Биологические принципы спортивной тренировки.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Теорией спорта и спортивной биохимией изучены и сформулированы основные закономерности развития адаптации к воздействию физических нагрузок в процессе тренировки. Для практики спорта эти закономерности формулируют как биологические принципы спортивной тренировки. Наибольшее значение имеют следующие шесть принципов: — принцип сверхотягощения, — принцип специфичности, — принцип обратимости действия, — принцип положительного взаимодействия, — принцип последовательной адаптации, — принцип цикличности. Повышенная интенсивность функционирования (гиперфункция) ведущих систем или органов при нагрузке создает стимул для усиления синтеза нуклеиновых кислот и белков, образующих эти органы и системы, и приводит к развитию необходимых структурных и функциональных перестроек в организме. Величина физических нагрузок, вызывающих адаптацию, не остается постоянной, она заметно увеличивается в процессе тренировки. Поэтому для того, чтобы обеспечить нужный стимул для непрерывного улучшения работоспособности, величина применяемой нагрузки должна постепенно повышаться вместе с ростом тренированности спортсмена. (1) Принцип сверхотягощения и зависимость «Доза-эффект». Принцип сверхотягощения отражает следующую закономерность биологической адаптации: выраженные адаптационные изменения в организме могут быть достигнуты только тогда, когда применяемые в процессе тренировки физические нагрузки в достаточной мере отягощают тренируемую функцию и тем самым стимулируют ее развитие. = Выраженный прирост тренировочного эффекта обеспечивается только прогрессирующими (возрастающими) нагрузками. Прирост тренировочного эффекта сверхотягощения отражается зависимостью «доза – эффект».
Развитие тренируемой функции стимулируется не любыми физическими нагрузками. Небольшие по величине – неэффективны – не достаточны для того, чтобы вызвать адаптационные изменения в организме. Выраженный прирост тренируемой функции достигается при воздействии нагрузки, превышающей некоторое пороговое значение, сверх значения, к которому уже выработана адаптация. Такая зависимость объясняется различной реакцией систем организма на конкретный вид воздействия: пропорционально силе действия отвечают системы, обеспечивающие внутриклеточный энергетический обмен и вегетативную поддержку функций, а гормональная, симпатико-адреналовая и гипофизарно-андренокортикальная системы дают неспецифический ответ. Этот неспецифический ответ называют синдром стресса, поскольку он является реакцией на сильный раздражитель (стрессор, стресс-фактор), превышающий определенный пороговый уровень. В процессе тренировки в роли стрессора могут выступать не только физические нагрузки, но и другие внешние факторы: биоклиматические, фармакологические, психогенные, социальные и т. п. Физическая нагрузка, возрастающая до стрессового уровня, обеспечивает активную адаптационную реакцию организма, приводящую к приросту тренируемой функции. Диапазон, в котором возрастание физической нагрузки сопровождается пропорциональным увеличением тренируемой функции, называют диапазон эффективных нагрузок, так как здесь тренировочный эффект предсказуем. Разумеется, линейная зависимость – непрерывный прирост тренируемой функции при увеличении объема выполняемых нагрузок, не беспредельна. В отношении конкретной функции или органа, и, разумеется, организма, существует индивидуальный предел адаптации. Темп прироста тренируемой функции постепенно замедляется по мере приближения к предельной величине нагрузки и при ее достижении становится нулевым. Запредельная нагрузка (превышающая предельный уровень) вызывает парадоксальную или обратную реакцию. Это явление называют срыв адаптации (или перетренированность). На практике предельные нагрузки все же применяют: на соревнованиях, в контрольных и специальных тренировках, но их частое использование приводит к истощению организма в целом и, особенно, систем, ответственных за адаптацию. В наибольшей степени индивидуальная переносимость предельных нагрузок определяется адаптационным резервом симпатико-адреналовой и гипофизарно-адренокортикальной систем.
График зависимости «доза – эффект» представлен кривой, рис.10, которую условно разделяют на части. Рис. 10. Зависимость «Доза-эффект». За интервалом неэффективных нагрузок, следует начальная стадия развития адаптации – кривая экспоненты близка к прямой линии. На этом интервале тренировок пределы адаптации еще не достигнуты – можно увеличивать нагрузки и объем выполняемой работы – это диапазон эффективных нагрузок. Когда величина тренировочной нагрузки приближается к предельной, зависимость «доза – эффект» переходит в экспоненту с «насыщением». В этом этапе возрастает риск перенапряжения и срыва адаптации. В диапазоне предельных нагрузок зависимости «доза – эффект» на «пике» параболической кривой прирост тренируемой функции прекращается. Если нагрузка продолжает возрастать до запредельной, наблюдается экспоненциальное понижение тренировочного эффекта. Предотвратить снижение темпа развития адаптации (не насовсем, а только «поднять потолок») можно, например, путем изменения величины и характера тренировочной нагрузки или путем использования в тренировке дополнительных факторов, стимулирующих адаптационные сдвиги в организме. В пример приводят тренировку бегунов на короткие дистанции. Применение специальных пищевых препаратов, стимулирующим образом влияющих на анаболические процессы в работающих мышцах, существенно повышает тренировочный эффект и позволяет показать более высокие результаты при меньших объемах тренировочной работы.
(2) Принцип специфичности. Согласно принципу специфичности под воздействием тренировок наиболее выраженные адаптационные изменения происходят в тех органах, тканях, функциональных системах, на которые действует основная физическая нагрузка. = Тренируемая система специфично адаптируется (– гипертрофируется). В зависимости от вида и величины нагрузки в организме формируется доминирующая система, она наиболее нагружаемая, и, соответственно, обеспечиваемая в процессе пластического и энергетического обмена. Чрезмерная по своей напряженности тренировка в определенный момент времени может вызвать истощение функциональных резервов доминирующей системы и ослабить функционирование других систем – перетренировку. Чтобы избежать этого состояния необходимо проводить регулярное смещение нагрузки доминанты и «подтягивание» до необходимого уровня тренированности не доминантных систем обеспечения данного вида спорта. Специфичность адаптационных изменений в организме, вызванных тренировками, проявляется как в срочном, так и кумулятивном тренировочном эффекте. Биохимические изменения в организме на микро и макро уровнях также отражают специфичность адаптации. Под воздействием применяемых средств и методов тренировки конкретного (специфичного) вида спорта главным образом развиваются те функциональные свойства и качества организма, которые необходимы для достижения в нем наилучших результатов. Например, спринтеры имеют большую емкость алактатной анаэробной системы (АТФ+КрФ) и высокую гликолитическую анаэробную способность (это способность противостоять накоплению максимальных количеств молочной кислоты). В то же время бегуны на длинные дистанции – стайеры обладают высокими показателями аэробной мощности и аэробной эффективности и при умеренной нагрузке меньше вырабатывают молочной кислоты (чем спринтеры). (3) Обратимость действия адаптации. Из принципа обратимости действия следует, что адаптационные изменения в организме, вызванные тренировкой, исчезают со временем.
= Без тренировок адаптационные изменения обращаются в ноль. После прекращения действия нагрузки или при перерыве в тренировке положительные структурные и функциональные сдвиги в доминирующей системе постепенно уменьшаются, пока вовсе не исчезнут. Наиболее наглядно этот принцип проявляется в отставленном тренировочном эффекте, наблюдаемом после окончания действия физической нагрузки. Например, вызванные ею изменения в сфере энергетического обмена быстро возвращаются к исходному уровню и в определенный момент превышают его (фаза суперкомпенсации). По завершении фазы суперкомпенсации показатели энергетическою обмена, испытывая периодические колебания, постепенно приходят к норме. На основе этой закономерности восстановительных процессов было показано, что для развития адаптации в процессе тренировки повторные нагрузки должны задаваться в фазе суперкомпенсации. Принцип обратимости действия полностью приложим и к случаю кумулятивных тренировочных эффектов. Высокая работоспособность, достигнутая в течение длительного периода тренировки, снижается после ее прекращения или уменьшения ее напряженности. (4) Положительное взаимодействие тренировочных эффектов. В принципе положительного взаимодействия отражено то обстоятельство, что кумулятивный эффект, возникающий после многократного повторения нагрузки, не является простым сложением некоторого числа срочных и отставленных тренировочных эффектов. Каждая последующая нагрузка оказывает определенное действие на адаптационный эффект предшествующей нагрузки и может видоизменять его. Если результат такого суммирования тренировочных эффектов от последовательно выполняемых нагрузок приводит к усилению адаптационных изменений в организме, то имеет место положительное взаимодействие; если каждая последующая нагрузка уменьшает эффект от предшествующей, взаимодействие считается отрицательным; если последующая нагрузки не сказывается заметным образом па тренировочном эффекте от предшествующей нагрузки, имеет место нейтральное взаимодействие. Эффективная адаптация в течение длительного периода тренировки может быть достигнута только при положительном взаимодействии между отдельными нагрузками. На тренировочный эффект физических нагрузок могут оказывать влияние и другие неспецифические факторы тренировки: питание, применение физиотерапевтических и фармакологических методов, биоклиматические факторы и т. п. Применение дополнительных факторов с целью усиления адаптации к физическим нагрузкам может быть успешным лишь в том случае, если специфические эффекты этих факторов будут положительно взаимодействовать с тренировочными эффектами нагрузок.
(5) Последовательность адаптационных изменений. Принцип последовательной адаптации вытекает из хорошо изученных фактов гетерохронизма (разновременности) биохимических изменений в организме, возникающих при тренировке. Так, при срочном тренировочном эффекте после однократного действия физической нагрузки адаптационные изменения в сфере энергетического обмена обнаруживаются прежде всего со стороны алактатной анаэробной системы, затем – анаэробного гликолиза, а наиболее замедленная реакция отмечается со стороны процессов митохоидриального дыхания и окислительного фосфорилирования. В период восстановления после окончания действия физической нагрузки быстро достигается суперкомпенсация содержания КрФ в мышцах, затем гликогена и, наконец, липидов и белков, образующих субклеточные структуры. В процессе долговременной адаптации первыми изменяются показатели мощности энергетических процессов, затем энергетической емкости и лишь на заключительной стадии адаптации — показатели энергетической эффективности. (6) Цикличность развития адаптации. Периодизация тренировки. Принцип цикличности утверждает, что адаптационные изменения в организме при тренировке носят фазный характер и эти колебания в скорости развития адаптации со стороны ведущих функций имеют различную амплитуду и длину волны. Чтобы создать необходимый стимул для развития адаптации, тренировочные эффекты нескольких нагрузок (или тренировочных занятий) должны быть суммированы по определенным правилам и представлять некоторый завершенный цикл воздействий на ведущие функции. Для полной адаптации к такому циклу тренировочных воздействий его следует повторять многократно в течение некоторого периода тренировки, в котором решается определенная задача подготовки спортсмена. Из таких циклов тренировки, которые последовательно сменяют друг друга от этапа к этапу в соответствии с закономерным развитием адаптации, в отдельных функциях складываются более крупные циклы, разделяющие моменты участия спортсменов в наиболее ответственных соревнованиях сезона.
И это тоже еще не все. По теме лекции № 7 на лабораторных, практических занятиях студенты подробно и с примерами на конкретных видах спорта изучают:
1. Принципы специфичности, обратимости, положительного взаимодействия тренировочных эффектов. 2. Закономерности последовательности и цикличности адаптационных изменений. 3. Приемы и методы потенцирования, периодизации и оптимизации тренировочного процесса.
Список рекомендуемой учебной литературы:
Список статей для изучения по темам лекций: 1. Желязков Ц. О. О сущности спортивной формы.// Теория и практика физической культуры, 1997, № 7. 2. Солодков А. С. Адаптация в спорте: теоретические и прикладные аспекты. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1990. - №5. - С.3-5. 3. В. Попцов. Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость. Журнал ''Лыжные гонки'' (№ 1 (7) 1998. 4. Сергеев Ю.П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки //Научн.-спорт. вестн., 1980, № 5, с. 14-19. 5. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 12, с. 11-12. 6. Верхошанский Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 8, с. 21-28. 7. Матвеев Л.П. Заметки по поводу некоторых новаций во взглядах на теорию спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 12, с. 49-52. 8. Матвеев Л.П., Меерсон Ф.З. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам //Очерки по теории физической культуры. - М.:ФиС, 1984, с. 224-240. 9. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. Рекомендуется также воспользоваться «Интернет»ом и прочитать статьи, напечатанные в журнале «Теория и практика физической культуры» и в его электронной версии на сайте http://www.infosport.ru/press/tpfk/
1. С. Е. Павлов. Основы теории адаптации и спортивная тренировка. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1999, № 1, c. 12-17. http://www.infosport.ru/press/tpfk/1999N1/p12-17.htm
2. Л. П. Матвеев. К дискуссии о теории спортивной тренировки. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1998, № 7, c. 55-61. http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/1998n7/p55-61
3. Л. П. Матвеев. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1999, № 1, c. 2-11. http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/1999№1/p2-11.htm
4. С. Е. Павлов М.В. Павлова Т.Н. Кузнецова. Восстановление в спорте. Теоретические и практические аспекты. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 2000, № 1, c. 23-26. http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2000n1/p23-26.htm
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|