Приборы измерения давления и разрежения
Приборы измерения давления (манометры) применяют в автомобиле для контроля давления масла в двигателе, воздуха в пневматической тормозной системе, масла в гидромеханической передаче, в централизованной системе подкачки воздуха и др. Эксплуатация автомобиля с неисправными приборами контроля давления масла и воздуха запрещена, так как может привести к аварийным режимам. Для экстренного привлечения внимания водителя во многих системах манометр дублируется сигнализатором аварийного давления. В последние годы широко применяется прибор, контролирующий разрежение во впускном коллекторе - эконометр. Руководствуясь показаниями этого прибора, водитель имеет возможность выбора режима движения, соответствующего наименьшему расходу топлива. По способу измерения манометры делятся на приборы непосредственного действия и электрические. Приборы непосредственного действия имеют чувствительный элемент и указатель, устанавливаемый на приборной панели. Давление контролируемой среды подводится к чувствительному элементу по трубопроводу. Электрические манометры основаны на преобразовании неэлектрических показателей в электрические и содержат датчик и указатель, связанные линией передачи. К приборам непосредственного действия относятся манометры с трубчатой пружиной, а к электрическим - термобиметаллические импульсные и логометрические с реостатным датчиком.
Рис. 5.1.
Основной деталью манометра с трубчатой пружиной (рис. 5.1, а) является упругая плоская или овальная трубка 4 с поперечным сечением, симметричным относительно главных ее осей Х и Y. Трубка изогнута по дуге окружности и состоит из одного неполного витка. Один конец трубки впаян в штуцер 7, через отверстие в котором жидкость или воздух из контролируемой системы попадает в трубчатую пружину, а второй конец соединен с тягой 6, которая через передаточный механизм, закрепленный в корпусе 1, приводит в движение стрелку 2 прибора.
Под действием давления внутри трубки она расширяется (размер по малой оси ее поперечного сечения Y увеличивается, а по большой оси Х уменьшается). Длина дуг А и A1 наружной и внутренней стенок трубки при этом практически не изменяется. Вследствие этого кривизна дуги, по которой изогнута трубчатая пружина, снижается, а трубка разгибается. При разгибании трубки ее свободный конец перемещается, передвигая связанную с ним стрелку прибора. Регулировка осуществляется с помощью подвижной платы 8 и винта 9. В манометрах с трубчатой пружиной передача к стрелке 2 осуществляется трубчатым сектором 5 и трубкой 10. Пружина-волосок 3 на оси стрелки компенсирует влияние на показание прибора зазоров в передаточном механизме. Аналогичный принцип действия положен в основу работы эконометра, устанавливаемого, в частности, на автомобилях семейства ВАЗ-2108 (рис. 5.1, б). Манометрическая трубчатая пружина в данном случае реагирует не на давление, а на разрежение. По положению стрелки в одной из двух зон шкалы эконометра водитель может оценивать экономичность выбранного режима движения, а также получать информацию о ряде неисправностей двигателя. При нахождении стрелки в левой зоне двигатель работает под высокой нагрузкой или с большим ускорением. Происходит чрезмерное потребление топлива, что можно избежать, перейдя на другую передачу или изменив режим движения. Нахождение стрелки в правой зоне шкалы свидетельствует об экономичном режиме потребления топлива. Колебания стрелки вдоль левой зоны указывают на неисправное функционирование клапанов или неправильную установку зажигания. Если стрелка колеблется вдоль левой зоны и захватывает правую зону, это указывает на потерю компрессии в двигателе.
Недостатками манометрической трубчатой пружины, применяемой в автомобильных КИП являются ее низкая виброустойчивость и невысокая перегрузочная способность. Термобиметаллический импульсный манометр включает датчик и указатель. Датчик манометра (рис. 5.2) имеет мембрану 10, на центральную часть которой опирается выступом 11 упругая пластина 1 с контактом, соединенным с «массой». В датчике размещена П-образная термобиметаллическая пластина, электрически изолированная от «массы». На рабочее плечо 2 этой пластины навита обмотка 3, один конец которой приварен к термобиметаллической пластине, а второй 9 присоединен к выводному зажиму 6 через упругий вывод 5. На конце рабочего плеча термобиметаллической пластины установлен второй контакт 4. При отсутствии давления под мембраной контакт 4 соединен с контактом на упругой пластине 1. Второе плечо термобиметаллической пластины закреплено на упругом держателе 7, положение которого в пространстве вместе с термобиметаллической пластиной можно изменять поворотом регулятора 8. Указатель термобиметаллического импульсного манометра (рис. 5.3) состоит из П-образной термобиметаллической пластины 3. Пластина одним концом закреплена на регулировочном зубчатом секторе 8, а другим соединена со стрелкой 7. На рабочее плечо термобиметаллической пластины 3 навита обмотка 1, включенная последовательно с обмоткой датчика. Оба конца этой обмотки выведены на зажимы 2 прибора. Второе плечо пластины 3, так же как и датчика, выполняет роль компенсатора изменения внешней темазателя имеет крючок 6, зацепленный со стрелкой. Крючок на пружинной пластике 5 регулировочного сектора 4 также соединенсострелкой. При возникновении давления под мембраной датчика упругая пластина с контактом поднимается и входит в контакт с термобиметаллической пластиной. Ток, проходящий по образовавшейся вследствие этого цепи, нагревает термобиметаллическую пластину указателя. Контакты датчика при нагревании рабочего плеча термобиметаллической пластины вследствие ее изгиба размыкаются и прерывают ток до момента остывания пластины и последующего замыкания контактов.
При установившемся давлении в датчике происходит периодическое размыкание контактов. При этом время разогрева термобиметаллический пластины датчика, когда контакты замкнуты, зависит от степени ее деформации (от давления в датчике). Время охлаждения пластины, когда контакты разомкнуты, зависит от степени ' нагрева пластины по отношению к окружающей среде. Чем больше давление в датчике, тем больше разогрев пластины указателя, так как время замкнутого состояния контактов датчика по отношению ко времени разомкнутого состояния возрастает. Эффективный ток в обмотке указателя увеличивается и его термобиметаллическая пластина деформируется и перемещает стрелку по шкале. Рис.5.4
Логометрический указатель давления состоит из реостатного датчика и магнитоэлектрического указателя. Реостатный датчик (рис. 5.4) логометрического манометра состоит из основания 1 со штуцером, на котором закреплена гофрированная мембрана 2 с помощью стального ранта 3, несущего на себе реостат 4 с передаточным механизмом. В центре мембраны установлен толкатель 11, на который опирается качалка 9 c регулировочными винтами 10. Качалка воздействует на ползунок 5 реостата, поворачивая его вокруг оси 6. Пружина 8 противодействует смещению ползунка. Чтобы пульсации давления в контролируемой системе не вызывали колебаний ползунка по реостату, в канал штуцера датчика запрессована дюза 12 со стержнем для очистки прохода, которая создает большое сопротивление протеканию масла или воздуха и тем самым сглаживает влияние резких изменений давления на показания прибора. При подаче масла или воздуха в датчик мембрана под давлением выгибается и через качалку и опорную площадку 7 сдвигает ползунок по реостату. При снижении давления мембрана под действием собственной упругости опускается и возвратная пружина 8 сдвигает ползунок и детали рычажной передачи в исходное положение.
Рис.5.5
В качестве указателя логометрического манометра применяют магнитоэлектрический прибор (рис. 5.5), состоящий из двух пластмассовых полукаркасов 2, на которые намотаны три измерительные катушки 5, причем одна катушка расположена под углом 90° к двум другим. Постоянный магнит 3 установлен внутри каркаса на одной оси со стрелкой б. Магнит может поворачиваться, ориентируясь вдоль магнитных силовых линий результирующего вектора напряженности трех катушек. В каркасе установлен подпятник 4 оси магнита и стрелки. Мостик 7 закреплен на каркасе и служит опорой шкалы прибора. Между мостиком и шайбой, закрепленной на оси магнита, а также в подшипник вводят кремнийорганическую жидкость, которая демпфирует колебания подвижной системы в условиях вибрации. Для возврата подвижной системы в нулевое положение при включенном приборе служит миниатюрный магнит, закладываемый между полукаркасами. Для исключения воздействия на показания прибора посторонних магнитных полей и влияния полей катушек на показания других приборов собранный каркас размещают в цилиндрическом экране 1. При включении датчика и указателя в цепь питания (рис. 5.6) ток проходит по катушкам W1, W2, W3, по реостату датчика Rд и термокомпенсационному резистору Rтк. Изменение давления в контролируемой системе вызывает изменение сопротивления реостата датчика Rд, подключенного параллельно катушке W1. Ток, протекающий по катушке W1 изменяет свое значение, что приводит к изменению вектора напряженности поля, создаваемого этой катушкой. Изменение сопротивления реостата Rд оказывает влияние на силу тока, протекающего в катушках W2, W3, но это влияние не такое существенное, как в случае с катушкой W1. Изменение направления результирующего вектора напряженности вызывает отклонение магнита и стрелки логометра. Логометрические автомобильные приборы вытесняют импульсные термобиметаллические, поскольку они имеют ряд существенных преимуществ. Датчики логометров не имеют размыкающихся контактов, которые подвержены эрозионному износу и создают помехи радиоприему. Логометрический указатель имеет больший угол перемещения стрелки, что дает возможность получить шкалу прибора с лучшей читаемостью показаний. Логометрический указатель лучше скомпенсирован от влияния изменения питающего напряжения и изменения внешней температуры, так как векторы напряженности магнитных полей всех катушек изменяют свою величину практически пропорционально при изменении питающего напряжения или окружающей температуры и поэтому направление суммарного вектора, а значит, и положение стрелки прибора не изменяется.
Применение на автомобиле манометра со стрелочным указателем давления часто недостаточно для обеспечения надежного контроля. Изменение давления за допустимые пределы может наступить неожиданно, и в этом случае сигнализатор давления в отличие от стрелочного прибора немедленно привлечет внимание водителя. В некоторых случаях в контролируемой системе вообще применяют только сигнализатор, не используя стрелочный прибор. На автомобилях находят применение сигнализаторы аварийного (минимального) давления в системе смазывания, аварийного давления в пневмоприводе, в вакуумной системе открывания дверей и других рабочих системах автомобиля. В качестве примера рассмотрим конструкцию датчика аварийного давления, применяемого на автомобилях ВАЗ и КамАЗ. Датчик (рис. 5.7) имеет корпус 9 в виде полого штуцера, который внутри разделен на две полости диафрагмой 8 из тонкой полиэфирной пленки. В полость под диафрагмой поступает масло из системы смазки и поднимает её вместе с толкателем 6. В полости над диафрагмой установлены неподвижный 7 и подвижной 1 контакты и пружина 5, противодействующая перемещению диафрагмы, которая выполняет роль чувствительного элемента датчика. Сверху корпус закрыт изолятором 4 со штекерным разъемом 2, под которым установлен специальный фильтр 3, уравнивающий давление в надмембранной полости с внешним атмосферным.
При возникновении давления в поддиафрагменном пространстве датчика, сообщенном с контролируемой системой, диафрагма 8 выгибается и размыкает контакты 1 и 7; при падении давления контакты замыкаются, что приводит к включению контрольной лампочки на панели приборов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|