Арифметические операции над числами в различных системах счисления.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Арифметические действия над числами в любой позиционной системе счисления производятся по тем же правилам, что и десятичной системе, так как все они основываются на правилах выполнения действий над соответствующими многочленами. При этом нужно только пользоваться теми таблицами сложения и умножения, которые соответствуют данному основанию P системы счисления. Для выполнения арифметических операций в системе счисления с основанием P необходимо иметь соответствующие таблицы сложения и умножения. Для P = 2, 8 и 16 таблицы представлены ниже. Двоичная арифметика Таблица 5.
Шестнадцатеричная арифметика Таблица 7.
Следует помнить, что при сложении 0F с 1 в шестнадцатеричной системе счисления получаем 10, т.е. происходит перенос. При сложении двоичных чисел в каждом разряде производится сложение цифр слагаемых и переноса из соседнего младшего разряда, если он имеется. При этом необходимо учитывать, что 1+1 дают нуль в данном разряде и единицу переноса в следующий Пример. Выполнить сложение двоичных чисел: Результат 1101+101=10010. б) X=1101, Y=101, Z=111; Результат 1101+101+111=11001. При вычитании двоичных чисел в данном разряде при необходимости занимается 1 из старшего разряда. Эта занимаемая 1 равна двум 1 данного разряда. Пример. Заданы двоичные числа X=10010 и Y=101. Вычислить X-Y. Результат 10010 - 101=1101. Умножение двоичных чисел производится по тем же правилам, что и для десятичных с помощью таблиц двоичного умножения и сложения. Пример. 1001 101=? Результат 1001 101=101101. Упражнения. 1. Перевести следующие числа в десятичную систему счисления: а) 1101112; б) 10110111.10112; в) 563.448; г) 721.358; д) 1C4.A16; е) 9A2F.B52. 2. Перевести следующие числа из "10" с.с в "2", "8", "16" с.с.: а) 463; б) 1209; в) 362; г) 3925; д) 11355. 3. Перевести следующие числа из "10" с.с в "2", "8", "16" с.с. (точность вычислений - 5 знаков после точки): а) 0.0625; б) 0.345; в) 0.225; г) 0.725; д) 217.375; е) 31.2375; ж) 725.03125; з) 8846.04. 4. Перевести следующие числа в двоичную систему счисления: а) 1725.3268; б) 341.348; в) 7BF.52A16; г) 3D2.C16. 5. Перевести следующие числа из одной системы счисления в другую: а) 11011001.010112 "8" с.с.; 6. Перевести следующие числа из одной системы счисления в другую: а) 312.78 "16" с.с.; б) 51.438 "16" с.с.; 7. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислить X+Y и X-Y, если: а) X=1101001; Y=101111; Лабораторная работа. ВНУТРЕННЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛОЧИСЛЕННЫХ ДАННЫХ В IBM PC Цель работы Выполнить перевод заданных преподавателем чисел из десятичной в двоичную и шестнадцатеричную системы счисления. Дать их внутренне (машинное) представление в соответствии с диапазоном в знаковых и беззнаковых форматах типов ShortInt (signed char), Byte (unsigned char), Integer (int), Word (unsigned int). Машинное представление данных должно быть дано в двоичной и шестнадцатеричной системах счисления.
Порядок работы 1. Вычислить для своего варианта целые числа. 2. Перевести их из 10-тичной в 2-ичную и 16-ричную системы счисления. 3. Получить их внутренне представление. 4. Проверить правильность своих выкладок. В отчете по лабораторной работе должен быть представлен подробный протокол перевода всех заданных чисел из 10-тичной в 2-ичную и 16-ричную системы счисления. Варианты задания. Преподавтель задает два базовых числа ± Х и ± Y. Студент должен прибавить и отнять от них номер своего варианта. Например, пусть Х=±4567, Y=±60, №=45. Тогда получается следующие восемь целых чисел для варианта №=45, а именно: 1) 4567 + 45 = 4612; 2) 4567 - 45 = 4522; 3) -4567 + 45 = -4522; 4) -4567 - 45 = -4612; 5) 60 + 45 = 105; 6) 60 - 45 = 15; 7) - 60 + 45 = - 15; 8) - 60 - 45 = - 105;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|