Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория адаптации и спортивная тренировка




БИОХИМИЯ СПОРТА

Лекции по курсу «Биохимия спорта»

 

 

Для студентов факультета физического воспитания

 

 

МАКЕТ

издания

 

 

Могилев 2007

ББК 28.072 я73

УДК 577.12 (075.8)

 

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры химии МГУ им. А. А. Кулешова

 

Протокол № от 2007 г.

 

 

Автор: Л. П. Максе

 

Рецензенты: Устименко А. Н.

Филатов А. А.

 

Курс лекций написан в соответствии с утвержденной учебной программой для студентов факультета физического воспитания. Как учебное пособие, он представляет собой третий раздел дисциплины «Биохимия спорта». Третий раздел – специальная часть дисциплины, непосредственно связанная со спортом, студенты приступают к ее освоению после изучения разделов статической и динамической биохимии.

Лекция № 1

 

Теория адаптации и спортивная тренировка

 

Человек, спортсмен он, бизнесмен, или музыкант, функционирует как биологическая система согласно законам природы.

В числе разнообразных видов человеческой деятельности спорт занимает особое место и является важной и неотъемлемой частью общечеловеческой культуры.

Если в древние времена занятия спортом основывались на опыте, интуиции, азарте соревнований, то современная научная теории постулирует, что объективной основой спорта является биологический закон адаптационных изменений.

Все живые организмы, по крайней мере, все известные на Земле, обладают жизненно необходимым качеством – приспособляемостью к воздействиям, точней, влияющим на них изменениям, происходящим в окружающей среде. Приспособляемость иначе способность к адаптации – универсальное свойство всех живых систем, позволяющее им выжить в постоянно изменяющихся условиях и эволюционировать. Не следует смешивать с привыканием, оно также свойственно живым объектам (многим, в том числе, двуногим), но является объективной основой проявления зависимостей, особенно негативных.

Суть явления адаптации живых организмов составляют изменения биохимических процессов иначе биохимические сдвиги обмена веществ, фактически индуцированные, то есть вызванные, изменениями условий окружающей (внешней или внутренней) среды. Как ответная реакция организма они направлены на установление нового физиологического состояния – гомеостатического равновесия, позволяющего человеку нормально функционировать уже в новых измененных условиях. Каждое новое состояние – это новый уровень приспособленности – адаптированности к изменившимся условиям, соответственно, уровень тренированности, согласно теории спорта.

Теория адаптационных изменений рассматривает изменение обмена веществ, вызванное спортивной физической нагрузкой как теоретическую биохимическую основу спортивной тренировки. В соответствии с теорией спорта тренировочный процесс это процесс направленной, сознательно управляемой адаптации организма к специфическим, то есть обусловленным особенностями определенного вида спорта, нагрузкам.

В отношении массовой физической культуры и спорта нагрузки обуславливаются функциональными задачами – укреплением здоровья, общего физического состояния, повышения уровня работоспособности, выносливости. Для большого спорта и спорта высших достижений нагрузки являются соревновательными, максимальными, часто на пределе человеческих возможностей.

В спорте ставятся разные цели и задачи в зависимости от уровня (охвата масс или личных амбиций). Массовая физическая культура и спорт направлены на поддержание физического состояния, как одной из основных составляющих здоровья каждого конкретного человека (каждого из «массы»), на оптимальном уровне. Определим оптимальный уровень как все то, что обеспечивает выживаемость в постоянно изменяющихся условиях, поддерживает высокий уровень работоспособности, и вообще, способствует положительным эволюционным изменениям биологического вида Homo Sapiens и, разумеется, его прогрессивному развитию.

Цели большого спорта, спорта высоких достижений – теоретические – рекорды и расширение пределов физических, человеческих возможностей, практические – рекорды и победы – завоевание в честном, спортивном соревновании высоких призовых мест и наград, соответственно.

Согласитесь, что достижение целей спорта невозможно без знания и практического применения законов природы, которые изучают биология, физиология, анатомия, биохимия и другие науки. В этом плане знание теории адаптации и биохимических основ тренировки служит специфической (по аналогии с компьютерной) умственной базой теоретических данных, без которой невозможно формирование сознательного отношения к регулярным занятиям физической культурой всех тех, кого называют широкими массами населения. Для спортсменов, занятых в большом спорте – спорте высоких достижений, база теории адаптации и биохимических основ тренировки является необходимым минимумом, позволяющим от сознательного отношения к тренировочному процессу перейти к теоретически обоснованному подходу к нему, к научной организации спортивных тренировок.

Обобщим, и для личности спортсмена-профессионала и для спортсмена-любителя тренировка это процесс сознательно направленной адаптации организма к воздействию физических (и, или умственных) нагрузок, добровольно принимаемых на себя (в трезвом уме и твердой памяти). Результат тренировок – новый уровень тренированности и новое состояние организма спортсмена, которое определяют как спортивную форму (в данном случае имеется в виду не спортивная одежда, конечно).

Большинство специалистов в области теории спорта считают, что

- спортивная форма это строго индивидуальное адаптивное состояние организма, которое постоянно изменяется в процессе спортивного совершенствования;

- естественная, материальная основа спортивной формы это тренированность, как первичное состояние, формируемое в ходе спортивной тренировки.

Доктор педагогических наук Ц. Желязков (Национальная Академия спорта, София) подчеркивает, что «спортивная форма может формироваться как качественно новое состояние только и единственно на основе высокой степени тренированности».

Специалистами сделано следующее обобщение сути спортивной формы:

- состояние "спортивной формы" – закономерный результат тренировочных воздействий и связанных с этим адаптационных изменений в организме;

- тренировочные адаптационные изменения имеют фазовый характер, и характеризуются своими количественными и качественными параметрами;

- спортивная форма может возникнуть только при устойчивом состоянии общей и специальной работоспособности, определенном как тренированность организма;

- оба состояния – тренированность и спортивная форма - качественно различны, независимо от их общей природы;

- спортивная форма – не статичное, а развивающееся во времени состояние, которое наряду с общими чертами имеет и свою специфику для различных видов спорта;

- спортивная форма – главный постоянно действующий фактор для достижения высоких спортивных результатов».

Понятия тренированность и спортивная форма как состояния спортсмена имеют общую объективную основу, поскольку обусловлены появлением устойчивых адаптационных изменений в его организме, однако они не идентичны и в отношении степени оптимальной готовности к достижению высоких спортивных результатов рассматриваются как два качественно различных состояния организма.

В самой начальной стадии тренированности (состояние 1 – крайний правый товарищ на рис. 1) вряд ли можно говорить о наличии спортивной формы, как состояния обеспечивающего специфическую работоспособность в каком-то конкретном виде спорта (верней, спортивная форма равна нулю). Согласитесь, что достижение спортивных результатов, даже самых минимальных (этим нетренированным субъектом) – очень маловероятное событие, хотя, в общем, он работоспособен (считаем, что он не болен).

Рис. 1. Изменение тренированности и приобретение в ходе тренировочного процесса спортивной формы.

 

Оптимальное (с позиций результативности) состояние специфической работоспособности, в конкретном виде спорта, (состояние 5, рис 1) на основе высокой степени (ступень 5, рис. 1) тренированности – это необходимое условие для приобретения (а не покупки) спортивной формы, но недостаточное. Чтобы придти к состоянию наилучшей спортивной формы – готовности к высшему спортивному результату, кроме высокой степени тренированности, относительно стабильной составляющей формы, требуется оптимальное сочетание ряда биосоциальных параметров (включающих психоэмоциональные факторы, мотивацию и другие). Эти параметры лабильны – подвижны и привносятся из внешней среды. Кроме того, не следует забывать, что готовность – это еще не реальное достижение цели, она лишь создает максимальную вероятность (например, олимпийского рекорда). Д. Желязков пишет, «что чем выше квалификация спортсмена, тем меньше времени ему необходимо для перехода из состояния высокой тренированности в состояние спортивной формы».

В последние годы влияние биосоциальных параметров на состояние спортивной формы значительно усиливается. Коммерциализация спорта, аспекты престижности подвергают испытаниям нравственные, волевые и эмоциональные качества спортсменов. "Срывы" спортивной формы часто обусловлены стрессовым влиянием социальной среды. Даже относительно стабильная составляющая тренированность может одномоментно (и как раз в «неподходящий» момент – на соревнованиях) подвергаться психорегуляторному влиянию, то есть влиянию лабильной составляющей спортивной формы.

В то же время специалисты указывают на возрастающее «значение положительных эмоций, осознанной мотивации и предстартовой настройки спортсменов и умения тренера (достаточно часто его интуиции) направлять их самым правильным образом». Нельзя не согласиться с выводом, который делает доктор Ц. Желязков в своей статье «О сущности спортивной формы»: «главным критерием спортивной формы являются высокие и стабильные спортивные результаты, достигнутые в ответственных соревнованиях».

В целом комплекс качеств спортсмена: его индивидуальные и генетические особенности, личностные характеристики, приемы и методы тренировочного процесса, образ жизни и питание, социальные, психоэмоциональные и мотивационные аспекты подготовки составляют базис спортивной формы, пик которой, так необходим для достижения высших целей спорта – рекордов и медалей.

 

 

Лекция № 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...