Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюрократия как политический институт




Концепции номенклатуры: сравнительный анализ

 


Введение

Говоря о номенклатуре как политическом институте, принято использовать феномен бюрократии в условиях советской политической системы. Действительно, одним из важнейших средств, с помощью которых партийный аппарат держал в своих руках всю систему власти и управления обществом и включался в нее, являлся способ назначения начальников всех сортов и рангов на все более или менее важные посты - номенклатура партийного аппарата. Партийное руководство - прежде всего подбор руководящих кадров, контроль за ними и руководство ими.

В послесталинский период изменились условия руководства, изменилось руководимое общество, изменился и характер руководителей. От руководителей стало требоваться образование и более или менее узкая профессионализация, а также более высокий уровень компетентности в руководимом деле или районе страны. Номенклатурой стали называть важные должности вне партийного аппарата, назначение на которые контролировалось и утверждалось партийным аппаратом. Это - посты, а не люди, назначаемые на них. Кроме того, в номенклатуру стали включать профессиональных партийных работников и вообще лиц, попавших в высшие привилегированные слои. Слово «номенклатура» стало многосмысленным и неопределенным, утратило смысл социологического понятия. В западной пропаганде оно стало одним из словесных фетишей, имевших целью создание извращенной картины советского общества.

Феномен «номенклатуры» стал стержневой категорией в основе теорий, которые определяют бюрократию в качестве нового класса. В основании классовых теорий К. Маркса, М. Бакунина, Дж. Бернхэма, М. Джиласа, М. Восленского, Д. Ледонна и др. лежит все то же представление о господстве профессиональных чиновников, но подается оно в соединении с теорией собственности на средства производства. Это позволяет развить положения о бюрократии как особом классе и о превращении бюрократом своего места в должностной иерархии в частную собственность. Бюрократия, являясь частью господствующего класса или собственно господствующим классом, безраздельно владеет двумя основными ресурсами, обеспечивающими жизнедеятельность общества, - властью и собственностью, которые в нерасчлененном виде присутствуют на каждом уровне политической и бюрократической иерархии.

Актуальность данной темы заключается в том, что «новый класс», сформированный в советский исторический период заложил глубинные институциональные основы государственного управления, которые действуют по сегодняшний день. Главный функциональный принцип бюрократии в России - это включение в процесс мобилизации и перераспределения ресурсов на приоритетные направления государственного строительства. У отечественной бюрократии есть колоссальный и беспрецедентный опыт, как положительный, так и отрицательный. В современных условиях переходного периода, когда государством определены приоритетные направления в виде национальных проектов, то опыт советской номенклатуры приобретает наибольшую актуальность нежели опыт зарубежный.

Целью данной работы является - дать сравнительный анализ концептуальных основ номенклатуры.

Задачи исследования:

рассмотреть бюрократию как политический институт;

раскрыть концепцию бюрократии М. Вебера;

охарактеризовать феномен «нового класса» в политической науке;

рассмотреть подход Джиласа к «новому классу»;

рассмотреть концепцию номенклатуры Восленского;

раскрыть концепцию номенклатуры Зиновьева.

 


Концептуальные основы бюрократии

Бюрократия как политический институт

Дословно бюрократия (от французского bureau - бюро, канцелярия и греческого kratos - власть, господство) означает власть канцелярии. Еще два-три века назад этим словом характеризовали узкую прослойку людей, причастных к ведению государственных дел, отправлению правосудия, регулированию налогов и т.д. И уже тогда бюрократия вызывала отчуждение и неприязнь в трудовых и «средних» слоях населения.

Энциклопедия дает такое толкование бюрократии: это - система политического, экономического и социального управления, основанная на отрыве центров исполнительной власти от воли членов общества. Бюрократия - это система фактической власти, основанная на совокупности формальных и неформальных связей чиновничества в политической, экономической, социально-культурной областях деятельности государства и общества. Эти связи формируют всесильный, замкнутый, действующий по законам иерархии жесткий механизм власти, стоящий над законом и волей членов общества

Бюрократия - это врожденное свойство любой организации, государственного аппарата, управленческих структур предприятий и фирм. Она стала возникать, по-видимому, еще до рождения первого государства земли для регулирования каких-то хозяйственных и иных процессов в первобытном обществе. С точки же зрения современного государства вопрос заключается в следующем: где границы, пределы нормальной, необходимой деятельности управления, за которыми неизбежно происходит нарастание его иррациональной, а по существу - паразитической части? Иными словами: где когда, при каких условиях начинается перерождение управляющей системы, а если речь идет о всеобщем характере развития таких процессов - то и перерождение самого общества, государства?

Связана ли такая бюрократизация с общественно-политическими системами или она может развиваться в любом обществе. Тем более что история древних государств Востока, Греции, Рима показывает: они также подвергались бюрократизации, что во многом способствовало их гибели и исчезновению.

Гегель исходит из принципа разделения власти между государством и гражданским обществом, а в основу анализа кладет предпосылку «корпораций» (замкнутых организаций). В самом деле, бюрократия предполагает «корпорации», по крайней мере - корпоративный дух. Но Гегель совершенно не рассматривает содержание бюрократии, а дает только общие определения ее «формальной» организации, в то время как бюрократия есть государственный формализм гражданского общества. Она выступает носителем «сознания государства». Бюрократия должна таким образом, защищать мнимую всеобщность особого интереса, корпоративный дух, чтобы спасти мнимую особенность всеобщего интереса, свой собственный дух.

Государство неизбежно остается корпорацией, пока корпорация, то есть бюрократия, стремится быть государством. Бюрократия составляет особое, замкнутое общество в структуре государственного аппарата, реализующего функции власти. Поскольку дело идет о ее особом интересе, она всегда, во всех случаях желает сохранения своей корпоративной власти как противовеса власти другой корпорации, «чужого» особого интереса. Практически бюрократия идентифицирует себя с государством, а свои интересы - с государственными интересами.

Дух бюрократии есть «формальный дух государства». Она превращает действительное бездушие государства в категорический императив. Она считает самое себя конечной целью государства. Так как «формальные» цели делаются ее содержанием, она всюду вступает в конфликт с реальными целями. Формальное она вынуждена выдавать за содержание, а содержание - за нечто формальное. Так, государственные задачи превращаются в канцелярские и, наоборот, канцелярские задачи - в государственные.

История свидетельствует, что аппарат любого государства в той или иной мере подвержен бюрократической трансформации: в одних случаях - ускорен интенсивной, в других - замедленной. В результате бюрократия неизменно оказывается «встроенной» в систему власти и управления, в административную хозяйственную, правоохранительную и прочие аппаративные структуры.

Хорошо показывает эту универсальность Дж. К. Гелбрэйт: «Если современные крупные промышленные фирмы - «Дженерал моторс», «Джерал электрик» и «Экссон» в Соединенных Штатах, «Шелл» и «Бритиш петролеум» в Великобритании создают крупные бюрократические аппараты, то же самое, причем в еще более широких масштабах, происходит при зрелом социалистическом производстве. В еще более широких масштабах потому, что при этой системе производственные предприятия в той или иной степени объединяются с министерствами, выполняющими функции надзирателя и контролера. В результате появляется поистине гигантская организационная структура; по некоторым оценкам, бюрократический аппарат в СССР насчитывал около 30 млн. человек».1

Разумеется, бюрократия имеет и свою национально-государственную специфику, определяемую, прежде всего общественно-экономическим строем, развитием демократических традиций, уровнем культуры, образованности людей, нравственной зрелостью общества.

«Власть канцелярии» находится в прямой зависимости от системы государственной власти, ее природы, то есть от конкретного государства, его характеристик. В то же время существует прямая зависимость между бюрократизацией аппарата власти и реальным состоянием демократии в обществе. Следовательно, чрезвычайно важен анализ политической бюрократии. Известно, что демократия предполагает, во-первых, народовластие на основе всеобщих выборов. Во-вторых, развитое самоуправление народа, существование его разветвленных институтов. В-третьих, наличие реальных полномочий у представительных органов народа. Если государство построено по такому типу, в нем появляются внутренние силы, препятствующие всесилию исполнительного и репрессивного аппаратов, их бюрократическому перерождению. В-четвертых, демократия - это свобода слова.1 Следовательно, в условиях демократии существует возможность открытой и полной критики появляющихся негативных тенденций общественного развития, их публичного обсуждения, анализа, вскрытия причин. В-пятых, общественность в условиях демократии обладает правом и возможностью контролировать все стороны деятельности государства и его аппарата, исключая появление «закрытых зон» в Центре и в республиках, областях и краях.

Административно-бюрократический аппарат, призванный жестко, централизованно («сверху») регулировать поведение каждого человека, является альтернативой демократии. Бюрократия начинает произрастать с потерей аппаратом содержательной стороны своей деятельности. Социализм в соответствии с его стержневой идеей, вообще говоря, дает возможность резко сократить проявления бюрократизма, максимально использовать государственный аппарат во имя созидательных целей - свободного развития личности, роста материального и духовного богатства общества.

Теоретически это обосновано достаточно убедительно. Но, как показывает исторический опыт, наличие такой возможности не обязательно влечет за собой превращение ее в действительность. Например, попытка свести противоречия самой социалистической революции к проискам контрреволюции открывала беспредельные возможности развития карательных частей госаппарата, а на этой базе - для формирования всесильной бюрократической власти.

Десятилетия истории самовоспроизводства социалистической бюрократии высветили многие черты, свойственные ей как социальному явлению. Она явилась результатом специфической деятельности людей, непосредственно связанной с государством, и образовала особую, трудноконтролируемую сферу интересов. Бюрократия получила «прописку» даже там, где ее присутствие, казалось бы, лишено всякого смысла, иррационально, например в сфере производства, где создаются материальные ценности, или в сфере обслуживания, где все должно быть подчинено интересам человека. Бюрократия может поставить дело так, что человек сам будет подчинен сфере обслуживания, ему придется обеспечивать интересы работающих в ней людей. К чиновничьим структурам можно отнести в системе управления все, за исключением законодательных органов и судов, президента, правительства, губернаторов, мэров, представительных и правительственных учреждений на местном уровне и организаций, занимающихся национальной безопасностью.1

Таким образом, к структурам бюрократии относятся федеральные органы - министерства, департаменты, ведомства, комитеты, то есть все те учреждения, которые ведают вопросами регулирования экономики, социальными отношениями, общественными ресурсами. Названные органы имеют соответствующие организации на территориальном уровне. Кроме этого, существует множество заметных и малозаметных учреждений на местном уровне, которые выдают и требуют справки и лицензии, занимаются не подлежащими количественному определению большими и малыми вопросами организационной деятельности. Исполнительная власть на разных уровнях неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов и инструкций, издаваемых в пределах ее возможностей. Эффективность функционирования исполнительной власти обеспечивается в том случае, если создана более или менее устойчивая, централизованная, то есть иерархическая ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...