Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности мотивационной готовности учащихся с трудностями в обучении к овладению письменной связной речью




 

Психолого-педагогические исследования и практика коррекционного обучения детей с задержкой психического развития убедительно показали, что снижение уровня сформированности познавательной деятельности учащихся данной категории отражается на снижении интереса к учению (Н.Ю. Борякова, В.И. Лубовский, В.И. Насонова, Н.А. Никашина, Г.Н. Рахмакова, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко, Л.В. Яссман и др.).

Наиболее действенными средствами активизации учебной деятельности учащихся и связи обучения с развитием личности ребенка являются творческие письменные работы, а именно сочинения и изложения. Психологическая структура деятельности письменной речи различна при создании разных форм письменной продукции и зависит от степени овладения данным навыком, а также предполагает наличие у человека языковой способности.

Опираясь на работы отечественных исследователей письменно - речевую деятельность можно представить в виде последовательности операциональных компонентов: речевая интенция, подготовка высказывания; структурирование высказывания; перевод внутренней речи во внешнюю (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.В. Рябова).

При всем разнообразии психолингвистических моделей порождения речевого высказывания осознанию мотивов, потребностей высказывания авторами придается первостепенное значение. По мнению М.Р. Львова, создание мотивации является основным фактором успешного овладения письменной речью.

В соответствии с поставленной целью исследования на этапе констатирующего эксперимента решалась такая задача как определение уровня мотивационной готовности к овладению связной письменной речью у младших школьников с задержкой психического развития.

Для решения поставленных задач нами было проведено исследование на базе третьих-четвертых специальных (коррекционных) классов VII вида при общеобразовательной школе № 45 г. Волгограда.

Была использована модифицированная методика оценки потенциальной готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи, разработанная Е.Н. Российской. Модификация была проведена по линии упрощения содержания анкеты и балльной шкалы уровневой оценки мотивации письменно - речевой деятельности (Е.А.Лапп). Изучение уровня мотивационной готовности к овладению связной письменной речью у младших школьников с задержкой психического развития проводилось посредством анкетирования в условиях фронтального эксперимента.

Предварительно испытуемым обеих групп объяснялись правила работы с анкетным бланком. Экспериментатор объяснял, что на вопросы анкеты необходимо ответить "Да", "Нет" или "Не знаю". В ходе анкетирования дети прочитывали последовательно вопросы анкеты и подчеркивали правильные, по их мнению, ответы. При необходимости оказывалась помощь со стороны взрослого. Время работы ограничено не было.

Для выявления уровня мотивационной готовности к овладению связной письменной речью детям предлагалось ответить на следующие вопросы анкеты:

1) Любишь ли ты писать сочинения? (Да. Нет. Не знаю).

2) Какие виды письменных работ тебе больше нравится выполнять? (Сочинения. Изложения. Не знаю).

)   Нравится ли тебе выполнять письменные задания? (Да. Нет. Не очень).

)   Выбрал бы ты сам письменный способ выполнения домашнего задания? (Да. Нет. Не знаю).

)   Ты обрадуешься, если письменных заданий не будет вообще? (Да. Нет. Не знаю).

)   Ты часто пишешь письма, записки? (Да. Нет. Не очень).

)   Тебе нравится, когда отменяют уроки, на которых нужно много писать? (Да. Нет. Не очень).

)   Ты хочешь, чтобы твои сочинения зачитывали вслух? (Да. Нет. Не очень).

)   Тебе нравятся твои письменные принадлежности (ручка, тетради)? (Да. Нет. Не очень.).

При обработке результатов давалось 2 балла за ответ "Да" на вопросы № 1, 3, 4, 6, 8, 9; за ответ "Нет" на вопросы № 5, 7 и ответ "Сочинение" на вопрос № 2. В 0 баллов оценивались ответы "Да" на вопросы № 5,7 и ответы "Нет" на вопросы № 1, 3, 4, 6, 8, 9. Такой же балл присваивался ответу "Не знаю" при ответе на вопрос № 2. Остальные ответы оценивались в 1 балл. Максимальная оценка 20 баллов. Чем выше балл, тем выше уровень мотивационной готовности к овладению связной письменной речью.

-20 баллов - высокий уровень мотивационной готовности к овладению связной письменной речью;

-14 баллов - средний уровень мотивационной готовности к овладению связной письменной речью;

баллов и ниже - низкий уровень мотивационной готовности к овладению связной письменной речью.

Количественный анализ проведенного нами исследования уровня мотивационной готовности к овладению связной письменной речью младших школьников представлен в Таблице 2.1.

Анализ результатов исследования среди третьеклассников показал, что 7 % школьников с задержкой психического развития и 24 % учеников традиционных классов имеют высокий уровень мотивационной готовности к овладению связной письменной речью. Среди школьников четвертых классов эти показатели соответственно 12,5 % и 28 %.

 

Таблица 2.1 Уровень мотивационной готовности школьников к овладению связной письменной речью (в %)

Класс Учащиеся

Уровень мотивационно-побудительной готовности

    Высокий Средний Низкий
III Дети с ЗПР 7 74 19
III Нормально развивающиеся дети 24 68 8
IV Дети с ЗПР 12,5 75 12,5
IV Нормально развивающиеся дети 28 69 3

 

Основной контингент испытуемых имеет средний уровень мотивационной готовности к овладению связной письменной речью: среди третьеклассников с задержкой психического развития выявлено 74 % детей, среди учащихся 4 классов VII вида - 75 %. Несколько ниже показатели среднего уровня мотивационной готовности к овладению связной письменной речью среди учеников традиционных классов: 68 % и 69 % соответственно.

Среди этой многочисленной группы нами были выделены учащиеся с практически сформированной адекватной мотивацией письменной речи как деятельности: 20,6 % третьеклассников с задержкой психического развития и 44 % их нормально развивающихся сверстников; 25 % учащихся четвертых специальных (коррекционных) классов VII вида и 30,8 % учеников четвертых общеобразовательных классов позитивно относятся к выполнению творческих письменных работ.

Стойкое негативное отношение к творческим письменным работам имеет 19 % учеников с задержкой психического развития, обучающихся в 3 классах, 8 % их нормально развивающихся сверстников; 12,5 % учеников 4 специальных (коррекционных) классов VII вида и 3 % четвероклассников, обучающихся в общеобразовательных классах.

У 22,4 % школьников с задержкой психического развития и 4 % нормально развивающихся третьеклассников со средним уровнем мотивационной готовности к овладению связной письменной речью сформировано положительное отношение к письменной речи, но она привлекает их больше внеучебными сторонами. Этим детям нравится внешняя атрибутика письма (тетради, ручки, учебники, рабочие тетради). В эту же группу входят 25 % четвероклассников с задержкой психического развития и 5 % их сверстников общеобразовательных классов.

Качественный анализ анкетирования показал, что 41 % учеников третьих специальных (коррекционных) классов VII вида и 72 % их нормально развивающихся сверстников отдают предпочтение сочинению, как одному из видов творческих работ, а 22,4 % и 20 % (соответственно) - изложению. 62,5 % четвероклассников с задержкой психического развития отдают предпочтение сочинению, а 37,5 % - изложению. Возможно, это связано с тем, что именно сочинение позволяет ребенку писать на понятную и близкую ему тему, а значит, открывает большие возможности для создания условий адекватной мотивации письменной речи. Не смогли выразить свое отношение к письменным творческим работам, а также указали на нежелание выполнять письменные задания 31,2 % учеников третьих специальных (коррекционных) классов VII вида. Не отдают предпочтение какому-либо виду работ 5 % третьеклассников с задержкой психического развития, хотя и любят выполнять письменные работы.

Среди учеников четвертых специальных (коррекционных) классов VII вида выявлено 4,2 % детей, которые не любят выполнять письменные работы. Среди учащихся третьих массовых классов выявлено 12 % таких учеников, среди четвероклассников - 7,6 %.

Всегда с удовольствием выполняют письменные задания и отдают им предпочтение перед устными 58,6 % учащихся третьих классов и 30,7 % учеников четвертых специальных (коррекционных) классов VII вида, 88 % нормально развивающихся третьеклассников и 30,7 % учащихся четвертых традиционных классов. При этом интересным является тот факт, что если было бы возможным отменить все письменные задания, то 60 % школьников с задержкой психического развития, обучающихся в третьих - четвертых классах, согласились бы с этим условием. На наш взгляд, это связано с трудностями реализации графо-моторной программы, испытываемыми этими учениками. Среди испытуемых, обучающихся в общеобразовательных классах, этот показатель составляет 12 % и 38 %.

В ходе исследования нами выявлены ученики, которые хотели бы, чтобы результаты их письменных работ были представлены родителям. В эту группу вошли 40 % учеников третьих специальных (коррекционных) классов VII вида и 48 % их сверстников из массовых классов. Среди учеников четвертых классов показатели соответственно - 50 % и 15 %. 32 % испытуемых (из них 28 % учащихся с высоким мотивационно-побудительным уровнем) и 0,12 % учеников третьим классов не хотят, чтобы их сочинения зачитывали родителям или одноклассникам. Среди учеников четвертых специальных (коррекционных) классов VII вида таких детей 50 %, в общеобразовательных классах выявлено 85 %. Считаем, что это связано с высокой степенью критичности к письменным работам у этой группы школьников.

Проведенное исследование позволило нам установить уровни мотивационной готовности к овладению связной письменной речью младших школьников с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников. При этом необходимо отметить, что количественная оценка результатов исследования в группе школьников с задержкой психического развития ниже показателей учеников общеобразовательных классов и различия количественных показателей наиболее четко прослеживаются по "высокому" и "низкому" уровням. Разноуровневые показатели среди испытуемых - учеников специальных (коррекционных) классов VII вида - позволяют предположить большие потенциальные возможности формирования адекватной мотивации письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...