Потери напряжения в электрических сетях автомобиля
При передаче электрической энергии от источника к потребителям происходит частичная потеря энергии за счет нагрева проводов, коммутационной и защитной аппаратуры. Такое рассеивание энергии характеризуется падением напряжения на участке между источником энергии и потребителем. Допустимые потери напряжения в цепях электрооборудования автомобилей выбирают из условия обеспечения на выводах потребителей электроэнергии напряжения питания, необходимого для их нормального функционирования. Расчет потерь напряжения в электрических сетях автомобилей должен проводиться с учетом переходных сопротивлений контактов, сопротивления проводов, предохранителя. В зависимости от требований к условиям работы изделий электрооборудования электрические сети автомобилей условно разделяются на цепи заряда аккумуляторной батареи, пуска, внешних световых приборов и других потребителей электроэнергии. Рассмотрим критерии определения допустимых потерь напряжения в каждой из этих цепей. Допустимые потери напряжения в цепи заряда аккумуляторной батареи (генератор - аккумуляторная батарея) определяют из условия обеспечения зараженности батареи не менее 75% и исключения ее перезаряда. Это условие выполняется, если напряжение на батарее равно регулируемому, измеряемому на выводах регулятора напряжения. Рассмотрим наиболее распространенную схему включения генератора переменного тока и батареи на отечественных автомобилях (рис. 8.3). Напряжение на выводе «+» батареи относительно «массы» автомобиля (потерей напряжения по «массе» автомобиля пренебрегаем)
где Ur - напряжение на выводе «+» генератора относительно «массы» автомобиля; ΔU1 - потеря напряжения на участке вывод «+» генератора - вывод «4» амперметра; ΔU2- потеря напряжения на участке вывод «+» амперметра - вывод «+» батареи.
Напряжение на выводе «+» генератора
(8.2)
где U p - регулируемое напряжение на выводе «+» регулятора напряжения относительно «массы» автомобиля; ΔU3 - потеря напряжения на участке вывод «+» амперметра - вывод «+» регулятора напряжения. Подставив выражение (8.2) в формулу (8.1), получим напряжение (8.3)
Выражение (8.3) показывает, что напряжение на аккумуляторной батарее равно регулируемому, когда ΔU2 = ΔU3. Если ΔU3 значительно больше ΔU2, то возможен недопустимый перезаряд батареи. В случае когда ΔU2 значительно превышает ΔU3, возможен недозаряд батареи. Так как нагрузка в цепи заряда батареи меняется, то обычно нормируется сопротивление этой цепи - не более 0,025 Ом. Допустимые потери напряжения в цепи аккумуляторная батарея -стартер устанавливают исходя из условия обеспечения на выводах стартера напряжения, при котором возможен пуск двигателя без применения устройств облегчения пуска при минусовых температурах: карбюраторных двигателей до -25°С, дизельных до -17°С с полностью заряженной батареей и на первой попытке пуска. Потери напряжения в цепи аккумуляторная батарея - стартер не должны превышать 0,2 В на 100 А. По стандартам США падение напряжения в стартерной цепи для системы на 12 В не должно превышать 0,2 В на 100 А, для системы на 24 В - 0,4 В на 100 А; по стандартам ФРГ это падение не должно превышать 4% напряжения на стартере. Для обеспечения номинального светового потока от внешних световых приборов на клеммах автомобильных ламп необходимо поддерживать установленное для каждой лампы расчетное напряжение. Допустимые потери напряжения в цепях внешних световых приборов ΔUд рассчитывают с учетом минимально допустимого напряжения питания:
(8.4) где Uc min - минимальное напряжение в бортовой сети автомобилей. Значение Umin для внешних световых приборов устанавливается по критерию обеспечения безопасности движения. Например, для системы на 12 В минимальное напряжение питания световых приборов для дальнего и ближнего света равно 12 В, для габаритных огней - 12,3 В, для сигнала торможения - 12,7 В. Для системы на 24 В минимальные напряжения питания для тех же световых режимов равны соответственно 25,1; 25,5 и 26,3 В. Допустимые потери напряжения в цепях внешних световых приборов зависят от минимального напряжения в бортовой сети автомобилей Uc min. Минимальное значение напряжения в бортовой сети автомобилей определяется регулируемым напряжением Up на выводе «+» генератора: где Up min - минимальное регулируемое напряжение на выводах регулятора напряжения; ΔU - падение напряжения в проводах, соединяющих выводы «+» амперметра и регулятора напряжения, а также в штекерных соединениях и контактах выключателя зажигания. Напряжение между выводом «+» генератора и «массой», а также напряжение между другими точками бортовой сети автомобиля и «массой» отличается от значения Uc min и зависит от схемы подключения регулятора напряжения. Регулируемое напряжение в автомобильной бортовой сети (как указывалось в гл. 1) устанавливается в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и места установки аккумуляторной батареи. Минимальное регулируемое напряжение L/p mm устанавливается для жаркой климатической зоны в зависимости от номинального напряжения бортовой сети равным 13 или 26 В. Учитывая, что напряжение бортовой сети автомобилей больше регулируемого, примем Uc min = 13,5 В для системы с номинальным напряжением 12 В и Uc min = 26,7 В для системы на 24 В. Согласно выражению (8.4) рассчитывают допустимые потери напряжения в цепях внешних световых приборов. Например, для системы на 12 В допустимые потери напряжения в цепях внешних световых приборов равны для ближнего и дальнего света 0,9 В, для габаритных огней 1,2 В, для сигнала торможения 0,8 В. Для системы на 24 В допустимые потери напряжения для тех же цепей равны соответственно 1,6; 1,2 и 0,4 В. Отметим, что допустимые потери напряжения в цепях внешних световых приборов составляют 2...10% номинального напряжения в бортовой сети автомобилей.
Допустимые потери напряжения в цепях других потребителей электроэнергии (контрольных приборов, электродвигателей, электромагнитных реле) устанавливаются с учетом обеспечения на их выводах напряжения, близкого к 13,5 В или 27 В (в зависимости от номинального напряжения системы), при котором осуществляется их настройка, определяются погрешности, производятся испытания на нагрев и срок службы. Учитывая, что номинальное напряжение автомобильных генераторов равно 14 или 28 В, допустимые потери напряжения в рассматриваемых цепях равны соответственно 0,5 или 1,0 В.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|