Формирование цен на информационном рынке: основные виды цен, этапы ценообразования, факторы, влияющие на установление цены, методы ценообразования.
Цена - важнейший экономический параметр рыночной среды Основные виды цен на информационном рынке определяются видами продукции (услуг) и формами их представления потребителям. Для средств вычислительной техники и средств связи:-продажа в полную собственность (имеющая, в частности, ту особенность, что комплектность поставки делается под заказ, с комплектующими от разных производителей);- сдача средств в аренду целиком или в повременной форме (машинное время, время связи и т.п.);-лизинг (особая форма сдачи во временное пользование);- проектирование и изготовление специальных образцов техники под заказ (в исключительных случаях). Для программных изделий:-продажа (в разных организационных формах и по различным видам цен);-разработка на договорной основе под заказ;- аренда вместе с техническими средствами. Для информационных продуктов:продажа массово-тиражируемых продуктов (справочников, типовых БД на носителях и т.п.);продажа сделанного под заказ информационного продукта Для сервисных услуг:предпродажные услуги и услуги во время продажи;услуги в рамках гарантийного срока (формально бесплатно или с частичной оплатой); послегарантийные услуги по договору (за плату). Для информационных услуг: услуги на договорной основе (например, электронная почта Relcom);услуги, формально бесплатные для потребителя (телетекст, рекламные издания и т.п.). В соответствии с разнообразием форм предоставления потребителям продукции и услуг разнообразны и формы их оплаты.В зависимости от степени регулируемости рынка цены могут быть: договорным и (свободными), устанавливаемыми на основе прямого соглашения продавца и потребителя без каких-либо ограничений; лимитируемыми (регулируемыми), если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела. Такого рода ограничения обычно применяются по отношению к монополистам, занимающим на рынке доминирующее положение; фиксированными в тех случаях, когда государство (или иной уполномоченный орган) устанавливает жесткий фиксированный уровень на тот или иной вид товаров или услуг в информационной сфере.
Можно выделить три вида цен на продукцию в сетевой экономике: фактические, действующие в рассматриваемом периоде цены; прогнозируемые цены, принятые при составлении плановых расчетов, которые используются при разработке технико-экономических обоснований, бизнес-планов и т.п., ориентированных. В этом случае цена определяется на основе действующих на данный момент цен с их последующей корректировкой с учетом ожидаемого на планируемый период уровня инфляции, изменения факторов ценообразования (тарифов на энергию, стоимость перевозок, размера ставок налогообложения и т.п.); сопоставимые цены, если требуется оценить динамику производства и продаж информационных продуктов и услуг в натуральном объеме. Основные этапы процесса ценообразования: 1.Выявление факторов, влияющих на цену 2. Постановка целей ценообразования 3. Выбор метода ценообразования 4. Разработка ценовой стратегии фирмы 5. Рыночная корректировка цены (ценовая тактика) 6. Страхование цен от неблагоприятных внешних воздействий Роль государства заключается в возможности влиять на цены, устанавливая их от фиксированных до регулируемых и свободных (договорных) цен. 1) фиксированные государством цены.Государство само устанавливает цены.Формы гос.влияния на ценообразование: Государственные прейскурантные цены (на все или только на главные продукты),«Замораживание» рыночных свободных цен (на всю продукцию или ее часть),Фиксирование монопольных цен (только для внешних монополий)
2) регулируемые гос-вом цены: Государство определяет правила, в соответствии с которыми фирмы устанавливают цены на рынке. Формы гос.влияния: Установление предельного уровня цен,Установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным прейскурантным ценам,Установление предельного уровня разового повышения цен Госконтроль за монопольными ценами,Регулирование путем установления цен госпредприятиям, действующим на рынке. 3) свободные (договорные)цены: Государство устанавливает правила «честной игры» (запрет на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка). Формы гос.вияния: Запрет на демпинг,Запрет на недобросовестную ценовую рекламу,Запрет на ценовую дискриминацию,Запрет на горизонтальное фиксирование цен* То же для вертикального фиксирования цен** Регулирование налогов, пошлин, акцизов и др. На формирование цен оказывают влияние ценообраз-е факторы. Под ценообразующими факторами понимается совокупность различных перемнных условий, которые оказывают влияние на формирование ур-ня, структуры и динамики цен, определяя их повышательную или понижательную тенденцию. Условно ценообразующие факторы можно подразделить на внутренние и внешние.К внутренним относятся факторы, на которые фирма способна воздействовать(затраты,номенклатура, финн вложения, маркетинг, ценовая политика фирмы и тд). К внешним факторам, обусловленные нац. эк-кой, относятся след. фак-ры: - государственное регулирование цен, - разработка и применение государственной, налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики; - использование сис-мы таможенных пошлин на импортные и экспортные товары;- установление минимальной оплаты труда;- инфляционные процессы;- ур-нь благосостояния народа;- вкусы и предпочтения потребителей. К внешним факторам, связанным с мировой эк-кой, можно отнести: изменение мировых цен (цен на мировых товарных рынках); изменение валютных курсов; конъюнктуру мировых товарных и фондовых рынков; использование запретов и ограничений во внешней торговле различных стран и др. 1. Затратный метод, основанный на оценке затрат производителя (продавца):
цена = себестоимость + фиксированная норма прибыли. Этот метод наиболее прост, потому что производитель имеет больше информации о своих затратах, чем о потребительском спросе. С другой стороны, если большинство продавцов используют этот же метод, то цены у них примерно одинаковые, ценовая конкуренция сводится к минимуму. Отриц. момент — цена не увязана с текущим спросом и формируется без учета потребительских свойств товара (услуги) и товаров (услуг) конкурентов. Затратный метод удобен при установлении цены на принципиально новую продукцию, когда сопоставление с ценой на ранее выпускаемую продукцию невозможно. 2. Агрегатный метод ценообразования, применяемый для продукции и услуг, агрегируемых из уже существующих модулей, элементов, видов услуг, файлов и др.: цена общая = цена элемента 1 + цена элемента 2+... + цена элемента п; цена = цена общая + надбавки (скидки) за наличие (отсутствие). Это модификация затратного метода для сложных продуктов и услуг. Точность установления цены на информационные продукты зависит от точности определения цены на составляющие элементы. Метод не учитывает эффект от совместного применения элементов. Данный метод имеет те же «+» и «-», что и затратный. Он может быть использован как дополнение к другим методам ценообразования. 3. Параметрический метод ценообразования. Основан на формировании цены на базе оценки и соотношения качественных параметров сетевых продуктов. Суть метода: выбирается набор параметров (характеристик) качества продукта или услуги, определяющих их потребительские свойства. Например, для программного изделия это может быть функциональная полнота, удобство интерфейса, скорость решения задачи, надежность работы, достоверность результатов, наличие и качество помощи, наличие и качество документации, срок гарантии, организация консультаций (сопровождение), занимаемый объем памяти и др. Подбирается несколько независимых экспертов или проводится изучение мнения пользователей (опрос, анкетирование и т.п.) и определяется с помощью экспертов важность каждого из параметров в баллах (по единой шкале оценок).
Этот метод позволяет определить цену на информационные продукты фирмы исходя из цен аналогичных продуктов и услуг на рынке с учетом соотношения качества этих продуктов и услуг. Метод позволяет учитывать состояние цен на рынке, качество информационных продуктов и услуг, но при этом не принимается во внимание себестоимость информационных продуктов и услуг. 4. Ценообразование на основе текущих цен. Применяется для информационных продуктов или услуг, которые хотят предложить на рынке. Выбираются аналоги и анализируются их текущие цены. Это позволяет определить «коридор» цен на продукты и услуги. Далее в рамках «коридора» выбирается с учетом целей фирмы и свойств информационного продукта или услуги один из путей продаж: • по ценам более низким, чем у большинства конкурентов; • по ценам большинства конкурентов; • по самым высоким ценам в пределах «коридора». Как правило, так поступают, если в информационных продуктах или услугах есть уникальные свойства. Данный метод позволяет учитывать рыночную ситуацию в целом и обойтись без анализа качества предлагаемого информационного продукта. «-» этого метода: игнорирование уровня себестоимости информационных продуктов и услуг. 5. Ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Базируется на задаваемой величине прибыли (целевая прибыль). При этом анализируются выручка и издержки для определения уровня цен и объема продажи, обеспечивающих требуемую прибыль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|