Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства




Докажите, что педагогическая техника – элемент педагогического мастерства.

Большое внимание педагогической технике и ее взаимосвязи с мастерством уделяли А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.

А.С. Макаренко отмечал: «Яна опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации... Такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, встать из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота - все это нужно, и без этого не может быть хорошего воспитания». «Я стал настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».

В.А. Сухомлинский писал «Искусство и мастерство педагога как раз и заключаются в умении сочетать сердечность с мудростью. Это умение должно настраивать себя на задушевный разговор с учеником, уметь владеть собой, держать себя в руках, творчески организовывать учебно-воспитательный процесс».

Какое высказывание вам ближе - А.С. Макаренко или В.А. Сухомлинского? Почему?

Прокомментируйте свое понимание приведенных цитат из произведений выдающихся представителей советской педагогики.

 

Совершенствование педагогической техники

Учитель обязан уметь осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения. Способность к саморегуляции можно проверить, используя следующий тест.

Тестирование

Ответьте словами «да» или «нет» на вопросы, касающиеся самочувствия и настроения.

1. Вы всегда спокойны и выдержаны?

2. Ваше настроение, как правило, мажорное?

3. Во время занятий в аудитории и дома вы всегда внимательны и сосредоточены?

4. Вы умеете управлять своими эмоциями?

5. Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с товарищами и близкими?

6. Вы легко усваиваете изученный материал?

7. У Вас нет вредных привычек, от которых хотелось избавиться?

8. Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации Вы вели себя не лучшим образом?

Обработка результатов

Посчитайте количество «да» и «нет» и сделайте вывод.

· Если на все ответы вы ответили «да», то это свидетельствует либо о спокойствии, отсутствии тревог, умении управлять собой, либо о завышенной самооценке.

· Если ответы отрицательные на все или большинство вопросов, то это говорит о тревожности, неуверенности, неудовлетворенности собой, либо о самокритичности.

· Смешанные ответы указывают на умение видеть свои недостатки, а это первый шаг к самовоспитанию.

Выполните следующие задания и проанализируйте степень владения педагогической техникой.

Тренинг 1. (Внимание)

· «Снежный ком». Участники по очереди называет предметы. Например, первый человек называет «стол», второй повторяет названный предмет «стол» и добавляет к нему название своего предмета «диван». И так все по очереди. (Упражнение не только развивает внимание, но и память).

· «Стихотворение». Представьте ситуацию: учитель готовит материал к выступлению. В класс то и дело заходят ученики и задают вопросы. Учителю важно проявить не только терпение, но и перцептивные способности. Одному из участников дается задание прочитать стихотворение. В это время, другие по очереди задают ему вопросы. Через три минуты проверяется результативность выполнения задания: рассказать стихотворение, вспомнить последовательность вопросов (задание предлагается любому участнику из группы).

· «Часики». Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу. Рассказывайте о них, а товарищи будут вас проверять.

Тренинг 2. (Воображение)

· «Аукцион предложений». Участникам предлагается из слов «дерево», «дом», «дети», «окно» составить как можно больше предложений. В каждое предложение должны входить все заданные слова.

· «Групповой рассказ». Участники по очереди сочиняют рассказ, используя большие фразы.

· «Школа будущего». Подумайте и опишите школу будущего, какие в этой школе будут ученики, учителя, особенности школы.

· «Что было бы, если бы…». Участникам предлагается придумать самые фантастические ситуации и найти различные варианты решения. Например, «Все учителя умеют читать мысли …», «На Земле исчезла сила притяжения…».

· «Метаморфозы» (перевоплощение). Один из участников, по указанию ведущего, превращается в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем; закончив рассказ, участник предлагает отгадать, что это за вещь.

Тренинг 3. (Невербальное поведение)

· «Передай предмет». Участники по кругу передают воображаемый предмет. Тот, кому он передается, должен принять его и передать далее. В процессе анализа обращается внимание на то, что распознавание и адекватная реакция зависят от открытости личности, ее воображения, эмоционального настроя.

· «Окно». Два участника встают друг против друга. Они должны представить, что их разделяет окно с толстым стеклом, что попытки кричать, бесполезны: партнер не слышит. Но им необходимо сообщить что-то очень важное. Что делать? Вокруг люди, руками размахивать некрасиво. Задача участников, не договариваясь о содержание разговора, попробовать передать через стекло все, что Вам нужно и получить ответ.

· «Пойми меня». Один из участников с помощью движений показывает природную зарисовку. Остальная часть группы угадывает содержание. Например. Ночь. Тишина. Снежинка все кружится в воздухе, словно исполняет одинокий вальс. Растет у дороги молоденькая осинка, кажется, выбежала она вперед и замерла в оцепенении.

Тренинг 4. (Основы техники и культуры речи)

· Упражнение на проговаривание скороговорок.

· Добыл бобов бобыль.

· Король –орел, орел – король.

· На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали. Рассердилась вдова, убрала в сарай дрова.

· «Интонация». Поздороваться с десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплинирования, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

· «Живые картины». Каждая группа получает репродукцию какой-либо известной картины. Например, И. Репина «Не ждали», «Запорожцы»; Г. Федотова «Сватовство майора»; В. Перова «Охотники на привале»; В. Васнецова «Богатыри». В течение 1-2 минут следует оживить картину, показать, что будет происходить дальше, произнести несколько реплик от имени персонажей.

Рефлексия

Сделайте вывод о сформированности трех групп умений педагогической техники.

Практикум-игра «Корзина чувств».

Представьте корзину, на дне которой находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. На протяжении занятия вы развивали у себя умения управлять собой, другими, в вашей душе, в вашем сердце после упражнений появились чувства и эмоции, которые заполнили ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего на данный период времени, назовите его. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие при общении, и обсудить эти проблемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...