Назначение, состав и конструктивные особенности валопровода
Валопровод является одним из важнейших элементов пропульсивного комплекса. Основное назначение валопровода - передача механической энергии от главного двигателя к движителю и передача развиваемого движителем упора корпусу судна. Состав валопровода, его длина и число валовых линий обусловлены типом, мощностью и расположением судовой энергетической установки; требованиями к судовой энергетической установке, в частности, маневренности, надёжности, живучести и т.д.; условиями размещения, обслуживания, проведения монтажных и ремонтных работ. Направление вращения гребных валов с винтами фиксированного шага выбираем из условий безопасной работы винтов, маневренности и управляемости судна: ‑ на переднем ходу вращаются наружу из верхнего положения лопасти. В состав валопровода входят следующие элементы: валы и их соединения, упорно-опорный подшипник, дейдвудное устройство, кронштейн, тормоз. Основные требования: ‑ Валопровод имеет в своём составе гребной (дейдвудный), промежуточный и упорный валы, соединенные между собой. Материал валов должен иметь достаточно высокие прочностные характеристики и одновременно быть пластичным, поддающимся механической обработке и стойким к усталости. Структура материала должна быть однородной. Для проектируемого валопровода применяем углеродистую сталь (обладает наилучшими противоусталостными свойствами). ‑ Галтели на валах выполняются радиусами не менее 0.1 диаметра вала. ‑ Валы могут выполняться полыми для облегчения, устранения возможных дефектов металла, лучших условий термообработки. ‑ Все нерабочие поверхности вала должны быть окрашены. Гребной (дейдвудный) вал работает в особо тяжёлых условиях по сравнению с другими валами. Вал выполняется в защитной трубе. В местах шеек подшипников кронштейна и дейдвудной трубы на валу выполняется бронзовая облицовка с защитой остальных участков стеклопластиковым покрытием.
Конструкция валов обеспечивает их извлечение внутрь судна. Ступица гребного винта крепится на гребном валу соединением со шпонкой. Конусность соединения 1:12. Упорный вал передаёт упор создаваемый гребным винтом корпусу судна через упорно-опорный подшипник. На фланцах промежуточного и упорного вала устанавливается ленточный тормоз, который необходим для затормаживания вала при ремонте или буксировке судна. На судне устанавливается упорно-опорный подшипник типа Митчелла. Дейдвудное устройство обеспечивает необходимую непроницаемость судна для забортной воды по линии вала. В состав дейдвудного устройства входит: дейдвудная труба, жёстко закреплённая в корпусе судна; дейдвудный резинометаллический подшипник, вмонтированный в трубу; сальниковое уплотнение в носовой части трубы; система смазки и охлаждения; вспомогательное оборудование. Дейдвудная труба вваривается в корпус судна. Материал валов Материал валов должен иметь достаточно высокие прочностные характеристики и одновременно быть пластичным, поддающимся механической обработке и стойким к усталости. Структура материала должна быть однородной. Для проектируемого валопровода применяем углеродистую сталь Ст35 (обладает наилучшими противоусталостными свойствами). Расчет основных элементов валопровода
Проектирование судового валопровода дизельной установки проводится в соответствии с требованиями Правил Морского Регистра Судоходства [ 7 ].
Промежуточный вал Расчетный диаметр промежуточного вала должен быть не менее определяемого по формуле:
где F – коэффициент, принимаемый в зависимости от типа механической установки, F=100 – дизель-редукторный агрегат с эластичной муфтой; Р – расчетная мощность на промежуточном валу, Р=1440 кВт; n – расчетная частота вращения промежуточного вала, n=172 об/мин.
Упорный вал Упорный вал dуп в районе упорного гребня должен превосходить диаметр промежуточного dпр не менее, чем на 10% dуп = 1,1 dпр = 1,1.200= 220 мм. Принимаем dуп = 220 мм Гребной вал Диаметр гребного вала d г должен быть не менее определенного по формуле где:
Так как судно ледового плавания, то увеличиваем диаметр гребного вала на 5%: Принимаем диаметр гребного вала dг = 265 мм. В соответствии с пунктом 2.4.2.1. Правил Регистра конус гребного вала под гребной винт должен выполняться с конусностью не более 1:12. Для защиты вала от коррозии применяем бронзовую облицовку. Толщина бронзовой облицовки S должна быть не менее: S ³ 0,03.dгр’ + 7,5 (мм), где: dгр‘ =250 мм - действительный диаметр гребного вала S ³ 0,03.250 + 7,5= 15 мм. Толщина бронзовой облицовки принимается равной S = 15 мм. Наряду с определением основных размеров валопровода по Правилам Регистра определяется критическая частота вращения вала и проводится проверка вала на продольную устойчивость. Соединения валов
Соединение валов в проектируемом валопроводе осуществляется с помощью фланцев. Болты для соединения фланцев принимаем плотно пригнанные. Диаметр болтов соединительных фланцев должен быть не менее определяемого по формуле
где dпр =200мм – расчетный диаметр промежуточного вала; Rmв =400МПа - временное сопротивление материала вала; Rmб =600МПа - временное сопротивление материала болта, принимается в пределах Rmв£ Rmб £ 1,7 Rmв, но не более 1000МПа; i =8 - число болтов в соединении; D =350мм - диаметр центровой окружности соединительных болтов, мм. Радиус закругления фланцев валов не менее 0,08 требуемого диаметра вала в районе фланца. Закругление должно быть гладким, подрезка закруглений от головки и гайки соединительных болтов не допускается.
Толщина соединительных фланцев должна быть не менее 20% требуемого диаметра промежуточного вала или не менее диаметра болта в зависимости от того, что больше. s' =0,2·200=40мм. Принимаем толщину фланца 40мм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|