Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика внимания
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
«Учить невнимательного все равно, что наполнять водой бездонную бочку» - гласит педагогическая мудрость. Роль внимания в учебной деятельности трудно переоценить. Современная наука рассматривает внимание как одно из основных условий продуктивности отражательной деятельности: без внимания невозможно эффективное восприятие, внимание обуславливает высокую эффективность основных видов памяти. Давно и упорно постулируется, что от внимания зависит успешность обучения; если обучающий не сумеет привлечь внимание ученика, он, конечно, не добьется успеха. Непонимание учеником материала, плохое запоминание, ошибки при выполнении учебных заданий: в чтении, письме, решении математических задач и примеров в разного рода упражнениях в процессе самостоятельной работы - все это нередко вызывается отсутствием или недостаточностью внимания ученика. Каждый учитель, приходя на урок, сталкивается с проблемой организации внимания учащихся. Но не у каждого педагога, получается, решить эту проблему. «Глаза его читали, но мысли были далеко», - так сказал А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин». Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаешь работать (слушать лекцию, изучать новую тему), то вдруг ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, в особенности на первом этапе восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: «Я всегда в состоянии управлять своим вниманием». «Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства»
Мною неоднократно было подмечено, что одни и те же ученики на уроках одного учителя более внимательны, чем на уроках другого. Следовательно, дело не столько в индивидуальных особенностях ученика, сколько в мастерстве педагога. Проблема управления вниманием с каждым днем становится все более актуальной. Это связанно, прежде всего, с необходимостью приспособить психические процессы, в том числе и внимание, к лавинообразному потоку информации. Опытного учителя нередко сравнивают с дирижером. Действительно, непросто ограничивать совместную деятельность таких разных учеников: одни схватывают на лету, другому требуется растолковывать простые истины, кто-то бодр и жизнерадостен, а кто-то хмур и не весел. Что бы создать рабочий настрой требуется управление вниманием класса, владение искусством организации внимания. Умелый педагог знает, как предотвратить намечающийся спад внимания, вернуть отвлекшихся учеников к предмету урока. Например, в одних случаях, чтобы вернуть внимание, достаточно укоризненного взгляда учителя, шепотом сделанного замечания, в других - требуется встать около ученика, пригласить его к учительскому столу и тому подобное. Но следует признать, что набор подобных средств, издавна прописанных в школе, недостаточен и нуждается в обновлении и дополнении. Проблеме внимания школьников посвящены работы Добрынина [11,12], Гоноболина [6], Левитиной [32], Ересь [15]. К сожалению, эти работы содержат только общие рекомендации по организации внимания школьников на уроках, причем некоторые рекомендации на сегодняшний день уже устарели в связи с изменением образовательной программы и появлением современных педагогических технологий образования. К недостаткам этих работ следует отнести и отсутствие четко выделенных приемов организации внимания учащихся, что могло бы существенно облегчить работу педагогов.
Актуальность настоящей работы вытекает из необходимости поддержки устойчивого внимания учащихся для эффективности образовательного процесса одной стороны и недостаточностью методической литературы по этой теме с другой. Объектом исследования является процесс обучения информатике в школе. Предметом исследования выступает методика организаций устойчивого внимания учащихся на уроках информатики. Целями настоящей работы следует считать: ¨ Изучение психологической характеристики внимания; ¨ Выявление способов организации внимания учащихся на уроках информатики. Для реализации поставленных целей в работе сформулированы следующие задачи: ® изучить и проанализировать литературу по данной теме; ® раскрыть психологические особенности внимания; ® выявить причины невнимания на уроках с помощью наблюдений, бесед с учителями и учениками, личного опыта; ® пронаблюдать на уроках информатики взаимосвязь между действиями учителя и вниманием учащихся; ® рассмотреть трудности процесса организации внимания школьников и пути преодоления этих трудностей; ® описать приемы организации внимания школьников на уроках; ® провести апробацию приемов организации внимания во время педагогической практики и сделать заключение о их действенности. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературу и приложений. В первой главе показаны психолого-педагогические характеристики внимания, во второй система уроков с примерами приемов организации внимания на уроках информатики. К работе прилагается дискета.
Таблица файлов
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|