Таким образом, включение дидактических игр в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к учебе, способствует более качественному усвоению знаний.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Вывод по второй главе В результате проделанной работы нами была апробирована модель деятельности учителя по организации игровой деятельности в начальном звене школы как средство эффективного усвоения знаний, умений и навыков. Модель состоит из нескольких взаимосвязанных элементов: психолого- педагогическая особенность класса, ориентированная на выявление особенностей мотивации к учебной деятельности; выбор учителем форм, методов и приемов, которые могут привести к успешному усвоению знаний, умений и навыков; организация игровой деятельности для младших школьников; итоговый самоанализ; рефлексия игровой деятельности и оценка её результативности. Анализ процесса реализации исследованной нами модели организации игровой деятельности в начальном звене школы как средство успешного получения знаний, полученные диагностические материалы позволили выделить организационно- педагогические условия, при которых они способствуют достижению поставленной цели- эффективному усвоения знаний, умений и навыков младшими школьниками. В ходе опытно-экспериментальной работы была получена объективная картина динамики успешного усвоения знаний, умений и навыков посредством организации игровой технологии. Сопоставление и анализ данных, полученных в результате комплексной диагностики, позволяют зафиксировать значимость изменений, произошедших в экспериментальном классе. Сравнение результатов, полученных в экспериментальном и контрольном классах, позволяют утверждать, что организация игровой деятельности в начальном звене школы как средство эффективного усвоения информации показала свою эффективность.
Заключение Теоретический анализ психолого- педагогической и методической литературы, а также опытно-экспериментальная работы позволили сделать следующие выводы: Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 2. Особый подход в классификации педагогической игры сделал Г.К. Селевко (см. рис. 1). Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий: по области деятельности, по характеру педагогического процесса, по игровой методике, по предметной области, по игровой среде. 3. Проведение педагогической игры имеет некоторые особенности: при организации игры нужно учитывать индивидуальность каждого ребенка; не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства детей; игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей. 4. В результате проделанной работы нами была апробирована модель деятельности учителя по организации игровой деятельности в начальном звене школы как средство эффективного усвоения знаний, умений и навыков. Модель состоит из нескольких взаимосвязанных элементов: психолого-педагогическая особенность класса, ориентированная на выявление особенностей мотивации к учебной деятельности; выбор учителем форм, методов и приемов, которые могут привести к успешному усвоению знаний, умений и навыков; организация игровой деятельности для младших школьников; итоговый самоанализ; рефлексия игровой деятельности и оценка её результативности. Анализ процесса реализации исследованной нами модели организации игровой деятельности в начальном звене школы как средство успешного получения знаний, полученные диагностические материалы позволили выделить организационно- педагогические условия, при которых они способствуют достижению поставленной цели- эффективному усвоения знаний, умений и навыков младшими школьниками.
В ходе опытно-экспериментальной работы была получена объективная картина динамики успешного усвоения знаний, умений и навыков посредством организации игровой технологии. Сопоставление и анализ данных, полученных в результате комплексной диагностики, позволяют зафиксировать значимость изменений, произошедших в экспериментальном классе. Сравнение результатов, полученных в экспериментальном и контрольном классах, позволяют утверждать, что организация игровой деятельности в начальном звене школы как средство эффективного усвоения информации показала свою эффективность.
Список литературы
1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год. 2. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Просвещение, Москва, 1988г. 3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 346 с 4. Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная школа. № 9, 1998г. 5. Бобылева Л.Д. «Игровая экология в школе»\\ Ж.Биология в школе. М.: 1995.№5 6. Букатов В.М. «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения»; Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000.-224с. 7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М,- Педагогика, 1991; 8. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии.,1966,-№6 9. Гузик Н.П. Учить учиться., М, Педагогика, 1981 10. Гликман И. Педагогическая технология - это одно из средств педагогической методики // Директор школы. - 2004. - № 7. - С. 46-49. 11. Девяткин Г.В. Проектирование учебных технологий игр. // Ж. Шк.технологий. М., 1998. №4 стр.121-125. 12. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. Начальная школа. № 11 2001г. 13. Занков Л.В.Избранные педагогические труды. - М.,1999.-424С. 14. Кавтарадзе Д.Н. «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения», М.: изд-во «Флингта, 1998 15. Казанская Н.Г., Назарова Т.С. дидактика (начальные классы).-М., Просвещение. 1978.-224с 16. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год.
17. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г. 18. Кашелев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов.- Мн.:2000-5с 19. Кларин М.В. Педагогическая технология - М.,1989,С7 20. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 год. 21. Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе. Журнал. Начальная школа. № 1, 1999г. 22. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей.- СПб.:КАРО,2002-С.149 23. Короткова М.В.Методика проведения игр и дискуссий на уроках. М., 2001.С.3. 24. Кушнир А. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 55-58. 25. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д, 2004. - 384 с. 26. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры// Современная педагогика., 1944, №8-9; 27. Лепешев Д.В. Игровые технологии воспитания. Детская Академия роста Творческая педагогика. - 2004. - № 1. - С. 72-82; № 2. - С. 86-92. 28. Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М., 2006. - 590 с. 29. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка. Журнал. Начальная школа. № 4, 2002г. 30. Мамедов С.М. Эволюция структуры образовательного пространства в Республике Казахстан: от синкретизма к диссипативным структурам // Вестник Университета «Туран». - 2004. - № 1-2. - С. 210-213. 31. Маслов А.С. «Высшая школа и пед. основы: система контроля знаний» Волгоград,1995. 32. Минский Е.М. «От игры к знаниям» - М.: Просвещение,1982. 33. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - Ростов н/Д, 2004. - 384 с. 34. Николенко Л.А. «Игры в педагогическом процессе»- Псков,1997. 35. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии.2000.№4.С.183.
36. Петровский А.В.Введение в психологию.-М.: Академия,1995.494с. 37. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996. 38. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии [Текст] / В.Ю. Питюков. - М.:Просвещение, 1997.- С. 135. 39. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений [Текст] / И.П. Подласый. - М:Просвещение: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. - 432с. 40. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. [Текст]/И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 576 с. 41. Пономарева Л.Г. Развивающие упражнения по русскому языку в I классе. Журнал. Начальная школа. № 5, 1997г. 42. Пономарев Я.А.Психология творчества. - М.: Наука, 1976.-303с. 43. Сабаткоев Р.Б.«Теория и практика обучения русскому языку», Москва, Академия, 1997г. 44. Селевко П.К. Современные побразовательные технологии. - М.:Народное образование, 1998.-256с 45. Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996. 46. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]/М.Н. Скатин. М.: Просвещение, 2004. - С.316. 47. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с. 48. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.:Творческий центр «Сфера», 2002.- 160 с. 49. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.И. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений, издательский центр «Академия», Москва, 1999г. 50. Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 8, 2003 год. 51. Шманов С. А. Игры учащихся-феномен культуры; 52. Эльконин Д. Б. Детская психология., 1989 53. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 1974
Приложения Приложение 1
Анкета на основе методики оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой Цель: выявление уровня школьной мотивации и общего отношения к учебе, а также сбор конкретных данных относительно личности испытуемых. Материал: вопросы анкеты, ручка. Инструкция: «Внимательно прочитай вопросы и выбери тот ответ, который считаешь нужным. Старайся не думать много над вопросами и выбирать «правильный», твои ответы не будут разглашаться».
Первый уровень. 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. Второй уровень. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. Четвертый уровень. 10-14 баллов - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой. Пятый уровень. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка. Анкета Лускановой не требует много времени для проведения и обработки, а ее повторное проведение через несколько месяцев хорошо отражает динамику процессов адаптации.
Приложение 2
Анкета «Учебные предметы».
Цель: изучение интереса к учебным предметам. Материал: лист бумаги, ручка Инструкция: «Раздели листок бумаги на две равные части. В левой половине напиши три учебных предмета, которые тебе больше нравятся и причину (почему они нравятся). В правой половине напиши один учебный предмет, который тебе больше всех не нравится и укажи причину. Результаты анкеты обрабатываются, и выстраивается рейтинг учебных предметов.
Например:
Приложение 3
Анкета «Психологический комфорт в школе»
Анкета предназначена для исследования ощущения психологического комфорта в школе в представлении учащихся. Проводится среди учеников 7-11 классов. Инструкция: Отметьте тот вариант ответа, который больше всего совпадает с вашим мнением.
Обработка анкеты. Выявляется два показателя: ощущение общего психологического комфорта (ОПК), отношение к учителям (ОТУ). Ключ. За совпадение выбранного ответа с ключом присваивается 1 балл. Показатель ОПК. Ответ «а» - на вопросы: 1, 2, 3, 5,6, 13, 15. Ответ «в» - на вопросы: 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Показатель ОТУ. Ответ «а» - на вопросы: 2,5,13. Ответ «в» - на вопросы: 8,10,11,14. Интерпретация данных Показатель ОПК (отношения с классом). -15 баллов - хороший уровень психологического комфорта -10 баллов - допустимый уровень психологического комфорта -5 баллов - неблагоприятный уровень психологического комфорта. Показатель ОТУ (отношения с учителем). -7 баллов - благоприятные межличностные отношения с учителями, когда у ученика и учителя складываются эмоционально-положительные отношения -5 баллов - допустимые межличностные отношения с учителями -3 балла - неблагоприятные межличностные отношения с учителями, когда ученик активно (прогулы уроков, агрессивные реакции в сторону учителя и т.п.) или пассивно (отказ работать на уроке, систематическое невыполнение домашних заданий и т.п.) выражает враждебность по отношению к учителю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|