Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назначение, состав и конструктивные особенности валопровода




Валопровод является одним из важнейших элементов пропульсивного комплекса. Основное назначение валопровода - передача механической энергии от главного двигателя к движителю и передача развиваемого движителем упора корпусу судна.

Состав валопровода, его длина и число валовых линий обусловлены типом, мощностью и расположением судовой энергетической установки; требованиями к судовой энергетической установке, в частности, маневренности, надёжности, живучести и т.д.; условиями размещения, обслуживания, проведения монтажных и ремонтных работ.

Направление вращения гребных валов с винтами фиксированного шага выбираем из условий безопасной работы винтов, маневренности и управляемости судна:

‑ на переднем ходу вращаются наружу из верхнего положения лопасти.

В состав валопровода входят следующие элементы: валы и их соединения, упорно-опорный подшипник, дейдвудное устройство, кронштейн, тормоз.

Основные требования:

‑ Валопровод имеет в своём составе гребной (дейдвудный), промежуточный и упорный валы, соединенные между собой. Материал валов должен иметь достаточно высокие прочностные характеристики и одновременно быть пластичным, поддающимся механической обработке и стойким к усталости. Структура материала должна быть однородной.

Для проектируемого валопровода применяем углеродистую сталь (обладает наилучшими противоусталостными свойствами).

‑ Галтели на валах выполняются радиусами не менее 0.1 диаметра вала.

‑ Валы могут выполняться полыми для облегчения, устранения возможных дефектов металла, лучших условий термообработки.

‑ Все нерабочие поверхности вала должны быть окрашены.

Гребной (дейдвудный) вал работает в особо тяжёлых условиях по сравнению с другими валами. Вал выполняется в защитной трубе. В местах шеек подшипников кронштейна и дейдвудной трубы на валу выполняется бронзовая облицовка с защитой остальных участков стеклопластиковым покрытием.

Конструкция валов обеспечивает их извлечение внутрь судна.

Ступица гребного винта крепится на гребном валу соединением со шпонкой. Конусность соединения 1:12.

Упорный вал передаёт упор создаваемый гребным винтом корпусу судна через упорно-опорный подшипник.

На фланцах промежуточного и упорного вала устанавливается ленточный тормоз, который необходим для затормаживания вала при ремонте или буксировке судна.

На судне устанавливается упорно-опорный подшипник типа Митчелла.

Дейдвудное устройство обеспечивает необходимую непроницаемость судна для забортной воды по линии вала. В состав дейдвудного устройства входит: дейдвудная труба, жёстко закреплённая в корпусе судна; дейдвудный резинометаллический подшипник, вмонтированный в трубу; сальниковое уплотнение в носовой части трубы; система смазки и охлаждения; вспомогательное оборудование.

Дейдвудная труба вваривается в корпус судна.

Материал валов

Материал валов должен иметь достаточно высокие прочностные характеристики и одновременно быть пластичным, поддающимся механической обработке и стойким к усталости. Структура материала должна быть однородной.

Для проектируемого валопровода применяем углеродистую сталь Ст35 (обладает наилучшими противоусталостными свойствами).

Расчет основных элементов валопровода

 

Проектирование судового валопровода дизельной установки проводится в соответствии с требованиями Правил Морского Регистра Судоходства [ 7 ].

 

Промежуточный вал

Расчетный диаметр промежуточного вала должен быть не менее определяемого по формуле: ,

где F – коэффициент, принимаемый в зависимости от типа механической установки, F=100 – дизель-редукторный агрегат с эластичной муфтой;

Р – расчетная мощность на промежуточном валу, Р=1440 кВт;

n – расчетная частота вращения промежуточного вала, n=172 об/мин.

мм.

Упорный вал

Упорный вал dуп в районе упорного гребня должен превосходить диаметр промежуточного dпр не менее, чем на 10%

dуп = 1,1 dпр = 1,1.200= 220 мм.

Принимаем dуп = 220 мм

Гребной вал

Диаметр гребного вала d г должен быть не менее определенного по формуле

где:

коэффициент, принимаемый в зависимости от типа механической установки, при соединении гребного винта с валом с помощью шпонки;

расчетная мощность на промежуточном валу, кВт;

расчетная частота вращения промежуточного вала, об/мин.

Так как судно ледового плавания, то увеличиваем диаметр гребного вала на 5%:

Принимаем диаметр гребного вала dг = 265 мм.

В соответствии с пунктом 2.4.2.1. Правил Регистра конус гребного вала под гребной винт должен выполняться с конусностью не более 1:12.

Для защиты вала от коррозии применяем бронзовую облицовку. Толщина бронзовой облицовки S должна быть не менее:

S ³ 0,03.dгр’ + 7,5 (мм),

где:

dгр‘ =250 мм - действительный диаметр гребного вала

S ³ 0,03.250 + 7,5= 15 мм.

Толщина бронзовой облицовки принимается равной S = 15 мм.

Наряду с определением основных размеров валопровода по Правилам Регистра определяется критическая частота вращения вала и проводится проверка вала на продольную устойчивость.

Соединения валов

 

Соединение валов в проектируемом валопроводе осуществляется с помощью фланцев.

Болты для соединения фланцев принимаем плотно пригнанные. Диаметр болтов соединительных фланцев должен быть не менее определяемого по формуле

 

где dпр =200мм – расчетный диаметр промежуточного вала;

Rmв =400МПа - временное сопротивление материала вала;

Rmб =600МПа - временное сопротивление материала болта, принимается в пределах

Rmв£ Rmб £ 1,7 Rmв, но не более 1000МПа;

i =8 - число болтов в соединении;

D =350мм - диаметр центровой окружности соединительных болтов, мм.

Радиус закругления фланцев валов не менее 0,08 требуемого диаметра вала в районе фланца. Закругление должно быть гладким, подрезка закруглений от головки и гайки соединительных болтов не допускается.

Толщина соединительных фланцев должна быть не менее 20% требуемого диаметра промежуточного вала или не менее диаметра болта в зависимости от того, что больше.

s' =0,2·200=40мм.

Принимаем толщину фланца 40мм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...