Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути формирования мотивации к связной письменной речи у учащихся с трудностями в обучении




 

Цель формирующего эксперимента состояла в определении оптимальных психолого-педагогических условий работы над связной письменной речью с младшими школьниками с трудностями в обучении.

Эта цель предполагала решение следующих задач:

1. Описать и реализовать на практике систему обучения связным письменным высказываниям учащихся с ЗПР.

2. Определить психолого-педагогические условия организации работы над связными письменными высказываниями учащихся с ЗПР, стимулирующих их мотивационно-побудительный уровень письменной речи.

Экспериментальное обучение включало 2 этапа:

) подготовительный;

) творческий (обучение сочинениям).

Задачей подготовительного цикла являлось системное изучение элементарных речеведческих понятий (текст и его признаки) и формирование умений, необходимых для создания текстов в процессе учебной деятельности и деятельности общения у школьников. Речеведческая информация давалась преимущественно в виде таблиц или схем обобщающего характера. Сведения представлены в учебнике Т.Г. Рамзаевой и использовались нами в экспериментальной работе.

На втором этапе - "творческом"- происходило обучение написанию сочинения или его фрагментов на заданную тему.

В работе по развитию связной письменной речи "текст" являлся центральным понятием. Вокруг него и на его основе формировались элементарные речевые знания и умения. Прежде всего, мы актуализировали имеющиеся знания о тексте: напоминали, что в предложении выражается только одна мысль, а в тексте мысль получает развитие, т.е. каждое следующее предложение добавляет что-то новое к предыдущему. Учитывая познавательные особенности детей, для объяснения композиционной структуры текста нами использовалась опорная схема "Текст":

 

Текст

Вводная часть Основная часть Заключение

 

Для работы над признаками текста в объяснение вводились опорные карточки: "Текст - это группа предложений, объединенных одной темой", "Заголовок - отражение главной мысли текста" и др. также использовался материал учебника.

Закрепить умение дифференцировать текст и другие высказывания позволяли задания следующего типа:

Среди трех записей найдите текст. Объясните, как вы это определили?

Сопоставляя предложение, набор самостоятельных предложений и текст, учащиеся должны сделать вывод о том, что текст - это группа предложений, в которых говорится об одном и том же, где есть общая мысль.

У школьников с ЗПР наиболее несформированным является представление о зачинном предложении связного высказывания. Незнание отличительных черт вводного предложения значительно затрудняет самостоятельное написание сочинений.

С целью формирования умения отличать зачинное предложение от других предложений текста, учащимся можно предложить задания на выявление отличительных особенностей зачинного предложения от предложений основной и заключительной частей высказывания.

Два ученика писали сочинения. Один из школьников начал с предложения: "В воскресенье я с папой ходил в зоопарк". Другой мальчик написал следующее предложение: "Ей очень много лет". Из какого предложения понятно, о чем пойдет речь в этом тексте?

Предложения анализировалисьна предмет прогнозирования будущего высказывания. Педагогу необходимо подвести учащихся к выводу о том, что в первом предложении текста не должно быть слов, которые не называют предмет, а лишь его обозначают (ей, она, ему и т.д.). Например, в рассматриваемом выше задании, в одном случае сочинение будет посвящено обитателям зоопарка, в другом - предмет речи сложно определим, словом "ей" могут быть обозначены различные предметы - береза, книга, женщина, избушка и др.

Для закрепления умения находить в тексте зачинное предложение использовались задания на составление высказываний из 2-3 заданных предложений.

Измени порядок предложений так, чтобы получился текст.

Собрал в суму гостинцы и двинулся в путь. - Решил он навестить своего брата в соседнем селе. - Жил-был в одной деревне мужик Иван.

В заключение этого этапа предлагались задания творческого характера.

Из заданных слов составьте предложения. Определите, какое из них является зачинным и придумайте продолжение из 1-2 предложений.

а) сыпал, Никита, хлебные, воробьям, крошки;

б) голос, в, вдруг, он, шуме, услышал.

Учащиеся, таким образом, приходили к выводу, что первое предложение текста содержит только полнозначные слова и от его содержания зависит содержание текста в целом.

Следующий шаг - ознакомление учащихся на практической основе с такими понятиями как "известное" и "новое" в предложениях текста. Эта работа осуществлялась на основе анализа полной модели связного высказывания. Модель связного высказывания состоит из двух-трех предложений, соединенных цепной связью.

Прочитайте предложения: В нашем классе появился новый мальчик. Его зовут Андрей. Он собирает интересную коллекцию открыток.

Учитель задает детям следующие вопросы: "О ком говорится в первом, втором, третьем предложениях? (о мальчике, об Андрее, о нем). Что нового сообщается о мальчике во втором предложении? (что его зовут Андрей). Что нового сообщается в третьем предложении? (что он собирает коллекцию марок).

Важно, чтобы учащиеся в ходе обсуждения четко представили "смысловую структуру" предложений текста.

1. Зачинное предложение содержит только новую информацию (для большей наглядности "новое" выделяется красным цветом, в нашей работе "новое" выделено жирным шрифтом).

2. Предложения, следующие за зачинным, включают "известное" (из предыдущего предложения) и "новое", ранее читателю неизвестное о том или ином предмете речи (графически "известное" подчеркивается синим, "новое" - красным).

1. "Известное" - это то, о чем (о ком) повествуется в тексте, новое - то, что совершает предмет речи или что с ним происходит.

Учитывая особенности познавательной деятельности учащихся, мы использовали графическую запись полной модели, где синим и красным цветом обозначены, соответственно, известная и новая информационные части текста.

В нашем классе появился новый мальчик. Его зовут Андрей. Он собирает интересную коллекцию открыток.

С целью наглядной демонстрации функциональной значимости "нового" в тексте, в одном из заданий педагог удалял из предварительно проанализированного высказывания все "новые" части (кроме зачинного предложения).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...