Культура Франции в XVI - первой половине XVII в.
XVI в. – век возрождения
преобразование идейной и художественной жизни
обновление французского языка
новый стиль в искусстве
новый тип мышления
новые грани нац. характера
влияние Реформации и Контрреформации
большое влияние Италии
французы считают итальянцев своими учителями
Образование и обучение
Университеты, школы + коллегии (1530, Париж – 1-я, Collège de France). Создана в противовес Сорбонне. Здесь не только древние языки, философия, история, но и математика и медицина. Латинист ле Масон, эллинист Туссен, гебраист Вотабль, математик Фине, Жофруа Тори – переворот в книгопечатании (от готического – к нормальному французскому шрифту).
Возрождение классической латыни в противовес средневековой варварской.
На ней пишут французские гуманисты Гийом Бюде и Этьен Доле.
Бюде возглавлял Collège de France. Переводил греков на латынь. Считал, что изучая античную культуру можно совершенствовать личность, а с помощью филологии преобразовать об-во.
Доле – сочинял стихи на латыни. предприниматель, организатор печатного дела в Лионе.
Возглавлял Лионский печатный двор.
Бонавентюр де’Перье. “Ночные забавы”. Мишень – служители культа. “Кимвал мира”. Сатира на доверчивых людей, ищущих путь к Богу. Гугенот.
Франциск I – меценат. Был дважды побежден в Италии – как полководец и как человек, потрясенный сокровищами искусства Италии.
Вернувшись в Париж, все время приглашал ко двору итальянцев – Челлини, Росси. Итальянцы перестроили старый дворец Фонтенбло. Фонтенбло символизировало не только новую художественную моду, но и рождение традиций дворцовых праздников – турниры, маскарады, театральные представления.
При нем – единый французский язык, язык Северной Франции.
С 1539 парижский диалект в качестве единого языка.
Маргарита Наваррская = покровительница муз. Писала стихи “Зерцало грешной души”. “Гептамерон” - 72 новеллы, тонкий психоло
Крупнейшие гуманисты при дворе: де Перье, Маро, де Бильжа, Рабле.
Климан Маро. Поэзия – выразительница ренессансного мироощущения. Стихотворные миниатюры. Сонеты на латыни. Перевел “Псалмы Давида” на французский (очень популярны у гугенотом).
Франсуа Рабле. Монах-расстрига. Медик, правовед. Назначен Франциском I докладчиком прошений. “Гаргантюа и Пантагрюэль” (Лион, 1534). Картина жизни Франции. Восторг единомышленников, гнев Сорбонны и Парижского Парламента. История о веселых гигантах, приближенных легендарного короля Артура. Пародия на средневековые жанры – рыцарские романы, хроники, жития святых, жизнеописания королей.
Свобода разума. Восхвалял науки. Новая проза. Роман нового времени.
Сер. XVI в. – поэты-гуманисты “плеяды” Жакин Дюбилье и Пьер Ронсар.
Их значение – поддержка французского языка в противовес латыни, даже классической.
1549 “плеяда” опубликовала манифест в защиту французского языка.
Ронсар – придворный поэт Франциско. Восторгался человеком и природой. Природа неотделима от человека.
60-е религиозные войны. Время появления исторических работ и мемуаров:
1560 Этен Пакье, “Изыскания о Франции”.
1568 Франсуа Бельфоре, “История 9 королей Карлов”
1576 Дюгайян, “Всеобщая история французских королей”
Рубеж веков – Жак Огюст де Ту, “История моего времени”. исторические события не только Франции, но и всего мира.
Позднее возрождение – творчество М.Монтеня, 1533-1592.
“Опыты”. Мастер психологического анализа. Личность в развитии и колебаниях. Добродетель позволяет преодолевать невзгоды. Не боятся смерти (стоик).
Скептик. Знаменитая формула “Что я знаю?”
Скептицизм vs схоластика. Высший критерий – разум.
Природа человека – его наставница. Этический идеал – благо отдельной личности, всесторонне развитой, здоровой, интеллектуальной.
Жан Боден. Правовед, философ, историк. Понятие “государственного суверенитета”. Государство – объединение, имеющее независимую власть и не подчиняющееся никакой внешней власти. На характер человека оказывает влияние климат и географическая среда.
Де Без. Крупный поэт-гугенот. Отражал дисгармонию внутреннего мира (тенденцию противоположную духу возрождения). Разлад между устремлениями человека и божьей волей. Переводы псалмов.
Сборник эпиграмм и эпитафий “Ювенилия”.
Д’Обенье. Написал жизнеописание, трагические поэмы, “Приключения барона Фенеста”. Сюжеты – религиозные войны. Дух безысходности, трагизм. Насмешка над дворянскими нравами.
Франсуа Отман. Политическая литература. Пытается исторически обосновать притязания гугенотской аристократии.
Со 2 ½ XVI в. на французской земле утверждаются иезуиты. Открыли свои коллегии и позаимствовав методику преподавания у гуманистов, они достигли высокого педагогического искусства.
Архитектура.
При Франциске – Фонтенбло, Блуа на Луаре, Шамбор. Лувр реставрируется Екатериной Медичи. Замок Венсен. На правом берегу Сены, в Тюильри – парк со скульптурами.
Помогали разбить итальянцы.
“Фонтан Невинных” в Париже – Гужон и Пилон.
Культура Франции 1 ½ XVII в.
Время больших научных открытий, в т.ч. – в рационалистической философии и новое направление в литературе – классицизм.
Рене Декарт. Математик, физик, астроном, философ. Выпускник иезуитской коллегии. Дворянин по происхождению. Принимал участие в 30-летней войне. Потом взял имя Декарт (так сократил имя Картезиус). “Трактат о свете”, “Правила для руководства ума”, “Рассуждение о методе”. Ввел понятия переменной величины, функции. основатель аналитической геометрии. Придумал систему координат. В физике – сторонник механического материализма. Множественность миров. Сам проводил эксперименты по физиологии органов, развил учения о кровообращении. Впервые описал схему рефлекторных реакций.
В философии центральный момент – учение о сомнении и преодолении. Единственный несомненный факт – сам факт того, что человек может сомневаться. “Я мыслю, следовательно, я существую”. Разработал рационалистический метод. Главная роль – разуму. Опыту не придавал решающего значения.
Математика - идеал наук. Дедуктивный метод. Дуалист.
Пьер Гассенди. Спорил с Декартом о структуре мирового пространства. но тоже был материалистом. Реабилитировал учение Эпикура. Составил биографию Коперника. Считал критерием истинности или ложности чувства. Считал, что чувства лучше подсказывают правильно решение, чем ум. Крестьянский сын. Когда учился в университете в Провансе, заинтересовался Эпикуром и с тех пор стал его толкователем и пропагандистом его учения. Называл его философию “философией счастья”, “философией здоровья”. Считал, что наука не должна вмешиваться в религию и наоборот.
Философия Декарта и Гассенди типичны для Франции. Восхвалялись силы разума, воли, в то же время – вера в Провидение и религиозность.
На рубеже веков центральное явление жизни – классицизм. Франсуа Малерб – поэт-царедворец, наследник “плеяды”.
Главная тема Малерба – прославление абсолютизма. Защитник французского языка, против диалектов и архаизмов.
Корнель. “Сид” открывает историю французского классицистического театра. Основоположник теории классицистической драматургии, а именно рассуждение о трех единствах – действия, времени и места.
Салоны, в т.ч. маркизы де Рамбуйе – культурные центры. Светскость, галантность, развитие литературного языка.
Событие культурной жизни – открытие французской академии по распоряжению Рамбуйе.
Большинство членов Академии – сторонники Малерба, они же – посетители салонов.
Через Академию Ришелье хотел держать науку и культуру под надзором государства.
Ришелье преследовал всех атеистов. Так, на костре погиб Теофиль де Вийо. Декарт из-за своих взглядов вынужден был покинуть Париж, а потом и Францию (эм. в Голландию).
При Ришелье – первая газета, “Gazette de France”. Сам писал статьи и отбирал материалы.
Нач. XVII в. – наступление на свободомыслие, усиление контрреформации. Католик Висент де Поль создал общество, наблюдающее за соблюдением церковной обрядности (“Общество святых даров”).
Поэт ле Сепад. “Теоремы”. Сборник сонетов, видения христовых страстей.
Живопись
Становление классицизма.
Никола Пуссен.
1648 “Академия Живописи и Скульптуры”.
Комплексы Лувра и Люксембургского дворца.
Художники Колло (гравюры), Лоррен (пейзаж), Латур и бр. Леннен (жанровая живопись; крестьянская жизнь в реалистичном изображении)
Воспользуйтесь поиском по сайту: