Глава 8. Схемы электрооборудования автомобилей. Коммутационная аппаратура
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Основные цели функционирования электрической цепи - передача и распределение электрической энергии заданного качества к потребителю. Электрические сети автомобилей характеризуются родом тока, напряжением и способом распределения электроэнергии. Автомобильные электрические сети - сети постоянного тока с номинальным напряжением 12 или 24 В. С целью экономии расхода проводов и упрощения монтажа электрооборудования на автомобилях используется однопроводная система передачи электроэнергии: общим токопроводом для всех изделий электрооборудования является корпус («масса») автомобиля. Двухпроводная система передачи электрической энергии применяется на автомобилях в редких случаях, например: для фонарей огней стоянки, которые должны работать независимо от положения выключателя «массы»; звуковых сигналов, подключаемых без промежуточного электромагнитного реле, и др. Недостатком однопроводной системы является повышенная вероятность возникновения короткого замыкания на «массу». Распределение электроэнергии на автомобилях централизованное: провода от источников питания идут к центральному распределительному устройству, которое подключает потребители к источнику электроэнергии. В качестве распределительного устройства на автомобилях служит щиток приборов, на котором расположена основная защитная и коммутационная аппаратура. На современных автомобилях (последние модели ВАЗа) имеется центральный блок реле и предохранителей как отдельное устройство. Можно выделить следующую цепочку прохождения электрического тока от источника к потребителю: источники электроэнергии (генератор, аккумулятор) - магистральная сеть - распределительное устройство - распределительная сеть - потребитель.
Магистральная сеть соединяет источники электроэнергии с распределительным устройством. На рис. 8.1 изображена централизованная система распределения электроэнергии на автомобилях. Она имеет небольшую длину (3-15 м) и не содержит коммутационных и защитных устройств (рис. 8.1, а - одноканальная).
Рис. 8.1. Централизованная система распределения электроэнергии на автомобилях: а - одноканальная; б — двухканальная На современных автомобилях применяются также двухканальные магистральные сети (рис. 8.1, б - двухканальная). В этом случае питание потребителей электроэнергии на автомобилях осуществляется по двум каналам (например, на ВАЗ-2106). Первый канал питает аппараты системы зажигания, контрольные приборы, реле указателей поворота, второй - тяговое реле стартера, стеклоочиститель, отопитель, звуковые сигналы, плафоны кабины. За счет введения второго канала питания увеличивается надежность системы электроснабжения и уменьшаются потери напряжения в цепи источники электроэнергии - распределительное устройство. С целью облегчения нахождения неисправностей в электрической сети, унификации жгутов проводов на различных моделях автомобилей, облегчения монтажа и замены жгутов в эксплуатации предохранители и реле в цепях управления на современных автомобилях конструктивно объединяют в один блок (например, на ВАЗ-2105). В этом случае блок является центральным распределительным устройством (рис. 8.2), к которому при помощи штекерных колодок подключаются основные жгуты проводов, идущие в моторное отделение, на щиток приборов, к задним фонарям. В связи с большим потреблением меди остро стоит вопрос экономии проводов в электрических сетях автомобилей. Например, на автомобиль ЗИЛ-1300 в обычном исполнении требуется 160 м проводов и 247 м - с модернизированным тормозным приводом. На новый дизельный грузовой автомобиль ЗИЛ-4331 расходуется 430 м медных проводов.
Общая длина проводов автомобилей МАЗ, КамАЗ достигает 700 м. Суммарная длина проводов легковых автомобилей составляет, например, на ГАЗ-24 - 178 м, на ВАЗ-2107 - 250 м, на «Москвиче-2141» - 220 м. Для уменьшения расхода меди проводятся исследовательские работы по использованию на автомобилях принципиально новых систем распределения электрической энергии: с многоканальным уплотнением (мультиплексированием) и применением волоконной оптики. Однако внедрение на автомобилях массового производства подобных устройств на сегодняшний день ограничено их высокой стоимостью. Поэтому реальным путем уменьшения расхода проводов в ближайшее время является применение проводов меньших сечении. КОММУТАЦИОННАЯ АППАРАТУРА В систему электрооборудования транспортных средств, помимо источников электроэнергии и потребителей, входит также установочная и коммутационная аппаратура. Указанные изделия могут быть разбиты на три группы: выключатели и переключатели; электромагнитные реле и контакторы; разъемы и соединительные панели. Основным узлом коммутационных устройств является контактная часть, имеющая в конструкции изделий первой группы механический (ручной, пневматический) привод, и в конструкции изделий второй группы - электромагнитный привод. По схеме коммутации выключатели и переключатели отличаются числом коммутационных цепей, позиций и выводов. Кроме того, они отличаются по токовой нагрузке и исполнению привода (клавишные, кнопочные, повторные, вытяжные и т. д.). Основными параметрами выключателей и переключателей являются номинальное напряжение, номинальный ток, схема коммутации, падение напряжения на контактах, ресурс по числу циклов включения-отключения. По функциональному назначению можно выделить: главный выключатель (выключатель зажигания, приборов и стартера); центральный переключатель света; многофункциональный подрулевой переключатель; переключатель системы стеклоочистки; переключатель отопления; переключатель указателей поворота; выключатель стоп-сигнала; выключатель аварийной световой сигнализации; выключатель различных управляющих и исполнительных устройств. Выключатели отопителей, стеклоочистителей, плафонов освещения и других приборов выполняются в виде тумблеров, клавишных выключателей (ВАЗ) и, как более надежные, кнопочного типа.
В схемах электрооборудования автомобилей все большее распространение получают реле. Они применяются для включения стартера, сигналов дальнего и ближнего света фар, электровентилятора в системе охлаждения двигателя, обогрева заднего стекла, отопителя, фароочистителей, отключения обмотки возбуждения генератора. Реле-прерыватели применяются в схемах контрольной лампы ручного тормоза, стеклоочистителя и т. д. Электромагнитные реле подразделяются на три группы по конструктивному исполнению: обычные; малогабаритные; специальные. Внутри каждой из этих групп реле подразделяются по напряжению - на 12 и 24 В с разными обмоточными характеристиками. По схеме коммутации реле подразделяются на замыкающие, размыкающие и переключающие. Кроме того, реле обычного типа отличаются режимом работы: продолжительный и кратковременный режим. Срок службы реле в зависимости от напряжения составляет от 25 тыс. до 200 тыс. включений и от 100 тыс. до 300 тыс. км пробега автомобиля. Для удобства монтажа и смены на современных автомобилях реле имеют штекерные выводы и устанавливаются в едином блоке вместе с предохранителями (ВАЗ-2105, ВАЗ-2108, МАЗ-64227). В сильноточных цепях с токами свыше 50 А необходимо использовать контакторы, которые выпускаются трех типов: на 12 В и на 24 В с замыкающими контактами и на 24 В с переключающими контактами. Разъемы и соединительные панели служат для обеспечения монтажа жгутов и приборов электрооборудования, соединения тягача с прицепом, подключения внешнего питания, переносной лампы и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|