Т. А. Воробьёва, В. А. Коршунков
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
Т. А. ВОРОБЬЁВА, В. А. КОРШУНКОВ ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ Учебно-методический комплекс для студентов специальности История 030401. 65
Киров ББК 86. 3я73 В 75 Печатается по решению редакционно-издательского совета Вятского государственного гуманитарного университета
Научный редактор – В. Т. Юнгблюд, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории ВятГГУ
В75 Воробьёва, Т. А. История мировых религий [Текст]: учебно-методический комплекс / Т. А. Воробьёва, В. А. Коршунков. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 47с. ББК 86. 3я73
Ó Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2006 Ó Воробьёва Т. А., Коршунков В. А., 2006 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка. ............................................................................... 4 Объем дисциплины и виды учебной работы. ............................................ 7 Тематический план. ...................................................................................... 7 Содержание разделов и тем программы. ................................................... 9 Тематика семинарских занятий. ............................................................... 16 Семинарские занятия в третьем семестре....................................... 16 Семинарские занятия в четвёртом семестре................................... 24 Основные понятия и термины. .................................................................. 30 Вопросы к зачету. ........................................................................................ 32 Вопросы к экзамену. ................................................................................... 34
Библиография. ............................................................................................. 36 Учебники и основные справочники................................................ 36 Источники........................................................................................ 37 Научная и научно-популярная литература................................... 38 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс «История мировых религий» предназначен для студентов исторического факультета и соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Целью данного курса является усвоение важных в научном и познавательном отношении проблем истории религий: рассматриваются место религии в жизни человека и общества, различные подходы к изучению религий, даётся обзор основных этапов формирования главных религиозных систем человечества. Актуальность дисциплины определяется, прежде всего, тем, что Россия – многоконфессиональная страна. Стабильность в современном обществе и государстве во многом зависит от взаимоотношений людей, принадлежащих к разным религиозным деноминациям. Религия находится в русле общего интереса к культуре, это также расширяет знание о человеческой истории в целом. Научные знания о религии необходимы для того, чтобы не подходить к ней с оценочных позиций – либо позитивных, либо негативных. Знания о религии не являются ни религиозными, ни антирелигиозными. Эти знания применимы и для свободомыслящих людей, и для людей различной конфессиональной принадлежности. «Религиозные традиции – форма, в которой человек осознаёт свою связь с глубиной жизни и одновременно – богатство и глубину своей собственной души», – пишут авторы книги «Великие религии мира» З. А. Миркина и Г. С. Померанц. Воспитательная роль курса определяется необходимостью формирования толерантности во взаимоотношениях с представителями иных конфессий.
Учебный курс «История мировых религий» охватывает период от возникновения религиозных верований до наших дней. Предполагается изучение архаических (языческих) верований, античной религии и мифологии, восточных религиозных систем. Основное внимание уделяется мировым религиям – буддизму, христианству, исламу. В то же время, учитывая современную религиозную ситуацию, в том числе и в Вятском крае, в программе представлен материал о нетрадиционных верованиях. Учебно-методический комплекс составлен с учётом современных научных и методических требований, а также межпредметных связей (материалов по истории религии в курсах истории древнего мира, истории средних веков и отечественной истории). По объёму и содержанию программа соответствует Государственному стандарту ОПД Ф. 06 по специальности История 030401. 65. В рамках учебно-методического комплекса указываются объём дисциплины и виды учебной работы. Структура комплекса включает тематический план, содержание разделов и тем программы, методические указания студентам при подготовке к семинарским занятиям, материалы для самостоятельной работы, вопросы к зачёту и экзамену, список литературы и источников. Курс рассчитан на студентов второго курса исторического факультета. Основной формой его проведения являются лекции (72 часа) и семинарские занятия (36 часов). Важный этап изучения – зачёт в третьем семестре и завершающий экзамен в четвертом семестре. Методические рекомендации преподавателям. При прохождении курса преподавателям рекомендуется использование проблемного и интерактивного подходов, а также применение технических и электронных средств обучения. Тематика лекционных и семинарских занятий определяется местом, которое занимает тот или иной раздел курса в учебной программе, а также наличием и доступностью источников и литературы. Планы семинарских занятий строятся так, чтобы не дублировать лекционный материал. Целесообразно применять разнообразную методику семинарских занятий. Рекомендуется давать больше заданий по сопоставлению, использовать метод сравнительного анализа. Учитывая, что этот метод у студентов второго курса вызывает определенные трудности, преподавателю следует проводить необходимые разъяснения по теме, предполагающей применение этого метода.
Методические указания студентам. На семинарских занятиях предусмотрено изучение текстов Ветхого и Нового Заветов, Корана, буддийских текстов и «Дао дэцзин». Кроме того, студенты должны проработать основные современные документы по проблемам свободы совести: закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединений»; Конституцию Российской Федерации (статьи 14, 19, 28, 29); Всеобщую декларацию прав человека. Основные формы работы на семинарах: – изучение текстов источников; – выступление с сообщениями и докладами (регламент – около 15 минут); – фронтальная беседа при сравнении специфики различных конфессий; – свободный обмен мнениями при анализе таких религиозных систем, как православие, ислам, сектантство. Студент должен сформулировать свое отношение к обсуждаемой проблеме. На семинарских занятиях студент приобретает навыки и умения, которые позволят в будущем распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем, толерантно воспринимать адепта другой конфессии. Самостоятельная работа и формы контроля. Самостоятельная работа включает: а) подготовку к семинарским занятиям; б) работу с источниками; в) написание рефератов и текстов докладов; г) проведение коллоквиумов во время межсессионной аттестации. Примерная тематика рефератов: «Мифологическое мышление и его основные характеристики», «Образ Христа в русском изобразительном искусстве», «Русская икона», «Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока», «Буддийские мотивы в творчестве Константина Бальмонта», «Особенности народного православия в России» и др. Объем письменных работ – не менее 15 страниц компьютерного набора. Возможны и другие формы письменных работ – например, конспектирование студентами книг, указанных в списке литературы к семинарским занятиям (по собственному выбору и при условии согласования с преподавателем). В межсессионный период планируется проведение коллоквиумов (в третьем семестре – «Религия в истории общества», в четвертом семестре – «Мир Ветхого Завета»); одна письменная контрольная работа (тестовые задания); написание одного реферата в течение года; зачет в третьем семестре; экзамен в четвертом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|