эффективному усвоения знаний, умений и навыков младшими школьниками.

В ходе опытно-экспериментальной работы была получена объективная картина динамики успешного усвоения знаний, умений и навыков посредством организации игровой технологии. Сопоставление и анализ данных, полученных в результате комплексной диагностики, позволяют зафиксировать значимость изменений, произошедших в экспериментальном классе. Сравнение результатов, полученных в экспериментальном и контрольном классах, позволяют утверждать, что организация игровой деятельности в начальном звене школы как средство эффективного усвоения информации показала свою эффективность.

 


Список литературы

 

1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год.

2. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Просвещение, Москва, 1988г.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 346 с

4. Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная школа. № 9, 1998г.

5. Бобылева Л.Д. «Игровая экология в школе»\\ Ж.Биология в школе. М.: 1995.№5

6. Букатов В.М. «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения»; Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000.-224с.

7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М,- Педагогика, 1991;

8. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии.,1966,-№6

9. Гузик Н.П. Учить учиться., М, Педагогика, 1981

10. Гликман И. Педагогическая технология - это одно из средств педагогической методики // Директор школы. - 2004. - № 7. - С. 46-49.

11. Девяткин Г.В. Проектирование учебных технологий игр. // Ж. Шк.технологий. М., 1998. №4 стр.121-125.

12. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. Начальная школа. № 11 2001г.

13. Занков Л.В.Избранные педагогические труды. - М.,1999.-424С.

14. Кавтарадзе Д.Н. «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения», М.: изд-во «Флингта, 1998

15. Казанская Н.Г., Назарова Т.С. дидактика (начальные классы).-М., Просвещение. 1978.-224с

16. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год.

17. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г.

18. Кашелев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов.- Мн.:2000-5с

19. Кларин М.В. Педагогическая технология - М.,1989,С7

20. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 год.

21. Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе. Журнал. Начальная школа. № 1, 1999г.

22. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей.- СПб.:КАРО,2002-С.149

23. Короткова М.В.Методика проведения игр и дискуссий на уроках. М., 2001.С.3.

24. Кушнир А. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 55-58.

25. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д, 2004. - 384 с.

26. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры// Современная педагогика., 1944, №8-9;

27. Лепешев Д.В. Игровые технологии воспитания. Детская Академия роста Творческая педагогика. - 2004. - № 1. - С. 72-82; № 2. - С. 86-92.

28. Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М., 2006. - 590 с.

29. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка. Журнал. Начальная школа. № 4, 2002г.

30. Мамедов С.М. Эволюция структуры образовательного пространства в Республике Казахстан: от синкретизма к диссипативным структурам // Вестник Университета «Туран». - 2004. - № 1-2. - С. 210-213.

31. Маслов А.С. «Высшая школа и пед. основы: система контроля знаний» Волгоград,1995.

32. Минский Е.М. «От игры к знаниям» - М.: Просвещение,1982.

33. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - Ростов н/Д, 2004. - 384 с.

34. Николенко Л.А. «Игры в педагогическом процессе»- Псков,1997.

35. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии.2000.№4.С.183.

36. Петровский А.В.Введение в психологию.-М.: Академия,1995.494с.

37. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

38. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии [Текст] / В.Ю. Питюков. - М.:Просвещение, 1997.- С. 135.

39. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений [Текст] / И.П. Подласый. - М:Просвещение: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. - 432с.

40. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. [Текст]/И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 576 с.

41. Пономарева Л.Г. Развивающие упражнения по русскому языку в I классе. Журнал. Начальная школа. № 5, 1997г.

42. Пономарев Я.А.Психология творчества. - М.: Наука, 1976.-303с.

43. Сабаткоев Р.Б.«Теория и практика обучения русскому языку», Москва, Академия, 1997г.

44. Селевко П.К. Современные побразовательные технологии. - М.:Народное образование, 1998.-256с

45. Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.

46. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]/М.Н. Скатин. М.: Просвещение, 2004. - С.316.

47. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

48. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.:Творческий центр «Сфера», 2002.- 160 с.

49. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.И. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений, издательский центр «Академия», Москва, 1999г.

50. Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 8, 2003 год.

51. Шманов С. А. Игры учащихся-феномен культуры;

52. Эльконин Д. Б. Детская психология., 1989

53. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 1974

 


Приложения

Приложение 1

 

Анкета на основе методики оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой

Цель: выявление уровня школьной мотивации и общего отношения к учебе, а также сбор конкретных данных относительно личности испытуемых.

Материал: вопросы анкеты, ручка.

Инструкция: «Внимательно прочитай вопросы и выбери тот ответ, который считаешь нужным. Старайся не думать много над вопросами и выбирать «правильный», твои ответы не будут разглашаться».

 

1. Тебе нравится в школе или не очень? - не очень (1 балл) - нравится (3 балла) - не нравится (0 баллов) 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? - не знаю (0 баллов) - не хотел бы (3 балла) - хотел бы (0 баллов))
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома (0 баллов) - бывает по-разному (1 балл) - иду с радостью (3 балла) 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? - часто (3 балла) - редко (1 балл) - не рассказываю (0 баллов)
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? - не знаю (1 балл) - остался бы дома (0 баллов) - пошел бы в школу (3 балла) 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? - точно не знаю (1 балл) - хотел бы (0 баллов) - не хотел бы (3 балла))
4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? - не нравится (3 балла) - бывает по-разному (1 балл) - нравится (0 баллов) 9. У тебя в классе много друзей? - мало (1 балл) - много (3 баллов) - нет друзей (0 баллов)
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел бы (0 баллов) - не хотел бы (3 балла) - не знаю (1 балл) 10. Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятся (3 балла) - не очень (1 балл) - не нравятся (0 баллов)

 

Первый уровень. 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов - низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.

Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Анкета Лускановой не требует много времени для проведения и обработки, а ее повторное проведение через несколько месяцев хорошо отражает динамику процессов адаптации.

 


Приложение 2

 

Анкета «Учебные предметы».

 

Цель: изучение интереса к учебным предметам.

Материал: лист бумаги, ручка

Инструкция: «Раздели листок бумаги на две равные части. В левой половине напиши три учебных предмета, которые тебе больше нравятся и причину (почему они нравятся). В правой половине напиши один учебный предмет, который тебе больше всех не нравится и укажи причину.

Результаты анкеты обрабатываются, и выстраивается рейтинг учебных предметов.

 

Например:

Наиболее предпочитаемые предметы (3 предмета)

Наименее предпочитаемые предметы (1 предмет)

Физкультура Труд Изобразительное искусство Музыка Окружающий мир Математика Чтение Русский язык 20 чел.-61% 15 чел.-44% 15 чел.-44% 10 чел.-39% 7 чел.-33% 2 чел.-28% 2 чел.-28% 1 чел.-6% Русский язык Чтение Введение в историю Математика 8 чел.-44% 5 чел.-28% 4 чел.-22% 3 чел.-18%

Причина: -легкий предмет; -хорошо понимаю; -нет по этим предметам дом. задания; - бывают интересные задания.

Причина: - приходится много писать; - трудный предмет; - не люблю читать; - не понимаю этот предмет.

       

 


Приложение 3

 

Анкета «Психологический комфорт в школе»

 

Анкета предназначена для исследования ощущения психологического комфорта в школе в представлении учащихся. Проводится среди учеников 7-11 классов.

Инструкция: Отметьте тот вариант ответа, который больше всего совпадает с вашим мнением.

 

1.Чувства, с которыми я прихожу в школу чаще всего: а) спокойные, радостные б) трудно сказать в) раздражённое, беспокойное 9. Я с удовольствием посещаю все внеклассные мероприятия и люблю общаться с одноклассниками во внеклассной обстановке: а) да б) не уверен в) нет
2. У меня никогда не было конфликтов с учителями: а) да б) не уверен в) нет 10. Моё плохое настроение в школе чаще зависит от общения с учителями: а) да б) трудно сказать в) нет
3. Я легко вливаюсь в любую компанию, независимо от того, есть ли там мои друзья или одноклассники: а) да б) не уверен в) нет 11. У нас в школе часто происходят конфликты между учителями и учениками: а) да б) трудно сказать в) нет
4. В течение уроков у меня часто меняется настроение, иногда на противоположное тому, с которым я пришёл в школу: а) да б) трудно сказать в) нет 12. Я считаю, что заслуживаю среди одноклассников более хорошего отношения к себе, чем есть сейчас: а) да б) не уверен в) нет
5. Я считаю, что мои учителя хорошие, доброжелательные люди: а) да б) трудно сказать в) нет 13. Если меня что-то беспокоит, огорчает или радует в школе, то я могу про это рассказать учителям: а) да б) трудно сказать в) нет
6. Я дружу и хорошо общаюсь с большинством ребят в своём классе: а) да б) не уверен в) нет 14. Я был свидетелем таких ситуаций, когда учителя незаслуженно наказывали учеников, толком не разобравшись в ситуации: а) да б) не уверен в) нет
7. Иногда я испытываю в школе такое беспокойство и раздражение, что могу прогулять уроки: а) да б) не уверен в) нет 15. Среди моих одноклассников есть такие, с которыми я предпочитаю не общаться: а) да б) трудно сказать в) нет
8. Были такие случаи, что учителя, на мой взгляд, обращались со мной несправедливо: а) да б) иногда в) нет  

 

Обработка анкеты. Выявляется два показателя: ощущение общего психологического комфорта (ОПК), отношение к учителям (ОТУ).

Ключ. За совпадение выбранного ответа с ключом присваивается 1 балл.

Показатель ОПК. Ответ «а» - на вопросы: 1, 2, 3, 5,6, 13, 15. Ответ «в» - на вопросы: 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

Показатель ОТУ. Ответ «а» - на вопросы: 2,5,13. Ответ «в» - на вопросы: 8,10,11,14.

Интерпретация данных

Показатель ОПК (отношения с классом).

-15 баллов - хороший уровень психологического комфорта

-10 баллов - допустимый уровень психологического комфорта

-5 баллов - неблагоприятный уровень психологического комфорта.

Показатель ОТУ (отношения с учителем).

-7 баллов - благоприятные межличностные отношения с учителями, когда у ученика и учителя складываются эмоционально-положительные отношения

-5 баллов - допустимые межличностные отношения с учителями

-3 балла - неблагоприятные межличностные отношения с учителями, когда ученик активно (прогулы уроков, агрессивные реакции в сторону учителя и т.п.) или пассивно (отказ работать на уроке, систематическое невыполнение домашних заданий и т.п.) выражает враждебность по отношению к учителю.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...