Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Морфологическая классификация, за основу взято слово и морфемы.




· 1) Корневые (Ю.-В. Азия 1 слово -1 корень)

· 2) Аффексирующие (корень +аффиксы) Тюркские языки(татар., кирг.)

· 3) Флективные – внешняя (рус), внутренняя- германские.

· 4) Полисинтетические. Народы Кр. Севера. Слово-предложение-состоит из нескольких корней.

Язык состоит из материи (эл-ты языка) и формы (системность). Язык это не только средство выражения, но и орудие познания. Он является важнейшим компонентом человеческой культуры. Идеи Гумбольдта послужили основой социального языкознания, дали начало психологической лингвистике и структурализму.

Билет 8.

1.Лексическое значение слова — это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности.
Лексическим значением обладают все слова языка, но значения самостоятельных и служебных частей речи отличаются. Самостоятельные части речи называют предметы, действия, признаки, количества (человек, бежать, быстрый, двенадцать), а служебные выражают отношения между словами в словосочетании и предложении или вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки (на, в, через, так как, потому что, ли, -ка).
Грамматическое значение слова — это его характерной тика с точки зрения принадлежности к определённой части речи, а также значение грамматической формы. Лексическое значение слова заключено в основе слова, грамматическое — в аффиксах. Например, лексическое значение слова «дом» — «жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём», а грамматическим значением будет то, что оно является именем существительным, нарицательным, неодушевлённым, мужского рода, II склонения, что оно способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.

Граммати́ческая фо́рма — языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение. В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы, непозиционные чередования фонем (внутренние флексии), характерударения, редупликация, служебные слова, порядок слов, интонация. В изолирующих и близких к ним языках основным способом выражения грамматических значений слов является их синтаксическая сочетаемость.

Грамматический способ – это материальное выражение грамматических значений - словоизменительных (реляционных) и словообразовательных (деривационных). Грамматические значения выражаются не непосредственно фонемами или звуками речи, а известными комбинациями из фонетического материала, являющимися грамматическими способами.

Грамматические способы – это аффиксация, внутренняя флексия, повторы, сложения, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация и супплетивизм. Грамматика любого языка может выражаться только этими способами.

Способ аффиксации состоит в присоединении к корням или основам тех или иных аффиксов. Аффиксы – это морфемы с грамматическим значением. Они не употребляются самостоятельно, а всегда сопровождают корень.

Грамматические значения могут выражаться изменениями звукового состава самого корня, то есть внутренней флексией.

Следует помнить, что не всякое чередование является внутренней флексией. Чередования могут быть:

Фонетическими, когда изменение звучания вызвано фонетической позицией и чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы: гриб {грипп}, но грибы, где {п}- вариант фонемы /б/. Такие чередования не имеют отношения к выражению значения.

Нефонетическими, когда изменение звучания не зависит от фонетической позиции.

Морфологические чередования (или иначе – исторические или традиционные) сами по себе не являются грамматическим способом, а сопровождают образование грамматических форм и обязательны лишь в силу традиции, например: лоб – лба.

Грамматические чередования напоминают морфологические, но отличаются от них тем, что они не только участвуют в образовании грамматической формы, а самостоятельно передают грамматическое значение, ср. гол – голь, где чередование /л/ и /л’/ передает различия между краткой формой прилагательного гол и существительным женского рода голь. Эти чередования являются особым грамматическим способом и называются внутренней флексией. Часто внутренняя флексия сочетается с аффиксацией, например, ходить – хаживал.

Повторы или редупликации представляют собой полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным его изменением. Они используются для выражения значения множественного числа или усиления значения, в образовании звукоподражательных слов и т.п.

При сложениях,в отличие от аффиксации, в одной лексеме соединяются не корневая морфема с аффиксами, а корневая морфема с корневой же. В результате этого образуется новое сложное слово. Таким образом, сложения выполняют словообразовательную функцию. При этом соединяться могут как полные корни, так и усеченные, а также основы и целые слова в какой-нибудь грамматической форме.

Грамматические значения могут выражаться не только внутри слова, но и вне его, при помощи служебных слов, сопровождающих знаменательные слова. Часто служебные слова выполняют ту же функцию, что и аффиксы. Служебные слова лишены номинативной функции в привычном понимании. Их лексическое значение совпадает с их грамматическим значением. Они называют то отношение, которое выражают. Это явление называется суппозицией. К служебным словам относятся: предлоги, послелоги, союзы, частицы, артикль, вспомогательные глаголы, слова степени., пустые слова.

Порядок расположения звеньев в речевой цепи имеет существенное значение. Это имеет отношение и к фонемной цепи и морфемной. Слова изменением места могут показывать свою роль в предложении. Это характерно для языков, где слова морфологически не меняютсяи только по порядку слов в предложении можно понять, что есть подлежащее, что есть дополнение и иные смысловые моменты, связанные не только с оформлением слов, но и с их порядком в целом.

В языках с так называемым свободным порядком слов (например, латинский) порядок слов не выполняет грамматической функции.

В тех языках, где порядок слов фиксирован для выражения грамматических значений, он с трудом может быть использован для стилистических целей; в языках же, где порядок слов свободный, перестановка слов, т.е. инверсия – сильное стилистическое средство.

Ударение является грамматическим средством в том случае, когда оно изменчиво. Поэтому тоновое ударение всегда может быть грамматическим средством из-за своей политоничности, т.е. изменяемости тона на том же слоге. Так использовать динамическое ударение нельзя из-за его монотоничности, то есть однородности. Однако если динамическое ударение подвижно, то оно становится удобным грамматическим средством, ср.: до`мa- дом`а. Зачастую этот грамматический способ сочетается с другими способами, например, с аффиксацией ср.: встреч`ать – встр`етить.

Интонацией можно отличать сочинительное предложение от подчинительного в отсутствии союзов. К способу интонации относится и логическое ударение, представляющее собой смещение фразового ударения для подчеркивания каких-либо элементов предложения. Интонацией выделяются вводные слова и выражения, чем они отделяются от членов предложения.

Соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов с одним и тем же лексическим значением называется супплетивизмом. ребенок (ед. число) – дети (мн. число).

Морфоло́гия — раздел лингвистики, основным объектом которого являются словаестественных языков и их значимые части (морфемы). В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира). Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии («грамматическое значение», «грамматическая категория»).

Си́нтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

Синтаксис включает в себя:

связь слов в словосочетаниях и предложениях;

рассмотрение видов синтаксической связи;

определение типов словосочетаний и предложений;

определение значения словосочетаний и предложений;

соединение простых предложений в сложные.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения. Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения. Предложение-главная единица синтаксиса. Словосочетание-компонент предложения.

2. Развитие натуралистического направления связано с именем Августа Шлейхера (1821 — 1868) — выдающегося представителя языкознания XIX в. Согласно созданной им натуралистической концепции, он относил язык к категории живых организмов: «Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов – растений и животных. Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки все более и более отдаляются от достигнутой наивысшей степени развития и их формы терпят ущерб». Сопоставление языка с организмом существовало и до Шлейхера. В. Гумбольдт использовал этот термин, подчеркивая при этом, что язык – это целесообразная система, находящаяся в постоянном движении, Шлейхер же стал употреблять этот слово «организм» в связи с языком в его прямом, биологическом смысле. Представляется ценным рассмотрение языка Шлейхером в тесной связи с мышлением. «Язык, - писал Шлейхер, – есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления».

БИЛЕТ 9

I

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...