Вопрос 3. Классификации трансакционных издержек.
Общепринятой типологизации трансакционных издержек пока не сложилось. Каждый исследователь обращал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Так, Дж. Стиглер выделял информационные издержки, О. Уильямсон -издержки оппортунистического поведения, М Дженсен и У. Меклинг -издержки мониторинга поведения агента и издержки его самоограничения, И. Барцель - издержки измерения, П. Милгром и Дж Робертс - издержки влияния, Г. Хансманн - издержки коллективного принятия решений. К. Далман включил в их состав издержки сбора и переработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта.
Причины возникновения трансакционных издержек. Трансакционные издержки - это издержки, возникающие вследствие неопределенности и нестабильности процесса взаимодействия между субъектами рынка различного уровня, т. е. между институтами общества, власти и бизнеса. В данном определении: во-первых, акцент делается на том, что источником трансакционных издержек является неопределенность и нестабильность процесса взаимодействия между экономическими агентами, отсюда их динамизм. В экономике, где все взаимодействия точно детерминированы и предсказуемы, трансакционные издержки равны нулю; во-вторых, подчеркивается, что трансакционные издержки возникают в результате взаимодействия между субъектами рынка различного уровня, отсюда их рыночная природа; в-третьих, в определении конкретизируются субъекты рынка, взаимодействие между которыми и приводит к появлению трансакционных издержек, - это институты общества, власти и бизнеса, отсюда институциональная природа трансакционных издержек.
Выделим основные внешние и внутренние издержки фирмы. Внешние для фирмы издержки: 1. Издержки поиска рыночной информации; 2. Издержки ведения переговоров; 3. Издержки обеспечения выполнения контракта и возмещения ущерба в случае несоблюдения его условий; 4. Издержки, связанные с оппортунистическим поведением; 5. Издержки спецификации и защиты прав собственности; 6. Издержки измерения; 7. Издержки на доступ к ресурсам (материальным, финансовым и интеллектуальным); 8. Издержки по получению индивидуальных льгот и привилегий; 9. Издержки по обслуживанию «теневых» операций (расходы по оформлению ухода от налогов, оплата за обналичивание средств и пр.); 10. Издержки предприятий и организаций на формирование в коллективе «консенсусной идеологии» - в духе соблюдения определенных правил и норм. Внутренние трансакционные издержки: 1. Издержки ликвидации неполноты информации (о внутренней среде) и издержки, связанные с принятием неосмотрительных управленческих решений; 2. Издержки на заключение трудовых контрактов и предотвращение оппортунистического постконтрактного поведения: а) трудовые риски (отлынивание и формалистический саботаж); б) управленческие риски (расширенное потребление); 3. Издержки, связанные с передачей полномочий и ответственности или ликвидацией потери управления, а также издержки контроля. Каждый вид внутренних трансакционных издержек делится на две категории: затраты на осуществление некоторой деятельности; затраты на ликвидацию последствий от неосуществления этой деятельности и упущенная выгода.
Для классификации по признаку причинности может использоваться концепция трансакционных издержек, в которой они представляют собой издержки составления и заключения контракта (ех аntе), а также издержки надзора за соблюдением этого контракта и обеспечения его выполнения (ех роst) в противоположность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контракта.См. рис.2.
Рис. 2. Древо трансакционных издержек
Жизненный цикл трансакционных издержек. Как было показано выше, трансакционные издержки имеют свою логику возникновения и существования, и, соответственно, можно говорить о их жизненном цикле. Выделяют следующие фазы цикла функции трансакционных издержек: фаза подъема, характеризующая устойчивое распределение контроля внутри организации; фаза спада, которая обусловливает неустойчивое распределение контроля или, вообще говоря, потерю последнего; фаза застоя, обусловливающая командно-административный контроль, исходящий из одного центра организации. Фазы подъема и спада ведут, соответственно, к минимальным и максимальным трансакционным издержкам, которые, в свою очередь, обусловливают рост и спад ценности производства организации. Фаза застоя соответствует командно-административному производству, где трансакционные издержки не являются оптимальными. По мнению Р. Коуза, К Менара и О. Уильямсона, только при минимальных трансакционных издержках ценность производства возрастает. Однако необходимо учитывать скорость обращения трансакций. В связи с этим можно предположить, что чем скорость обращения трансакций больше, тем их цикл быстрее переходит в фазу подъема, сопряженную с минимальными издержками трансакций
Рассмотрим наиболее известные классификации трансакционных издержек. Классификация трансакционных издержек возможна, например, по атрибутам трансакций (частота, долговременность, неопределенность, специфичность активов). Классификация Поля Р. Милгрома и Джона Робертса. Координационные издержки осуществляются для обеспечения состыковки планов, а мотивационные - для состыковки стимулов.
Классификация О. Уильямсона выделяет такую сторону трансакций, как их контрактный характер, поэтому все трансакционные издержки рассматриваются в увязке с контрактным процессом.
Таблица 4. Классификации трансакционных издержек но И Милгрому, Д. Робертсу и О. Уильямсону
Классификация Т. Эггертссона. Для более полного понимания сущности трансакционных издержек обратимся к их классификации по Д. Норту и Т. Эггертссону. Впервые ее предложил Норт, а четко сформулировал Эггертссон в книге «Есоnomic behavior and instutions». Это единственная классификация, построенная по осязаемым внешним признакам некой деятельности, порождающей соответствующие издержки. Согласно Норту и Эггертссону трансакционные издержки включают в себя: издержки поиска информации; издержки ведения переговоров; издержки составления контракта; издержки мониторинга; издержки на принуждение; издержки на защиту прав собственности. 1. Издержки поиска информации. Существует четыре вида факторов, которые связаны с поиском: а) приемлемой цены; б) качественной информации об имеющихся товарах и услугах; в) качественной информации о продавцах; г) качественной информации о покупателях. Количественная информация о продавцах и покупателях представлена первыми двумя позициями. Под качественной информацией о продавцах и покупателях понимается информация о их поведении - честны ли они, как выполняют свои обязательства, в каких находятся обстоятельствах (может быть, один - на грани краха, а другой, наоборот, процветает).
2. Издержки ведения переговоров. В рыночных условиях вы торгуетесь, чтобы минимизировать издержки, и ищете предельную кривую безразличия вашего партнера (до какой цены он может дойти при торговле), ведь у каждого из торгующихся есть как некая запросная, так и некая резервная цена, и они пытаются разными путями подойти макси 3. Издержки составления контракта. Это ваши затраты на то, чтобы в тексте контракта было записано, как в тех или иных случаях (предвиденных вами) поведет себя ваш партнер и как будут складываться внешние обстоятельства. 4. Издержки мониторинга. 5. Издержки на принуждение. Это издержки на принуждение другой стороны к выполнению условий контракта. Поскольку люди стремятся действовать в своих интересах, а информация по определению неполна, то нередко возникают ситуации, когда контракт не выполняется частично или полностью. Государство содержит и арбитражные суды, и обычные уголовные суды, и систему угрозы насилием - тюремную систему.. Система принуждения в огромной степени финансируется за счет государства. 6. Издержки на защиту прав собственности. Это – единственная статическая форма трансакционных издержек в отличие от динамиче ских издержек, связанных с обеспечением контрактов.
Необходимо также упомянуть классификацию К. Менара: 1. издержки вычленения; 2. информационные издержки 3. издержки масштаба; 4. издержки поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|