Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о мотивации, виды мотивов учения




ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Общетеоретические подходы к изучению мотивации учебной деятельности

Понятие о мотивации, виды мотивов учения

Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников

Выводы по первой главе

Глава 2. Изучение особенностей мотивации к овладению письменно-речевой деятельностью у младших школьников с задержкой психического развития

.1 Особенности мотивационной готовности учащихся с трудностями в обучении к овладению письменной связной речи

. Пути формирования мотивации к связной письменной речи у учащихся с трудностями в обучении

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Эта проблема лежит на стыке обучения и воспитания, это означает, что в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.

Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммы знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться. Однако, приходится признать, что интерес к учению в процессе обучения в должной мере не возрастает и, главное, не всегда приобретает у детей сознательного, активного, внутреннего, познавательного интереса, который необходим для эффективной реализации методических приемов используемых учителем (Л.С. Выготский, Д.Б.Давыдов, М.В. Ляудис, Н.Э.Негурэ и др.).

Мотивационная сфера учения представляет собой у каждого конкретного ребенка постоянно изменяющуюся, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего мотива занимают то одно, то другое побуждение в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и т.д. Для успеха всего учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы, воздействовать на каждую из ее сторон.

Особенности интереса умственно отсталых учащихся к учебной деятельности изучены и являются достоянием олигофренопедагогики (Лурия А.Р., Рубинштейн С.Я., Выготский Л.С. и др.). Но проблема изучения мотивов и их формирование у школьников с задержкой психического развития является актуальной и для специальной педагогики.

ЦЕЛЬ исследования - изучение мотивации к письменно-речевой деятельности у младших школьников с трудностями в обучении (задержкой психического развития).

ОБЪЕКТ исследования - мотивация учебной деятельности учащихся с трудностями в обучении (задержкой психического развития).

ПРЕДМЕТ исследования - процесс формирования мотивации к письменной деятельности у учащихся младших специальных (коррекционных) классов VII вида.

ЗАДАЧИ исследования:

1.  В процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования определить понятие "мотивация", виды мотивов учения, описать возрастные и индивидуальные особенности формирования мотивации.

2. Изучить особенностей мотивации к письменно-речевой деятельности учащихся с задержкой психического развития.

.   Описать пути формирования мотивации к письменно-речевой деятельности учащихся с задержкой психического развития и проверить эффективность коррекционной работы.

ГИПОТЕЗА: низкая познавательная активность учащихся изучаемой категории и недоразвитие речи приводит к снижению готовности к овладению связной письменно-речевой деятельности.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 24" Кировского района г.Волгограда.

 


ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ

ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ, ВИДЫ МОТИВОВ УЧЕНИЯ

 

Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл?" … Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его мотивов с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Из всех возможных диспозиций (мотивов) наиболее важной является понятие потребности. Его называют состояние нужды человека, или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму, (личности). Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психологические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие- цель. ЦЕЛЬЮ называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов- мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризуется процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовано больше разнообразных мотивационных побуждений (т.е. использовать более разнообразные средства).

Наконец, иерархизированность - это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. ИНТЕРЕСОМ называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившейся в поле зрения предмет, любой частный, возникший слуховой или иной раздражитель.

ЗАДАЧА как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.

ЖЕЛАНИЯ И НАМЕРЕНИЯ - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Мотив учения - это направленность учения на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т.д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

а) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;

б) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

в) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого "мотива достижения", который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть "на уровне века", запросов времени и т.д.

Вторая большая группа мотивов - социальные мотивы - также распадается на несколько подгрупп:

а) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широки социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

б) узкие социальные мотивы, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении знать определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую "мотивацию благополучия", проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны родителей, учителей и товарищей.

Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о "престижной мотивации".

Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения- в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т.д.:

в) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самоусовершенствования личности.

Познавательные и социальные мотивы могут иметь как коллективистическую, так и узкоиндивидуалистическую, даже эгоистическую направленность.

Так, познавательный мотив обеспечивает коллективистическую направленность школьника в том случае, если ученик стремится к достижению положительных результатов всем коллективом, "болеет душой" за успеваемость класса, а не только за свои успехи. И напротив. Представим себе крайний случай, что у ученика хорошо развиты познавательные мотивы, даже зрелые его формы (мотивы самообразования), и он постоянно работает над собой. Но эти мотивы могут иметь, в конечном счете, индивидуалистическую направленность, если они замкнуты на решение узких задач личного благополучия и преуспевания, достижения индивидуального успеха в будущей профессиональной деятельности без должной отдачи обществу.

Социальные мотивы, особенно широкие социальные мотивы долга, обеспечивают прочную основу коллективизма, ответственности за общее дело. Но можно представить себе и другой случай. У школьника сформированы социальные мотивы, но только в одном их выражении - в желании добиваться приоритета среди товарищей, стремиться к престижной профессиональной работе, связанной с материальным благополучием. Такие социальные мотивы также приводят к эгоистической направленности и ущербному развитию личности в целом.

Таким образом, не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а именно их качество определяет сущность личности школьника и ее направленность.

Обратимся к более подробному рассмотрению того, насколько различными по качеству могут быть и познавательные и социальные мотивы учения. Можно выделить две группы психологических характеристик этих мотивов.

Первая группа мотивационных характеристик - их называют содержательными - прямо связана с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности.

Вторая группа характеристик - их условно называют - динамическими - характеризует не столько содержание, сколько форму, динамику выражения этих мотивов: эти особенности мотивов ближе стоят к психофизиологическим особенностям ребенка, особенностям его нервной системы. Каждый из названных выше познавательных и социальных мотивов имеет и содержательные и динамические характеристики.

Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:

) наличие ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА учения для ученика.

) наличие ДЕЙСТВЕННОСТИ мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка.

) место мотива в ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ мотивации.

) САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ возникновения и проявления мотива.

) уровень ОСОЗНАНИЯ мотива.

) степень РАСПРОСТРАНЕНИЯ мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных занятий.

Если есть различия в содержании мотивов, существуют и особенности их форм. Они образуют динамические характеристики мотивов:

1. устойчивость;

2. ситуативность;

.   связь с определенным кругом знаний;

.   модальность;

.   выраженность мотива, быстрота его возникновения.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...