Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т. А. Воробьёва, В. А. Коршунков




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Исторический факультет

 

Т. А. ВОРОБЬЁВА, В. А. КОРШУНКОВ

ИСТОРИЯ

МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности История 030401. 65

 

Киров

ББК 86. 3я73

В 75

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Вятского государственного гуманитарного университета

 

Научный редактор – В. Т. Юнгблюд, доктор исторических наук, профессор,

заведующий кафедрой всеобщей истории ВятГГУ

 

В75 Воробьёва, Т. А. История мировых религий [Текст]: учебно-мето­дический комплекс / Т. А. Воробьёва, В. А. Коршунков. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 47с.

                                                                                      ББК 86. 3я73

 

Ó Вятский государственный

 гуманитарный университет

 (ВятГГУ), 2006

Ó Воробьёва Т. А., Коршунков В. А., 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. ............................................................................... 4

Объем дисциплины и виды учебной работы. ............................................ 7

Тематический план. ...................................................................................... 7

Содержание разделов и тем программы. ................................................... 9

Тематика семинарских занятий. ............................................................... 16

         Семинарские занятия в третьем семестре....................................... 16

         Семинарские занятия в четвёртом семестре................................... 24

Основные понятия и термины. .................................................................. 30

Вопросы к зачету. ........................................................................................ 32

Вопросы к экзамену. ................................................................................... 34

Библиография. ............................................................................................. 36

         Учебники и основные справочники................................................ 36

         Источники........................................................................................ 37

         Научная и научно-популярная литература................................... 38

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебный курс «История мировых религий» предназначен для студентов исторического факультета и соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

Целью данного курса является усвоение важных в научном и познавательном отношении проблем истории религий: рассматриваются место религии в жизни человека и общества, различные подходы к изучению религий, даётся обзор основных этапов формирования главных религиозных систем человечества.

Актуальность дисциплины определяется, прежде всего, тем, что Россия – многоконфессиональная страна. Стабильность в современном обществе и государстве во многом зависит от взаимоотношений людей, принадлежащих к разным религиозным деноминациям. Религия находится в русле общего интереса к культуре, это также расширяет знание о человеческой истории в целом. Научные знания о религии необходимы для того, чтобы не подходить к ней с оценочных позиций – либо позитивных, либо негативных. Знания о религии не являются ни религиозными, ни антирелигиозными. Эти знания применимы и для свободомыслящих людей, и для людей различной конфессиональной принадлежности. «Религиозные традиции – форма, в которой человек осознаёт свою связь с глубиной жизни и одновременно – богатство и глубину своей собственной души», – пишут авторы книги «Великие религии мира» З. А. Миркина и Г. С. Померанц.

Воспитательная роль курса определяется необходимостью формирования толерантности во взаимоотношениях с представителями иных конфессий.

Учебный курс «История мировых религий» охватывает период от возникновения религиозных верований до наших дней. Предполагается изучение архаических (языческих) верований, античной религии и мифологии, восточных религиозных систем. Основное внимание уделяется мировым религиям – буддизму, христианству, исламу. В то же время, учитывая современную религиозную ситуацию, в том числе и в Вятском крае, в программе представлен материал о нетрадиционных верованиях.

Учебно-методический комплекс составлен с учётом современных научных и методических требований, а также межпредметных связей (материалов по истории религии в курсах истории древнего мира, истории средних веков и отечественной истории). По объёму и содержанию программа соответствует Государственному стандарту ОПД Ф. 06 по специальности История 030401. 65.

В рамках учебно-методического комплекса указываются объём дисциплины и виды учебной работы. Структура комплекса включает тематический план, содержание разделов и тем программы, методические указания студентам при подготовке к семинарским занятиям, материалы для самостоятельной работы, вопросы к зачёту и экзамену, список литературы и источников. Курс рассчитан на студентов второго курса исторического факультета. Основной формой его проведения являются лекции (72 часа) и семинарские занятия (36 часов). Важный этап изучения – зачёт в третьем семестре и завершающий экзамен в четвертом семестре.

Методические рекомендации преподавателям. При прохождении курса преподавателям рекомендуется использование проблемного и интерактивного подходов, а также применение технических и электронных средств обучения. Тематика лекционных и семинарских занятий определяется местом, которое занимает тот или иной раздел курса в учебной программе, а также наличием и доступностью источников и литературы. Планы семинарских занятий строятся так, чтобы не дублировать лекционный материал. Целесообразно применять разнообразную методику семинарских занятий. Рекомендуется давать больше заданий по сопоставлению, использовать метод сравнительного анализа. Учитывая, что этот метод у студентов второго курса вызывает определенные трудности, преподавателю следует проводить необходимые разъяснения по теме, предполагающей применение этого метода.

Методические указания студентам. На семинарских занятиях предусмотрено изучение текстов Ветхого и Нового Заветов, Корана, буддийских текстов и «Дао дэцзин». Кроме того, студенты должны проработать основные современные документы по проблемам свободы совести: закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединений»; Конституцию Российской Федерации (статьи 14, 19, 28, 29); Всеобщую декларацию прав человека.

Основные формы работы на семинарах:

– изучение текстов источников;

– выступление с сообщениями и докладами (регламент – около 15 минут);

– фронтальная беседа при сравнении специфики различных конфессий;

– свободный обмен мнениями при анализе таких религиозных систем, как православие, ислам, сектантство. Студент должен сформулировать свое отношение к обсуждаемой проблеме.

На семинарских занятиях студент приобретает навыки и умения, которые позволят в будущем распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем, толерантно воспринимать адепта другой конфессии.

Самостоятельная работа и формы контроля. Самостоятельная работа включает: а) подготовку к семинарским занятиям; б) работу с источниками; в) написание рефератов и текстов докладов; г) проведение коллоквиумов во время межсессионной аттестации. Примерная тематика рефератов: «Мифологическое мышление и его основные характеристики», «Образ Христа в русском изобразительном искусстве», «Русская икона», «Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока», «Буддийские мотивы в творчестве Константина Бальмонта», «Особенности народного православия в России» и др. Объем письменных работ – не менее 15 страниц компьютерного набора. Возможны и другие формы письменных работ – например, конспектирование студентами книг, указанных в списке литературы к семинарским занятиям (по собственному выбору и при условии согласования с преподавателем). В межсессионный период планируется проведение коллоквиумов (в третьем семестре – «Религия в истории общества», в четвертом семестре – «Мир Ветхого Завета»); одна письменная контрольная работа (тестовые задания); написание одного реферата в течение года; зачет в третьем семестре; экзамен в четвертом.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...