Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и определение внимания




 

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем- то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек - воспринимающая и мыслящая личность. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение - каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание. Внимание своего особого содержание не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. [37]

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: оно становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Разумеется, внимание не является самостоятельным психическим процессом, как, например, ощущение, память, мышление и другие «Внимание является универсальной неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса» [12].Оно всегда включено в деятельность, является важнейшим условием продуктивности психической деятельности и выступает в единстве с различными психическими процессами - познавательными, эмоциями, волевыми. Например, при решении задач внимание ученика связано с мышлением; его поддерживают интеллектуальные чувства (усидчивость, ясность мысли, любознательность и другие) волевые качества личности (настойчивость, упорство).

Внимание всегда свойственно конкретному человеку. Направленность и сосредоточенность внимания тесно связанны с направленностью личности, то есть с ее мировоззрением, потребностями, интересами, убеждениями и другое. Такие свойства личности, как характер, темперамент, способности, также отражаются в особенностях объекта, в устойчивости, переключаемости, отвлекаемости и так далее.

Внимание обычно выражается в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое отличается от внимания сенсорного (внешнего). Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Всё это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Специфическое значение внимания как выражения отношения личности к объекту сделало это понятие особенно дискуссионным.

Представители английской эмпирической психологии - ассоционисты - не включали внимание в систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации, поэтому для них не существовало и внимания. Затем в конце 19 и начале 20 веков понятие внимания начинает играть все большую роль. Оно служит для выражения активности сознания к механическим связям ощущений и представлений. Но при этом внимание по большей части мыслится как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, которая извне формирует данный сознанию материал.

Это идеалистическое понимание внимания вызывает негативную реакцию. Ряд психологов (Фуко, Делевр и другие) отрицают вовсе правомерность этого понятия. Первая попытка упразднить внимание, намеченная в двигательной теории внимания Рибо и развитая у бихевиористов и рефлексологов, сводит внимание к рефлекторным установкам. Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

Имеется еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки.

Теория установки предложена Д.Н. Узнадзе. Установка, по мнению Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. «На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта выражает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы... быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации». [51]

С понятием установки в теории Узнадзе также тесно связано понятие объективации. Она проектируется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Это образ или впечатление и становится объектом внимания (отсюда и название - объективизация).

Основные функции внимания

 

Внимание в жизни человека и деятельности человека выполняет много функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляет наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности, качество и результаты функционирования всей познавательной деятельности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном сообщнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...