Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Классификации трансакционных издержек.




 

Общепринятой типологизации трансакционных издержек пока не сложилось. Каждый исследователь обра­щал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Так, Дж. Стиглер выделял информационные издержки, О. Уильямсон -издержки оппортунистического поведения, М Дженсен и У. Меклинг -издержки мониторинга поведения агента и издержки его самоограниче­ния, И. Барцель - издержки измерения, П. Милгром и Дж Робертс - из­держки влияния, Г. Хансманн - издержки коллективного принятия ре­шений. К. Далман включил в их состав издержки сбора и переработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта.

 

Причины возникновения трансакционных издержек.

Трансакционные издержки - это издержки, возникающие вследствие неопределенности и неста­бильности процесса взаимодействия между субъектами рынка различ­ного уровня, т. е. между институтами общества, власти и бизнеса.

В данном определении:

во-первых, акцент делается на том, что источником трансакцион­ных издержек является неопределенность и нестабильность процесса взаимодействия между экономическими агентами, отсюда их динамизм. В экономике, где все взаимодействия точно детер­минированы и предсказуемы, трансакционные издержки равны нулю;

во-вторых, подчеркивается, что трансакционные издержки воз­никают в результате взаимодействия между субъектами рынка различ­ного уровня, отсюда их рыночная природа;

в-третьих, в определении конкретизируются субъекты рынка, взаимодействие между которыми и приводит к появлению трансакционных издержек, - это институты общества, власти и бизнеса, отсюда ин­ституциональная природа трансакционных издержек.

Выделим основные внеш­ние и внутренние издержки фирмы.

Внешние для фирмы издержки:

1. Издержки поиска рыночной информации;

2. Издержки ведения переговоров;

3. Издержки обеспечения выполнения контракта и возмещения ущерба в случае несоблюдения его условий;

4. Издержки, связанные с оппортунистическим поведением;

5. Издержки спецификации и защиты прав собственности;

6. Издержки измерения;

7. Издержки на доступ к ресурсам (материальным, финансовым и интеллектуальным);

8. Издержки по получению индивидуальных льгот и привилегий;

9. Издержки по обслуживанию «теневых» операций (расходы по оформлению ухода от налогов, оплата за обналичивание средств и пр.);

10. Издержки предприятий и организаций на формирование в коллективе «консенсусной идеологии» - в духе соблюдения опреде­ленных правил и норм.

Внутренние трансакционные издержки:

1. Издержки ликвидации неполноты информации (о внутренней среде) и издержки, связанные с принятием неосмотрительных управ­ленческих решений;

2. Издержки на заключение трудовых контрактов и предотвраще­ние оппортунистического постконтрактного поведения:

а) трудовые риски (отлынивание и формалистический саботаж);

б) управленческие риски (расширенное потребление);

3. Издержки, связанные с передачей полномочий и ответственно­сти или ликвидацией потери управления, а также издержки контроля.

Каждый вид внутренних трансакционных издер­жек делится на две категории:

затраты на осуществление некоторой деятельности;

затраты на ликвидацию последствий от неосуществления этой деятельности и упущенная выгода.

 

Для классификации по признаку причинности может использоваться концепция трансакционных из­держек, в которой они представляют собой издержки составления и за­ключения контракта (ех аntе), а также издержки надзора за соблюдением этого контракта и обеспечения его выполнения (ех роst) в противополож­ность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контракта.См. рис.2.

 
 

                         
   
     
     
 
 
Издержки поиска рыночной информации о потенциальных покупателях и продавцах, о сложившейся на рынке ситуации  
 
 
   
 
   
 
     
 
   
 
 
   
 

 


Рис. 2. Древо трансакционных издержек

 

Жизненный цикл трансакционных издержек. Как было показано выше, трансакционные издержки имеют свою логику возникновения и существования, и, соответственно, можно говорить о их жизненном цикле.

Выделяют следующие фазы цикла функции трансакционных издержек:

фаза подъема, характеризующая устойчивое распределение контроля внутри организации;

фаза спада, которая обу­словливает неустойчивое распределение контроля или, вообще говоря, потерю последнего;

фаза застоя, обусловливающая командно-админи­стративный контроль, исходящий из одного центра организации.

Фазы подъема и спада ведут, соответственно, к минимальным и максимальным трансакционным издержкам, которые, в свою очередь, обусловливают рост и спад ценности производства организации.

Фаза застоя соответст­вует командно-административному производству, где трансакционные издержки не являются оптимальными. По мнению Р. Коуза, К Менара и О. Уильямсона, только при минимальных трансакционных издержках ценность производства возрастает.

Однако необходимо учитывать скорость обращения трансакций. В связи с этим можно предположить, что чем скорость обращения тран­сакций больше, тем их цикл быстрее переходит в фазу подъема, сопря­женную с минимальными издержками трансакций

 

Рассмотрим наиболее известные классифика­ции трансакционных издержек.

Классификация трансакционных издержек возможна, например, по атрибутам трансакций (частота, долговременность, неопределен­ность, специфичность активов).

Классификация Поля Р. Милгрома и Джона Робертса. Координационные издержки осуществляются для обес­печения состыковки планов, а мотивационные - для состыковки стиму­лов.

Классификация О. Уильямсона выделяет такую сторону транс­акций, как их контрактный характер, поэтому все трансакционные из­держки рассматриваются в увязке с контрактным процессом.

 

Таблица 4. Классификации трансакционных издержек но И Милгрому, Д. Робертсу и О. Уильямсону

 

По атрибутам трансакций    
Координационные издержки Мотивационные издержки По частоте трансакций По специфичности активов  
1.Издержки определения деталей контракта 1. Издержки, связанные с неполнотой информации 1. Разовый (или элементарный) обмен на анонимном рынке 1. Повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в спе­цифические активы.
2. Издержки определения партеров 2. Издержки, свя­занные с оппортуниз­мом 2. Повторяющийся обмен массовыми товарами 2. Инвестиции в идиосинкратические (уникальные, эксклю­зивные) активы
3. Издержки непосредственной координации      

Классификация Т. Эггертссона. Для более полного понимания сущности трансакционных издержек обратимся к их классификации по Д. Норту и Т. Эггертссону. Впервые ее предложил Норт, а четко сформули­ровал Эггертссон в книге «Есоnomic behavior and instutions». Это един­ственная классификация, построенная по осязаемым внешним признакам некой деятельности, порождающей соответствующие издержки. Соглас­но Норту и Эггертссону трансакционные издержки включают в себя:

издержки поиска информации;

издержки ведения переговоров;

издержки составления контракта;

издержки мониторинга;

издержки на принуждение;

издержки на защиту прав собственности.

1. Издержки поиска информации. Существует четыре вида фак­торов, которые связаны с поиском:

а) приемлемой цены;

б) качественной информации об имеющихся товарах и услугах;

в) качественной информации о продавцах;

г) качественной информации о покупателях.

Количественная информация о продавцах и покупателях пред­ставлена первыми двумя позициями. Под качественной информацией о продавцах и покупателях понимается информация о их поведении - честны ли они, как выполняют свои обязательства, в каких находятся обстоятельствах (может быть, один - на грани краха, а другой, наобо­рот, процветает).

2. Издержки ведения переговоров. В рыночных условиях вы тор­гуетесь, чтобы минимизировать издержки, и ищете предельную кривую безразличия вашего партнера (до какой цены он может дойти при тор­говле), ведь у каждого из торгующихся есть как некая запросная, так и некая резервная цена, и они пытаются разными путями подойти макси­
мально близко к предельной - наиболее низкой или наиболее высокой.

3. Издержки составления контракта. Это ваши затраты на то, чтобы в тексте контракта было записано, как в тех или иных случаях (предвиденных вами) поведет себя ваш партнер и как будут складывать­ся внешние обстоятельства.

4. Издержки мониторинга.

5. Издержки на принуждение. Это издержки на принуждение другой стороны к выполнению условий контракта. Поскольку люди стремятся действовать в своих интересах, а информация по определе­нию неполна, то нередко возникают ситуации, когда контракт не вы­полняется частично или полностью. Государство содержит и арбитражные суды, и обычные уголовные суды, и систему угрозы насилием - тюремную систему.. Система принуж­дения в огромной степени финансируется за счет государства.

6. Издержки на защиту прав собственности. Это – единственная статическая форма трансакционных издержек в отличие от динамиче­ ских издержек, связанных с обеспечением контрактов.

 

Необходимо также упомянуть классификацию К. Менара:

1. издержки вычленения;

2. информационные издержки

3. издержки масштаба;

4. издержки поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...