Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стеклоочистители, омыватели и фароочистители




Стеклоочиститель предназначен для механической очистки ло­бового стекла (в некоторых моделях легковых автомобилей, на­пример ВАЗ-2108, и заднего стекла) от атмосферных осадков и гря­зи. По типу привода различают вакуумные, пневматические и элек­трические стеклоочистители. Последние получили наибольшее распространение.

Электрический стеклоочиститель состоит из электродвигателя, червячного редуктора (обычно выполненного в одном корпусе с электродвигателем), кривошипного механизма, системы рычагов и щеток (рис. 7.5). Электродвигатель 3 стеклоочистителя через чер­вячный редуктор 4 приводит во вращение кривошип 2, который че­рез систему приводных рычагов и тяг сообщает рычагам щеток 1 качательное движение. Щетки должны перемещаться по стеклу плавно, без толчков, с определенными углом размаха и усилием прижатия к стеклу. Применение на современных автомобилях гну­тых передних стекол усложняет работу стеклоочистителя, так как становится трудно обеспечить плотное прилегание щеток к поверх­ности стекол.

Различные климатические условия и скоростные режимы дви­жения автомобиля обусловливают необходимость изменения про­изводительности стеклоочистителя. Поэтому современные стекло­очистители имеют две или три скорости.

 

 

Рис. 7.6

 

Конструкция стеклоочистителя представлена на рис. 7.6. На ри­сунке введены следующие обозначения: 1 - гайка крепления рыча­га; 2 - поводок рычага; 3 - защитная гайка; 4, 30 - подшипник; 5 - гайка крепления штуцера; 6, 12- тяги; 7- штуцер; 8- вал рыча­га; 9- электродвигатель; 10- резистор; 11 - биметаллический пре­дохранитель; 13 - кронштейн крепления; 14 - контактный диск; 15 - червячная шестерня; 16 - заглушка; 17 - упорный шарик; 18 - корпус редуктора; 19 - червяк; 20 - соединительная муфта; 21, 24 - крышки электродвигателя; 22 - якорь; 23 - обмотка возбу­ждения; 25- коллектор; 26- стяжной винт; 27- панель щеткодер­жателей; 28 - фетровая шайба с запасом смазочного материала; 29 - вал электродвигателя; 31 - щетка электродвигателя; 32, 37- пружины; 33- вал редуктора; 34 - контакт концевого выключа­теля; 35- рычаг щетки; 36- щетка стеклоочистителя.

Вращение вала 29 электродвигателя 9 через соединительную муфту 20 передается червяку 19 и далее червячной шестерне 15 понижающего редуктора. На валу червячной шестерни 15 жестко закреплен кривошип. Вращение кривошипа посредством рычажной системы преобразуется в качание рычагов 35, на которых установ­лены щетки 36.

Биметаллический предохранитель разрывает цепь электроснаб­жения электродвигателя при появлении недопустимых перегрузок, когда, например, щетки примерзают к стеклу или по каким-либо при­чинам резко возрастает сопротивление вращения якоря электродви­гателя. Включение электродвигателя после остывания биметалличе­ской пластины предохранителя происходит автоматически. В случае неоднократного срабатывания предохранителя следует выключить стеклоочиститель, найти причину неисправности и устранить ее.

В дополнение к стеклоочистителям часто устанавливают омыватели переднего стекла. При движении по сырой грязной дороге да­же при отсутствии дождя стекло водителя забрызгивается грязью от встречных автомобилей. Щетки стеклоочистителя не очищают стекло, а лишь размазывают по нему подсыхающую грязь. Омыватели стекла состоят из небольшого бачка с чистой водой и насоса, приводимого в движение электродвигателем. При работе омывателя переднее стекло автомобиля смачивается струйками воды из форсунок, установленных около стеклоочистителей. Увлажненная грязь затем легко очищается щетками стеклоочистителя.

С целью повышения безопасности движения на легковых авто­мобилях последних выпусков устанавливают фароочистители, ко­торые предназначены для чистки стекол фар от грязи, нарушающей нормальное светораспределение при движении автомобиля в тем­ное время суток и неблагоприятных климатических условиях. Су­ществуют два способа очистки фар: щеточный и струйный. Принцип действия и устройство щеточного фароочистителя аналогичны принципу действия и устройству стеклоочистителя ветрового стек­ла. Принцип действия струйного фароочистителя заключается в том, что частицы грязи на стекле фары отбиваются и смываются водой, которая подается от специального электрического насоса через форсунку под большим давлением - до 0,3 МПа.

Преимуществами такой очистки являются высокая надежность и эффективность в работе, возможность очистки фар любой формы, кратковременное вмешательство в светораспределение. К недостат­кам можно отнести необходимость использования мощного электро­насоса высокого давления и сравнительно большой расход воды.

ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ

Звуковые сигналы предназначены для обеспечения безопасно­сти движения автомобилей и служат для оповещения пешеходов и других водителей о присутствии транспортного средства. На авто­мобилях применяют электрические вибрационные и пневматиче­ские звуковые сигналы.

Электрические звуковые сигналы подразделяются на тональные и шумовые. Тональные звуковые сигналы выполняются с рупорным резонатором, а шумовые - с дисковым. Сигналы рассчитаны для ра­боты в сети постоянного тока с номинальным напряжением 12 или 24 В в повторно-кратковременном режиме с продолжительностью включения 20% от цикла (продолжительность цикла 5 с). На боль­шинстве автомобилей устанавливают комплект из двух звуковых сигналов - одного низкого и одного высокого тона, а для легковых автомобилей высшего класса из трех сигналов - одного низкого и двух высокого тона. Сигналы комплекта настраиваются в гармони­ческий аккорд и звучат одновременно.

 

Рис. 7.7.

Электрический звуковой сигнал С303-Г (рис. 7.7) состоит из штампованного стального корпуса 1, к которому прикреплены сердечник 4, пластина 3 неподвижного контакта и пружинящая пластина 7 с кон­тактом. Между корпусом 1 и резонатором 12 зажата мембрана 11, выполненная из легированной закаленной стали, к которой присое­динены якорь 10 со штифтом 5. Обмотка электромагнита 9 включе­на последовательно контактам 6 прерывателя, зазор между кото­рыми регулируется гайками 2. Параллельно контактам прерывателя включен резистор 8 для уменьшения искрения. Контакты 6 прива­рены к пластинам и нормально замкнуты.

При замыкании цепи обмотки 9 электромагнита сердечник 4 намагничивается и притягивает к себе якорь 10, что в свою очередь вызывает прогиб мембраны 11. Якорь 10 через штифт 5 воздейст­вует на упругую пластину 7 и вызывает размыкание контактов 6. В результате этого происходит размыкание электрической цепи элек­тромагнита, сердечник и якорь размагничиваются, а мембрана 11 за счет своей упругости принимает прежнюю форму и отводит якорь от сердечника. Контакты 6 вновь замыкаются, и работа сигнала по­вторяется. Колебания воздуха, вызванные мембраной, обеспечи­вают получение определенной частоты звучания (200...400 Гц). По­лучение звука необходимого тембра и тона зависит от размеров мембраны, дискового резонатора, а также от длины и конфигурации рупорного резонатора. Чем короче рупор и толще мембрана, тем выше тон сигнала.

 

Рис. 7.8.

 

На рис. 7.8. представлена конструкция выключателя безрупорного сигнала. Он состоит из: 1 - провод; 2 - вывод; 3 - подвижная контактная скоба; 4 - пружина; 5 - ланель; 6- кнопка включения звукового сигнала; 7 - рулевое колесо; 8 - ступица рулевого колеса; 9 - контактное кольцо; 10 - изоляционное кольцо; 11 - вал рулевого колеса

При установке на автомобиле двух или более сигналов ток, проходящий через контакты кнопки включения сигнала, может достигать 20...25 А, что может нарушить ее работу. Для разгрузки контактов кнопки сигнала применяется электромагнитный выключа­тель, называемый реле сигналов (рис. 7.9). При нажатии на кнопку ток проходит по обмотке 4 реле, сердечник намагничивается, при­тягивает якорь 3 и контакты 2 замыкаются. Замыкание контактов реле обеспечивает подключение сигналов 1 к источнику питания электрической энергии, и тем самым ток, проходящий через контак­ты кнопки включения сигнала 5, оказывается небольшим, необхо­димым только для намагничивания сердечника.

 

Рис. 7.9.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...