Становление науки о языке в Древней Индии, Др Китае, на арабском востоке
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Билет 1 1. Объектом Языкознания является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве непосредственного предмета Языкознание в разные эпохи выдвигались различные стороны объекта. С классической древности до конца 18 в. Языкознание ещё не отделилось от логики и предметом его (как части тогдашней логики и философии) считались единые общечеловеческие способы выражения мысли. В 19 в. Языкознание вполне обособляется, вырабатывается эволюционный взгляд на язык; Предметом Языкознания становятся различные языки в их истории. В 20 в. Языкознание изучает язык как универсальную, неотъемлемую принадлежность человека, homo sapiens, и языки в их многообразных конкретно-исторических формах. Двоякий предмет Языкознание объясняется двойственностью его объекта — самого языка. Соссюр разводит язык и речь. Язык - система, существующая автономно, независимо от речи. Сам же Соссюр писал, что язык – клад практической речи, язык – система знаков, в которой есть соединение смысла и акустического образа. Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения, так и его результаты (речевые производные, фиксируемые памятью, письмом, компьютерным носителем и т.д. Речь понимается в противопоставлении языку. Система противопоставлений – дохотомия (язык-речь, согласные-гласные, синхрония- диахрония т.д.) Пражский лингвистический кружок: соотношение между языком и речью представляет собой просто отношение между научным анализом (абстракцией) и некоторыми явлениями действительности. Речь представляется как непосредственная данность, язык - как результат научной абстракции. Таким образом, облегчается процедура исследования, такой подход дает хорошие результаты в конкретных исследованиях, например, такой метод применялся Н.С. Трубецким при создании фонологической теории.
Язык представлялся В.Гумбольдту явлением, непрерывно изменяющимся. Изменчивость языка находится в противоречии с его устойчивостью. Живая речь есть естественное состояние языка, письменность же, хотя и закрепляет его, делает неподвижным, однако всегда предполагает воспроизведение его голосом. Язык есть деятельность, а не оконченное деяние. Язык — орудие образования мысли, поэтому он необходим не только для обмена мыслями, но и в процессе мышления. По Гумбольдту, язык, с одной стороны, является достоянием народа, и его изменение не зависит от произвола отдельных личностей, но, с другой стороны, язык проявляется в индивидуальной речевой деятельности и, следовательно, его изменение находится в известной зависимости от речи индивидуумов. Язык у него выступает как посредник между духом нации и природой. Наиболее типичным представителем Казанской школы был крупный языковед Василий Алексеевич Богородицкий (1857—1941) Он определял язык как наиболее совершенное средство обмена мыслями и как орудие мысли, как показатель классифицирующей деятельности ума и в силу “одинаковости понимания” служащее объединению людей “к общей деятельности”, как “социологический фактор первейшей важности”. Помимо этого сам Бодуэн де Куртенэ выделяет индивидуальный и коллективный язык. Различает: - речь человеческую вообще как собрание всех языков, когда –либо и где-либо существующих - отдельные племена и национальные языки (наречия и говоры) - индивидуальный язык отдельного человека Также отмечает несомненную связь языка с мышлением, рассматривает язык как систему и разделяет учение Гумбольдта о языке как своеобразном мировоззрении.
2. История лингвистических учений может быть рассмотрена с учётом периодизации, которая отражает наиболее важные вехи на пути совершенствования знаний о языке. Языкознание в своем развитии прошло пять этапов и переживает сейчас очередной этап, шестой: I. Начальный этап (VI в. до н.э. -- XVIII в.). В это время были сформулированы важнейшие проблемы языкознания, заложены основы лингвистической терминологии, накоплен огромный фактический материал по изучению самых разных языков мира. II. Возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии языка (конец XVIII -- начало XIX в.). На этом этапе языкознание определило свой объект и свой предмет исследования, выработало специальный метод анализа языкового материала и выделилось в самостоятельную науку. III. Расцвет сравнительно-исторического языкознания, отражённый в деятельности натуралистического, логико-грамматического и психологического направлений в лингвистике XIX века. IV. Неограмматизм и социология языка (конец XIX -- начало XX в.), отмеченный критикой сравнительно-исторического метода. Данный этап можно считать кризисным, подготовившим почву для формирования структурального метода в мировом языкознании. V. Структурализм (1920-1960-е гг.). В этот период все структуральные школы на разных континентах достигают значительных успехов при изучении языка в его синхронном состоянии как системного явления. VI. Современное языкознание (1970-е гг. - наши дни). Большинство лингвистических школ конца XX -- начала XXI в., критикуя структурализм за формальный подход к языку, за игнорирование человеческого фактора, за сужение предмета языкознания, строит свои теории, основываясь на принципе антропоцентризма, и расширяет границы лингвистических исследований за счёт интеграции с другими науками (психологией, социологией, философией, этнографией, культурологией, информатикой и др.). История языкознания раскрывается как история проблемных ситуаций, которые сменяли одна другую. Проблемы языкознания: 1. установление методологических основ истории языкознания, определение места ИЯ как науки в системе знаний. 2. определение предмета и задач ИЯ. 3. определение основных понятий в ИЯ. 4. установление взаимосвязи с др. науками, особенно с философией. 5. разработка принципов периодизации. 6. установление внутренней логики развития языкознания.
Каждая историческая эпоха характеризуется разработкой определённого круга вопросов, которые отчасти были унаследованы от предшествующих поколений, отчасти заново встали перед наукой новейшего времени. Характер научного описания меняется в зависимости от задач, которые ставит перед наукой общественное развитие. Каждое поколение вкладывает в исторические науки отражение научных течений своего времени. В разное время одни и те же термины значили разное. Напр., язык и речь.
Билет 2 1. Парадигматика – отношения единиц речи по вертикали, например, парадигма слова стол: столов, столу, столом и т.д – т.е падеж, или парадигма сущ., прил., глаг. И т.д. Синтагматика - особенности соединения единиц речи в линейной отношении, отношения по горизонтали Синхрония – изучения языка в данный момент истории Диахрония – исследование языка на протяжении какого-либо периода времени. Семио́тика, или семиоло́гия — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). Семиотика возникла в конце XIX начале XX века. Основоположники амер. Чарльз Пирс и шотландский Ф. Де. Соссюр. Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: - синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации; - семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому; - прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора. Семантика (семасиология) – раздел языкознания, изучающий значение единиц языка. 1) один из аспектов изучения знаков в семиотике. В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ. Термин введен франц языковедом Бреалем 2. В древней Греции проблемы языкознания заняли видное место в рассуждениях философов. Наибольший отзвук получила дискуссия об отношении между мыслью и словом, между вещами и их именами. Вторая дискуссия возникла между сторонниками и противниками полного соответствия между логическими и грамматическими категориями (спор аналогистов с аномалистами). Древнегреческих мыслителей разделил на два враждующих лагеря спор «о природном или условном» характере слов. В качестве лозунгов спорящие направления выдвигали, с одной стороны, термин фюзей 'по природе', с другой — термин тезей 'по положению'. Этот спор обычно возводят к взглядам Гераклита и Демокрита.
Гераклит (540—480 гг. до н. э.) считал, что каждое имя неразрывно связано с той вещью, названием которой оно служит, что в именах раскрывается сущность вещей. Демокрит (460—370 гг. до н. э.), в противоположность Гераклиту, учил, что вещи обозначаются словами не сообразно природе самих вещей, а согласно обычаю, по установлению людей. Этот спор об отношениях между предметами и их названиями отражен в знаменитом диалоге Платона (428—348 гг. до н. э.) «Кратил». Сам этот диалог, содержащий конфронтацию обоих традиционных воззрений на природу названий, был шагом вперед в развитии взглядов на язык. Эта дискуссия не привела, следовательно, к определенному результату, но она имела большое значение для развития языкознания. Так, например, Платон на логической основе пытается классифицировать слова в языке. Он выделяет две категории — имя и глагол. Аристотель (384—322 гг. до н. э.) рассматривал грамматические вопросы в тесной связи с логикой. Его взгляды оказал огромное влияние на проблему выделения и классификации грамматических категорий. Большой вклад в изучение языка после Аристотеля внесла философская школа стоиков. Ее главой был Хрисипп (280—206 гг. до н. э.). Стоики считали, что слова выражают подлинную внутреннюю сущность предметов с помощью природных звуков. Подобный подход к слову привел к созданию особой отрасли языкознания — этимологии, т. е. науки об «истинном значении слов». Стоики продвинули вперед познание грамматических категорий и, вслед за Аристотелем, дали наименование многим грамматическим явлениям. В частности, стоики перенесли логический термин «часть речи» в языкознание. Александрийские грамматисты. Величайшего расцвета греческое языкознание достигло в эллинистическую эпоху (334—31 гг. до н. э.) в поселениях греческих колонистов в Александрии (Египет), Пергаме (на побережье Малой Азии) и на о. Родос. Этот период называют грамматическим периодом греческого языкознания. Грамматисты этой эпохи, находившиеся вдали от Греции и не заставшие славное время ее культурного расцвета, стремились оградить старую греческую литературу и ее язык от посторонних влияний.
Причину строгой системности языка александрийцы усматривали в господстве аналогии, в стремлении к единообразию и закономерности. Аристарх (215—143 гг. до н. э.). На протяжении многих лет он был хранителем Александрийской библиотеки и вместе со своими учениками составил выверенный полный текст Гомера. Ученик Аристарха Дионисий Фракийский (170—90 гг. до н. э.), используя опыт своих предшественников, около 100 г. до н. э. написал первую систематическую греческую грамматику для римлян «Искусство грамматики. Его взгляды развил и обобщил наиболее известный из греческих грамматистов Аполлоний Дискол (II в. до н. э.), написавший сочинение о синтаксисе греческого языка — «О синтаксисе».В этом сочинении находим уже ту грамматическую систему, которую унаследовали мы через латинские и старославянские грамматики. Александрийские ученые большое внимание обращают на звуковую сторону языка. Однако описание звуков у них опирается преимущественно на акустическое впечатление. При определении частей речи теперь учитывается не только их синтаксическая роль, но и морфологические критерии, в частности словоизменение, а также их семантика Языкознание в древнем Риме. Вклад римских языковедов в науку невелик. В основном они занимались приложением принципов александрийской грамматической системы к латинскому языку.. Римские ученые уделяли большое внимание стилистике, они, как отмечалось, ввели в состав частей речи междометие; Юлий Цезарь добавил отсутствующий в греческом падеж и назвал его аблативом (отложительный падеж); на римской почве продолжен был спор между аналогистами и аномалистами. Почти все грамматические термины греков были переведены на латинский язык и именно в своей латинской форме сохраняются до настоящего времени. Рано начались опыты этимологического толкования слов. Грамматика как самостоятельная наука возникает в Риме в середине 2 в. до н.э. в связи с назревшей необходимостью критических изданий и комментирования множества текстов художественного, юридического, исторического, религиозного характера. Из римских грамматистов наиболее известен Марк Теренций Варрон (116—27 гг. до н. э.), автор сочинения «О латинской грамматике» в 25 книгах, из которых до нас дошло 6. Именно он воспроизвел перипетии спора аномалистов с аналогистами. Он полагал, что словоизменение следует аналогии, а словообразование — аномалии. С опорой на морфологические признаки выделяются четыре части речи: имена, глаголы, причастия, наречия. Марк Фабий Квинтилиан (I в. н. э.) написал «Учебник красноречия», где трактуются и грамматические вопросы. В IV в. н. э. в Риме появились грамматики Элия Доната — обширная и сокращенная. Комментарии к Донату появились уже в античную пору. В начале VI в. н. э. в Константинополе римский грамматист Присциан составил самую обширную грамматику латинского языка — «Грамматическое учение». Грамматика Присциана подводила итог исканиям и достижениям античного языкознания. Грамматики Доната и Присциана стали образцом изложения грамматического строя латинского языка на целых тысячу лет, на весь период средневековья. Значение античного языкознания. Античный мир явился колыбелью европейской цивилизации. Языкознание греков и римлян имело большое значение для позднейшего времени. Александрийцы сделали грамматику самостоятельной дисциплиной, они накопили грамматический материал и установили основные категории имени и глагола. Греки заложили основы фонетики, морфологии, синтаксиса, этимологии; они определили слово и предложение, установили части речи и т. п. В грамматических работах греков и римлян были и крупные недостатки. Зависимость их учения от философии часто приводила к смешению логических и грамматических категорий. Они не занимались изучением других языков, кроме греческого и латинского, считая все прочие языки варварскими. Причем и попытки сопоставления греческого и латинского языков остались в зародыше. В античную эпоху отсутствовал исторический подход к языку, не было понимания того, что звуки и формы языка подвергаются изменению во времени. Учения о языке, сложившиеся в Греции и Риме, представляют собой две взаимозависимые и вместе с тем вполне самостоятельные составляющие единой средиземноморской языковедческой традиции, образовавшие исходную, античную ступень в формировании единой европейской лингвистической традиции. Билет 3 1. Грамматическое значение – это обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее своё регулярное (стандартное) выражение в грамматических формах. В области морфологии - это общие значения слов как частей речи (напр., значения предметности у существительных, процессуальности у глаголов), а также частные значения словоформ и слов в целом. Грамматическое значение слова не определяется его лексическим значением. В отличие от лексического значения, свойственного тому или иному слову, грамматическое значение не сосредоточивается в одном слове, а, напротив, характерно для многих слов языка. Кроме того, одно и то же слово может иметь несколько грамматических значений, которые обнаруживаются, когда слово меняет свою грамматическую форму, сохраняя лексическое значение. Например, слово стол имеет ряд форм (стола, столу, столы и т. д.), которые выражают грамматические значения числа и падежа. Если лексическое значение связано с обобщением свойств предметов и явлений объективной действительности, их названием и выражением понятий о них, то грамматическое значение возникает как обобщение свойств слов, как абстрагирование от лексических значений слов. Например, слова корова и бык существуют для того, чтобы различить животных по биологическому полу. Формы рода группируют существительные по их грамматическим свойствам. Формы стол, стена, окно группируют слова (а не предметы, явления и понятия о них). Грамматическая форма – это материальный вид существования грамматического значения, языковой знак, в котором грамматическое значение находит своё регулярное (стандартное) выражение. В пределах грам. формы. грамматические значения выражаются разными средствами: это аффиксы (в т. ч. нулевые), фонемные чередования («внутренняя флексия»), характер ударения, редупликация (повторы), служебные слова, порядок слов, интонация. Под грам. формой. в морфологии в рус. языке понимаются регулярные видоизменения слов определённых частей речи, несущие комплекс морфологических значений или одно такое значение (напр., форма им. п. мн.ч. существительного, форма 1-го лица ед.ч. наст, времени глагола, форма сравнительной степени прилагательного). Грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В этой системе определяющим является категоризующий признак, напр. обобщённое значение времени, лица, залога и т. п., объединяющее систему значений отдельных времён, лиц, залогов и т. п. и систему соответствующих форм. Необходимым признаком грам. категории является единство значения и его выражения в системе грамматических форм как двусторонних языковых единиц. Грам. категории подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических категорий выделяются, напр., категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа. Количество противопоставленных членов в рамках таких категорий может быть различным: напр., категория рода представлена в рус. языке системой трёх рядов форм, выражающих грамматические значения муж., жен. и ср. рода, а категория. числа - системой двух рядов форм - ед. и мн. ч. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СПОСОБ – это материальное выражение грамматических значений, как реляционных (относительных), так и деривационных (отклоняющихся). Все грамматические различия морфем, показывающие изменения падежей, чисел, лиц, времён и т.п., выражаются фонематическими различиями, т.е. различием составляющих морфемы фонем (замена одной фонемы другой, присоединение фонемы, удаление фонемы, перестановка фонем; причем отсутствие фонемы в одной форме – такое выразительное средство). Кроме того, в предложении к этому присоединяются интонационные изменения, расстановка пауз, градация ударений, а также возможность перестановки более крупных звеньев речевой цепи (лексем, их групп). В роли грамматического способа выступают также особые служебные слова, нужные как для выражения отношений между членами предложений, так и между предложениями. Таким образом, грамматические значения выражаются не непосредственно фонемами, а известными техническими комбинациями из фонетического материала, являющимися грамматическими способами. Грамматический способ – передвижение ударения. Грамматических способов, используемых в языках, ограниченное количество, это: аффиксация разного типа, внутренняя флексия, повторы, сложения, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация и супплетивизм. Грамматика любого языка может выражаться только этими способами. Одни языки (русский, английский) используют все возможные грамматические способы, другие (китайский, французский) – только некоторые. Синтетический и аналитический строй языков. От классификации грамматических способов и их употребления в том или ином языке. При этом соблюдаются интересы морфологии и синтаксиса. Все грамматические способы можно разделить на два принципиально различных типа: 1) способы, выражающие грамматику внутри слова - синтетическим (объединяющим), - это внутренняя флексия, аффиксация, повторы, сложения, ударение и супплетивизм; при синтетической тенденции грамматики грамматическое значение синтезируется, соединяется с лексическими значениями в пределах слова, что при единстве слова является прочным показателем целого; 2) способы, выражающие грамматику вне слова - аналитическим (разъединяющим)- это способы служебных слов, порядка слов и интонации. При аналитической тенденции грамматики грамматические значения отделяются от лексических значений, лексич. значения сосредоточены в самом слове, а грамматич. выражаются либо сопровождающими знаменательное слово служебными словами, либо порядком самих знаменательных слов, либо интонацией, сопровождающей предложение, а не данное слово. 2. Становление науки о языке в Древней Индии, Др Китае, на арабском востоке Принято считать, что древнеиндийская лингвистическая традиция насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет, причем отмечается, что ее появление было обусловлено причинами прежде всего практического характера. Определить с точностью, когда именно начались в Древней Индии занятия языком, не представляется возможным. Однако известно, что уже в самих памятниках ведической литературы – ведангах – трактуются некоторые лингвистические проблемы. Как отмечалось в специальной литературе, уже за тысячу лет до нашей эры создавались словари, содержавшие непонятные слова из Вед. Однако формирование собственно грамматической традиции принято связывать с именем П?анини. Традиционно его деятельность относится к IV в. до н. э.; однако, поскольку точные даты жизни этого выдающегося ученого неизвестны, назывались и другие хронологические отрезки – от VII до II в. до н. э. История изучения китайского языка в Китае насчитывает более 2000 лет. Китайское языкознание представляет собой одну из немногих независимых лингвистических традиций. Китайское письмо зародилось в середине 2-го тыс. до н.э. Основная графическая единица китайского письма — иероглиф. В связи с изучением разных сторон иероглифа в языкознании древнего и средневекового Китая выделялись три направления: толкование древних слов (схолиастика, возникшая намного раньше других дисциплин), изучение структуры и этимологии иероглифов, функциональная фонетика (с 5 в. н.э.). Арабское письмо возникло еще до принятия ислама. Оно имеет консонантно-буквенный характер, строки записываются справа налево. Собственно арабское письмо складывается в начале 6 в. Дальнейшее развитие оно получает в середине 7 в., при первой записи Корана (651).Одну из первых попыток составить арабскую грамматику, по преданиям, предпринял Абу л-Асуад ад-Ду'али, современник халифа Али. Он выделил три части речи: имя, глагол и частицы, ввел знаки для кратких гласных, затрагивал вопросы словоизменения и Арабская наука о языке существенно повлияла на разработку грамматик и словарей родных языков и общелингвистической теории во всем мусульманском мире, на становление еврейской лингвистической традиции, на становление и развитие в Европе арабистики и, наконец, на появление тюркологии в рамках арабской традиции.. Билет 4. 1. Метод – это система исследовательских приемов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объекта с той или иной точки зрения. В лингвистике применяются следующие методы: Индукция и дедукция. Дедукция — логический вывод о свойстве отдельных объектов на основании суждения о классе таких объектов. Индукция – логический вывод, что свойство отдельных объектов распространяется на весь класс объектов. Эвристические методы связаны со сбором и документацией фактов. Сам процесс получения фактов может быть пассивным (регистрация речи носителей языка, или использование ранее зафиксированной речи) или активным (экспериментальный, применении всевозможных процедур, управляющих речевым поведением говорящего). Интроспективный метод используется, когда языковые факты исследователь не регистрирует, а создает сам, используя себя как носителя языка. Метод моделирования – создание теоретическим конструктом, отражающим сущностные свойства исследуемого объекта Описательный метод - это система исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития. Это методика синхронного анализа. Метод реконструкции -реконструкция прежних языковых состояний (применяется к фонетической стороне языка) Методы формализации и информации о языке. Представление системно противопоставленных языковых единиц в виде грамматической парадигмы, т.е. совокупности системно связанных форм Верификация (методы, применяемые прификсации языковых фактов ) СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД — исследование и описание языка через его системное сравнение с другим языком с целью прояснения его специфичности (системной идиоматичности). С. м. направлен в первую очередь на выявление различий между двумя сравниваемыми языками и поэтому называется также контрастивным. Идея С. м. была теоретически обоснована И. А. Бодуэном де Куртенэ.
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД — совокупность приемов и процедур историко-генетического исследования языковых семей и групп, а также отдельных языков, используемая в сравнительно-историческом языкознании для установления исторических закономерностей развития языков. Осн. целью С.-и. м. является воссоздание модели праязыковых состояний 2. Языкознание в средневековой Европе. В области языкознания Средние века в Европе знаменуются теоретическим застоем, единственным языком, который изучался в этот период, был латинский, несмотря на то, что в Западной Европе в XIII-XIY вв. уже существовала развитая письменность. Были редкие исключения вроде исландских фонетических трактатов. В качестве пособий при изучении латинского языка широко использовались руководства Доната и Присциана. Изучение латинского языка проводилось в практических потребностях, т.к. в средневековой Европе он был универсальным языком науки, и поэтому овладение им открывало доступ к духовному и светскому образованию. Одной из задач языкознания этого периода было согласование нового письменного текста со старым в пределах каждого «правильного языка» (языка канонических текстов), устранение расхождений, возникающих в различных школах писцов. Как результат этого процесса выступает канонизация античной грамматики. А также поэтики, риторики, логики. Другая задача языкознания обусловливалась естественным развитием письменности «неправильных» языков, в связи с переводом на них канонических текстов. Этот процесс проходил неравномерно, так в V веке канонические тексты «осваивает» армянский язык,в VII-IX вв. – ирландский, древнеанглийский, древневерхненемецкий, в IХ в. –старославянский. Второй период развития средневековой лингвистической традиции (поздний, или «предренессансный») охватывает XII–XIV вв. Эта эпоха характеризуется как расцвет и последний закат схоластической философии, возникшей в предыдущие века. В рассматриваемый отрезок времени (во многом благодаря контактам с арабским миром и через посредство арабских переводов) западноевропейские мыслители знакомятся с рядом произведений античных авторов, в первую очередь с ранее не известными «латиноязычному» Западу трудами Аристотеля и комментариями к ним. Наблюдается и возрастание интереса к проблемам языка. Правда, историки лингвистики отмечают, что собственно в плане грамматического описания языка было сделано не так много: по-прежнему, основным авторитетом оставался труд Присциана. Заметным явлением считается формирование в XIII–XIV вв. так называемой концепции философской грамматики. Первый опыт ее создания связывается с именем Петра Гелийского (середина XII в.), написавшего ее в виде комментариев к Присциану. Особую роль в развитии этого направления сыграл Петр Испанский (1210/20—1277), португалец по происхождению, ставший в 1276 г. римским папой под именем Иоанна XXI. В своем трактате «О свойствах терминов»,он разрабатывает учение о суппозиции (допустимой подстановке терминов), касаясь вопроса о природе значения и отмечая важность изучения элементов языка в контексте тех комбинаций, в которых они выступают в речи. В значительной степени под его влиянием в XII–XIV вв. складывается так называемая «школа модистов» (название связанно с тем вниманием, которое ее представители уделяли вопросу о «модусах», т. е. способах значения.). К числу ее крупнейших представителей относятся Боэций Датчанин (XIII в.), Томас Эрфуртский (XIV в.) и др. Модисты изучали прежде всего общие свойства языка, его отношения к внешнему миру и мышлению. Вслед за Петром Гелийским они рассматривали грамматику не как чисто практическую дисциплину, которая учит «правильно говорить, читать и писать», а как науку (scientia). Отмечая, что языки обладают конкретной спецификой, модисты вместе с тем применяли к ней критерий «одна для всех языков», подчеркивая тем самым ее логический характер. Со школой модистов связаны также изучении вопросов синтаксического значения частей речи, их выделения и др., а сама грамматика определяется как наука о речи, изучающая правильное сочетание слов в предложениях посредством модусов означивания. Таким образом, языкознание средних веков характеризуется нормализаторской деятельностью в области соответствующих канонических языков, применение грамматических принципов античности к описанию систем новых языков. Обширными лексикологическими и этимологическими исследованиями, связанными с толкованием канонических текстов, развитием античных традиций в области языка, в частности теории именования. Так в общих чертах протекает подготовка к формированию в Европе языкознания эпохи Возрождения. Грамматика Пор-Рояля и ее продолжатели. «Всеобщая и рациональная грамматика», лингвистическая теория, изложенная аббатами монастыря Пор-Руаяль А. Арно и К. Лансло в книге «Общая и рациональная грамматика» (1660). Разрабатывалась для серии учебников Пор-Руаяля параллельно с логикой (во многих аспектах с ней связана, вплоть до повторения разделов). Создана на основе идей картезианства (См. Картезианство) и средневековых учений о языке, анализирует проблему соответствия грамматического логическому. Согласно этой теории, людям присуща единообразная мыслительная и речевая способность, в основе всех языков лежит единая идеальная логическая схема, но ни один конкретный язык не тождествен этому потенциально данному человеческому языку. Задача грамматики — установить принципы, общие всем языкам, и основные различия между ними. Конкретные языки конвенциональны, для борьбы с логическими ошибками можно создать новый язык или установить чёткие однозначные уподобления словам данного языка. Эта теория, называется «философской грамматикой», противопоставлялась описательным и нормативным грамматикам и получила в 17—19 вв. широкое распространение в логике и лингвистике (Г. В. Лейбниц, Дж. Харрис, Г. Я. Герман, Э. Гуссерль). Сравнительно-историческим языкознанием П.-Р. г. была отвергнута как антинаучная, но с начала 60-х гг. 20 в. находит отражение в работах по языковым универсалиям и порождающей грамматике как имеющая существенное значение в развитии науки о языке. Билет 5 1. Язык - система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек мыслить не прибегая к помощи языка? Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление. Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык. Другой немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма. Филолог Макс Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи». Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, в поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции». И, наконец, американский лингвист Леонард Блумфилд утверждал, что мышление - это говорение с самим собой. Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова. С другой стороны многим удается скрывать скудость своих мыслей за обилием слов. «Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь». (Гёте) Творить без помощи словесного языка могут многие творческие люди - композиторы, художники, актеры. Русско-американский лингвист Роман Осипович Якобсон объясняет эти факты тем, что знаки - необходимая поддержка для мысли, но внутренняя мысль, особенно когда это мысль творческая, охотно использует другие системы знаков (неречевые), более гибкие, среди к
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|