Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биологические принципы спортивной тренировки.




Теорией спорта и спортивной биохимией изучены и сформулированы основные закономерности раз­вития адаптации к воздействию физических нагрузок в процессе тренировки. Для практики спорта эти закономерности формулируют как био­логические принципы спортивной тренировки. Наибольшее значе­ние имеют следующие шесть принципов:

— принцип сверхотягощения,

— принцип специфичности,

— принцип обратимости действия,

— принцип положительного взаимодействия,

— принцип последовательной адаптации,

— принцип цикличности.

Повышенная интенсивность функционирования (гиперфункция) ведущих систем или органов при нагрузке создает стимул для усиления синтеза нуклеиновых кислот и белков, образующих эти органы и системы, и приводит к развитию необходимых структурных и функциональных перестроек в организме. Величина физических нагрузок, вызывающих адапта­цию, не остается постоянной, она заметно увеличивается в процес­се тренировки. Поэтому для того, чтобы обеспечить нужный сти­мул для непрерывного улучшения работоспособности, величина применяемой нагрузки должна постепенно повышаться вместе с ростом тренированности спортсмена.

(1) Принцип сверхотягощения и зависимость «Доза-эффект».

Принцип сверхотягощения отражает следующую закономерность биологической адаптации: выраженные адаптацион­ные изменения в организме могут быть достигнуты только тогда, когда применяемые в процессе тренировки физические нагрузки в достаточной мере отягощают тренируемую функцию и тем самым стимулируют ее развитие.

= Выраженный прирост тренировочного эффекта обеспечивается только прогрессирующими (возрастающими) нагрузками. Прирост тренировочного эффекта сверхотягощения отражается зависимостью «доза – эффект».

Развитие тренируемой функции стимулируется не любыми физическими нагрузками. Небольшие по величине – неэффективны – не до­статочны для того, чтобы вызвать адаптационные изменения в организме. Выраженный прирост тренируе­мой функции достигается при воздействии нагрузки, превышающей некоторое порого­вое значение, сверх значения, к которому уже выработана адаптация. Такая зависимость объясняется различной реакцией систем организма на конкретный вид воздействия: пропорционально силе действия отвечают системы, обеспечивающие внутриклеточный энергетический обмен и вегетативную поддержку функций, а гормональная, симпатико-адреналовая и гипофизарно-андренокортикальная системы дают неспецифический ответ. Этот неспецифический ответ называют синдром стресса, поскольку он является реакцией на сильный раздражитель (стрессор, стресс-фактор), превышающий определенный пороговый уровень. В процессе тренировки в роли стрессора могут выступать не только физические нагрузки, но и другие внешние факторы: биоклиматические, фармакологические, психогенные, социальные и т. п.

Физическая нагрузка, возрастающая до стрессового уровня, обеспечивает активную адаптационную реакцию организма, приводящую к приросту тренируемой функции. Диапазон, в котором возрастание физической нагрузки сопровождается пропорциональным увеличением тренируемой функции, называют диапазон эффективных нагрузок, так как здесь тренировочный эффект предсказуем. Разумеется, линейная зависимость – непрерывный прирост тренируемой функции при увеличе­нии объема выполняемых нагрузок, не беспредельна. В отношении конкретной функции или органа, и, разумеется, организма, существует индивидуальный предел адаптации. Темп прироста тренируемой функции постепенно за­медляется по мере приближения к предельной величине нагрузки и при ее достижении становится нулевым. Запредельная нагрузка (превышающая пре­дельный уровень) вызывает парадоксальную или обратную реакцию. Это явление называют срыв адаптации (или перетренированность). На практике предельные нагрузки все же применяют: на со­ревнованиях, в контрольных и специальных тренировках, но их частое использование приводит к истощению организма в целом и, особенно, систем, ответственных за адаптацию. В наибольшей степени индивидуальная пере­носимость предельных нагрузок определяет­ся адаптационным резервом симпатико-адреналовой и гипофизарно-адренокортикальной систем.

График зависимости «доза – эффект» представлен кривой, рис.10, которую условно разделяют на части.

Рис. 10. Зависимость «Доза-эффект».

За интервалом неэффективных нагрузок, следует начальная стадия развития адаптации – кривая экспо­ненты близка к прямой линии. На этом интервале тренировок пре­делы адаптации еще не достигнуты – можно увеличивать нагрузки и объем выполняемой работы – это диапазон эффективных нагрузок. Когда величина тренировочной нагрузки приближается к предель­ной, зависимость «доза – эффект» переходит в экспоненту с «насыщением». В этом этапе возрастает риск перенапряжения и срыва адаптации. В диапазоне предельных нагрузок зависимости «доза – эффект» на «пике» параболи­ческой кривой прирост тренируемой функции прекращается. Если нагрузка продолжает возрастать до запредельной, наблюдается экспоненциальное понижение тренировочного эффекта.

Предотвратить снижение темпа развития адаптации (не насовсем, а только «поднять потолок») можно, например, путем изменения ве­личины и характера трениро­вочной нагрузки или путем использования в тренировке дополнительных факторов, стимулирующих адаптационные сдвиги в орга­низме. В пример приводят тренировку бегунов на короткие дистанции. Применение специальных пище­вых препаратов, стимулирующим образом влияющих на анаболические процессы в ра­ботающих мышцах, существенно повышает тренировочный эффект и позволяет показать более высокие результаты при меньших объемах тренировоч­ной работы.

(2) Принцип специфичности.

Согласно принципу специфичности под воздействием тренировок наиболее выраженные адаптационные изменения происходят в тех органах, тканях, функциональных системах, на которые действует ос­новная физическая нагрузка.

= Тренируемая система специфично адаптируется (– гипертрофируется). В зависимости от вида и величины нагрузки в организме формируется доминирую­щая система, она наиболее нагружаемая, и, соответственно, обеспечиваемая в процессе пластического и энергетического обмена. Чрезмерная по своей напряженности тренировка в определенный момент времени мо­жет вызвать истощение функциональных резервов доминирующей системы и ослабить функционирование других систем – перетренировку. Чтобы избежать этого состояния необходимо проводить регулярное смещение нагрузки доминанты и «подтягивание» до необходимого уровня тренированности не доминантных систем обеспечения данного вида спорта.

Специфичность адаптационных изменений в организме, вызванных тренировками, проявляется как в срочном, так и кумулятивном тренировочном эф­фекте. Биохимические изменения в организме на микро и макро уровнях также отражают специфичность адаптации. Под воздействием применяемых средств и методов тренировки конкретного (специфичного) вида спорта главным образом развиваются те функциональ­ные свойства и качества организма, которые необходимы для достижения в нем наилучших результатов. Например, спринтеры имеют большую емкость алактатной анаэробной системы (АТФ+КрФ) и высокую гликолитическую анаэробную способность (это способность противостоять накоплению макси­мальных количеств молочной кислоты). В то же время бегуны на длинные дистанции – стайеры обладают высокими показателями аэробной мощности и аэробной эффективности и при умеренной нагрузке меньше вырабатывают молочной кислоты (чем спринтеры).

(3) Обратимость действия адаптации.

Из принципа обратимости действия следует, что адаптацион­ные изменения в организме, вызванные тренировкой, исчезают со временем.

= Без тренировок адаптационные изменения обращаются в ноль. После прекращения действия нагрузки или при перерыве в тре­нировке положительные структурные и функциональные сдвиги в доминирующей системе постепенно уменьшаются, пока вовсе не исчезнут.

Наиболее наглядно этот принцип проявляется в отстав­ленном тренировочном эффекте, наблюдаемом после окончания действия физической нагрузки. Например, вызванные ею измене­ния в сфере энергетического обмена быстро возвра­щаются к исходному уровню и в определенный момент превышают его (фаза суперкомпенсации). По завершении фазы суперкомпен­сации показатели энергетическою обмена, испытывая периодиче­ские колебания, постепенно приходят к норме. На основе этой за­кономерности восстановительных процессов было показано, что для развития адаптации в процессе тренировки повторные нагруз­ки должны задаваться в фазе суперкомпенсации. Прин­цип обратимости действия полностью приложим и к случаю куму­лятивных тренировочных эффектов. Высокая работоспособность, достигнутая в течение длительного периода тренировки, снижается после ее прекращения или уменьшения ее напряженности.

(4) Положительное взаимодействие тренировочных эффектов.

В принципе положительного взаимодействия отражено то обстоятельство, что кумулятивный эффект, возникающий после мно­гократного повторения нагрузки, не является простым сложением некоторого числа срочных и отставленных тренировочных эффек­тов. Каждая последующая нагрузка оказывает определенное дей­ствие на адаптационный эффект предшествующей нагрузки и мо­жет видоизменять его. Если результат такого суммирования тре­нировочных эффектов от последовательно выполняемых нагрузок приводит к усилению адаптационных изменений в организме, то имеет место положительное взаимодействие; если каждая после­дующая нагрузка уменьшает эффект от предшествующей, взаимо­действие считается отрицательным; если последующая нагрузки не сказывается заметным образом па тренировочном эффекте от предшествующей нагрузки, имеет место нейтральное взаимодействие. Эффективная адаптация в течение длительного периода тре­нировки может быть достигнута только при положительном вза­имодействии между отдельными нагрузками. На тренировочный эффект физических нагрузок могут оказывать влияние и другие не­специфические факторы тренировки: питание, применение физиоте­рапевтических и фармакологических методов, биоклиматические факторы и т. п. Применение дополнительных факторов с целью усиления адаптации к физическим нагрузкам может быть успеш­ным лишь в том случае, если специфические эффекты этих факто­ров будут положительно взаимодействовать с тренировочными эффектами нагрузок.

(5) Последовательность адаптационных изменений.

Принцип последовательной адаптации вытекает из хорошо изу­ченных фактов гетерохронизма (разновременности) биохимических изменений в организме, возникающих при тренировке. Так, при срочном тренировочном эффекте после однократного действия физической нагрузки адаптационные изменения в сфере энергетиче­ского обмена обнаруживаются прежде всего со стороны алактатной анаэробной системы, затем – анаэробного гликолиза, а наи­более замедленная реакция отмечается со стороны процессов митохоидриального дыхания и окислительного фосфорилирования. В период восстановления после окончания действия физической нагрузки быстро достигается суперкомпенсация содержания КрФ в мышцах, затем гликогена и, наконец, липидов и белков, обра­зующих субклеточные структуры. В процессе долговременной адаптации первыми изменяются показатели мощности энергетиче­ских процессов, затем энергетической емкости и лишь на заключи­тельной стадии адаптации — показатели энергетической эффектив­ности.

(6) Цикличность развития адаптации. Периодизация тренировки.

Принцип цикличности утверждает, что адаптационные измене­ния в организме при тренировке носят фазный характер и эти ко­лебания в скорости развития адаптации со стороны ведущих функ­ций имеют различную амплитуду и длину волны. Чтобы создать необходимый стимул для развития адаптации, тренировочные эф­фекты нескольких нагрузок (или тренировочных занятий) должны быть суммированы по определенным правилам и представлять неко­торый завершенный цикл воздействий на ведущие функции. Для полной адаптации к такому циклу тренировочных воздействий его следует повторять многократно в течение некоторого периода тре­нировки, в котором решается определенная задача подготовки спортсмена. Из таких циклов тренировки, которые последовательно сменяют друг друга от этапа к этапу в соответствии с закономер­ным развитием адаптации, в отдельных функциях складываются более крупные циклы, разделяющие моменты участия спортсменов в наиболее ответственных соревнованиях сезона.

 

И это тоже еще не все. По теме лекции № 7 на лабораторных, практических занятиях студенты подробно и с примерами на конкретных видах спорта изучают:

 

1. Принципы специфичности, обратимости, положительного взаимодействия тренировочных эффектов.

2. Закономерности последовательности и цикличности адаптационных изменений.

3. Приемы и методы потенцирования, периодизации и оптимизации тренировочного процесса.

 

Список рекомендуемой учебной литературы:

 

  1. Михайлов С. С. Спортивная биохимия. Учебник для вузов и колледжей физич. культ. – М: Изд.-во Советский спорт, 2004, 220 с.
  2. Биохимия мышечной деятельности: учебник для ИФК / Н. И. Волков [и др.]. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 502 с.
  3. Биохимия: Учеб. Для ин-тов физ. культ. /Под ред. В. В. Меньшикова, Н. И. Волкова. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 384 с., ил.
  4. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки: Учебн. пос. для ИФКов. - М.: ФиС, 1977.
  5. Биохимия: учебник для ИФК / под ред. Н.Н.Яковлева. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – С. 231-243.

Список статей для изучения по темам лекций:

1. Желязков Ц. О. О сущности спортивной формы.// Теория и практика физической культуры, 1997, № 7.

2. Солодков А. С. Адаптация в спорте: теоретические и прикладные аспекты. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1990. - №5. - С.3-5.

3. В. Попцов. Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость. Журнал ''Лыжные гонки'' (№ 1 (7) 1998.

4. Сергеев Ю.П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки //Научн.-спорт. вестн., 1980, № 5, с. 14-19.

5. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 12, с. 11-12.

6. Верхошанский Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 8, с. 21-28.

7. Матвеев Л.П. Заметки по поводу некоторых новаций во взглядах на теорию спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 12, с. 49-52.

8. Матвеев Л.П., Меерсон Ф.З. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам //Очерки по теории физической культуры. - М.:ФиС, 1984, с. 224-240.

9. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988.

Рекомендуется также воспользоваться «Интернет»ом и прочитать статьи, напечатанные в журнале «Теория и практика физической культуры» и в его электронной версии на сайте http://www.infosport.ru/press/tpfk/

 

1. С. Е. Павлов. Основы теории адаптации и спортивная тренировка. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1999, № 1, c. 12-17.

http://www.infosport.ru/press/tpfk/1999N1/p12-17.htm

 

2. Л. П. Матвеев. К дискуссии о теории спортивной тренировки. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1998, № 7, c. 55-61.

http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/1998n7/p55-61

 

3. Л. П. Матвеев. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1999, № 1, c. 2-11.

http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/1999№1/p2-11.htm

 

4. С. Е. Павлов М.В. Павлова Т.Н. Кузнецова. Восстановление в спорте. Теоретические и практические аспекты. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 2000, № 1, c. 23-26.

http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2000n1/p23-26.htm

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...