Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика и организация экспериментального исследования




 

Экспериментальное исследование проводилось на базе санаторного ясли-сада № 434 НАНРБ в старшей специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (четвертый год обучения) и в общеобразовательной группе № 4. Возраст детей примерно одинаков - от 5 до 6 лет. Исследование проводилось в середине апреля- начало мая 2013 года. Эксперимент проводился в течение четырёх недель. В первые две недели обследовались дети группы с тяжелыми нарушениями речи, оставшиеся две недели - контрольная группа. Обследование отдельных частей моторных функций проходило в первую половину дня в кабинете логопеда индивидуально.

Основная цель нашего исследования - экспериментально выявить и сравнительным путем проверить наличие особенностей развития отдельных частей моторных функций у детей старшей группы с общим недоразвитием речи третьего уровня и детей без речевых нарушений.

При обследовании детей учитывалось то, что часто дети с речевым недоразвитием с трудом вступают в контакт с посторонними людьми. И в нашем исследовании первоначально создавались эмоционально-положительные взаимоотношения с детьми.

Всего было обследовано 20 детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная старшая группа № 3 для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группе 5 девочек и 5 мальчиков.


 

Таблица 1- Старшая специальная группа детей № 3

Имя ребенка Дата рождения Уточненное логопедическое заключение Тип семьи Группа здоровья
Маша Б. 22.10.2007 Общее недоразвитие речи (невыясненный патогенез), стертая дизартрия Полная 2 группа
Иван В. 12.05.2007 Общее недоразвитие речи (невыясненный патогенез), стертая дизартрия Полная 2 группа
Даша Г. 14.08.2007 Общее недоразвитие речи (невыясненный патогенез), стертая дизартрия Полная 3 группа
Рома А. 14.08.2007 Общее недоразвитие речи (невыясненный патогенез) Полная 3 группа
Артем И. 06.05.2007 Общее недоразвитие речи (невыясненный патогенез), стертая дизартрия Полная 3 группа
Анна К. 03.07.2007 Общее недоразвитие речи (невыясненный патогенез), стертая дизартрия Полная 3 группа
Кирилл К. 03.06.2007 Общее недоразвитие речи (невыясненный патогенез), стертая дизартрия Полная 3 группа
Иван Л. 31.03.2007 Общее недоразвитие речи (невыясненный патогенез) Полная 3 группа
Вика Н. 18.12.2007 Общее недоразвитие речи (невыясненный патогенез) Неполная 2 группа
Карина Н. 21.10.2007 Общее недоразвитие речи (невыясненный патогенез) Полная 3 группа

 

Контрольная группа детей старшей группы № 4. В группе 25 детей. Было выбрано 10 детей для проведения эксперимента. Из них 5 девочек и 5 мальчиков.

 

Таблица 2 - Контрольная группа № 4

Имя ребенка Дата рождения Тип семьи Группа здоровья
Полина Х. 23.09.2007 Полная 2 группа
Арина Л. 04.10.2007 Полная 2 группа
Владислава Л. 11.10.2007 Неполная 2 группа
Матвей Н. 26.10.2007 Полная 3 группа
Кристина А. 23.12.2007 Полная 2 группа
Антон К. 23.01.2007 Неполная 2 группа
Данила Щ. 07.07.2007 Полная 2 группа
Арсений К. 25.08.2007 Неполная 2 группа
Мария Р. 19.04.2007 Полная 2 группа
Николай П. 06.05.2007 Полная 2 группа

 

Для проведения исследования отдельных частей двигательных функций у детей была применена методика Е.Ф Архиповой, адаптированная нами для проведения исследования.[1,с.43-50] Оценка в баллах позволяет составить представление о конкретном уровне развития отдельных частей моторной функции у детей и провести сравнительный анализ. Для проведения анализа считается средний балл, полученный группой за пройденный тест.

Организация констатирующего эксперимента:

Задание № 1. Диагностическая цель: обследование общей произвольной моторики

Инструкции:

а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».

в) «Подбрасывай и лови мяч».

г) «Походи на одном месте».

Критерии оценки:

балла - все задания выполняются правильно;

балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

балла - задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;

балл - плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;

баллов - задание не выполняется.

Полученные результаты отражены в таблице № 3 (см. Приложение А)

Результаты данного обследования показывают, что дети хорошо и успешно справляются с заданиями. Однако дети экспериментальной группы задания выполняли с задержкой, отмечалась неловкость в движениях, дети самостоятельно не удерживали равновесие. Результаты группы № 3 ниже, чем у контрольной группы детей. Отсюда можно сделать вывод о необходимости дальнейшей педагогической работы по коррекции и развитию крупной моторики.

Задание № 2. Диагностическая цель: исследование зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда)

) Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».

Критерии оценки:

балла - все задания выполняются правильно;

балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

балла - правильно выполняются задания, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

балл - эхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки замечает самостоятельно;

баллов - стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает

Полученные результаты отражены в таблице № 4 (см. приложение А)

Задание оказалось очень трудным для детей экспериментальной группы, результаты пробы невысоки, но дети самостоятельно замечали собственные ошибки, исправляли неточности. Результаты контрольной группы выше, но задания вызывали минутные паузы, в течение которых дети обдумывали собственное решение и будущее действие.

Задание № 3. Диагностическая цель: исследования развития кинестетической основы движений руки:

Инструкция:

. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».

. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».

. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».

. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».

Критерии оценки:

балла - все задания выполняются правильно;

балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

балла - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

балл - задания выполняются с помощью взрослого;

баллов - задания не выполняются.

Полученные результаты отражены в таблице № 5 (см. приложение А)

Задание оказалось очень трудным для детей экспериментальной группы, результаты пробы невысоки, но дети самостоятельно замечали собственные ошибки, исправляли неточности. Результаты контрольной группы выше, но задания вызывали минутные паузы, в течение которых дети обдумывали собственное решение и будущее действие.

Задание № 4. Диагностическая цель: исследование кинестетической организации движений:

Инструкция: «Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»).

Критерии оценки:

балла - все задания выполняются правильно;

балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

балла - задания, выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

балл - выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии);

баллов - задания не выполняются.

Полученные результаты отражены в таблице № 6 (см. приложение А)

Задание не вызывало трудностей у детей контрольной группы, но детям экспериментальной группы требовалось некоторое время для принятия нужной позы. Полученные данные обращают внимание на необходимость развития мелкой моторики рук детей в ходе всего педагогического процесса.

Задание № 5. Диагностическая цель: выявление синкинезий:

Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), даем инструкцию: «Подними только этот палец!» На изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двусторонние (на обеих руках).

Критерии оценки:

балла - задания выполняются без синкинезий;

балла - односторонние синкинезии в части заданий;

балла - односторонние синкинезии при выполнении каждого задания;

балл -перекрестные синкинезии;

баллов -двусторонние синкинезии.

Полученные результаты отражены в таблице № 7 (см. приложение А)

Синкинезии проявлялись в большей мере у детей экспериментальной группы, так как у детей в логопедическом заключении отмечается осложнение общего недоразвития речи стертой дизартрией. Дети контрольной группы справились лучше и получили более высокий результат, но у них отмечались односторонние синкинезии при выполнении задания.

Задание № 6. Диагностическая цель: исследование кинетической основы движений руки:

Инструкция: «Делай, как я» («Кулак - ребро - ладонь»).

Далее выполняется последовательный ряд движений; меняются лишь позы, сама рука не меняет местоположения. Задание выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей - наоборот.

Критерии оценки:

балла - задание выполняется правильно без помощи взрослого;

балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

балла - выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;

балл - выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами);

баллов - невозможность поочередного выполнения движений.

Полученные данные отражены в таблице № 8 (см. приложение А)

Задание вызвало затруднение в обеих группах детей, детям требовалась наглядная демонстрация и выполнение задания вместе с ними. Лучше всего задание выполнялось, проговаривая вслух каждый этап. Это относиться и к контрольной и экспериментальной группе детей.

Задание № 7. Диагностическая цель: исследование зрительно-моторной координации движений (графическая проба):

) Исследование точности движений.

Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой до последней.

Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки»

Критерии оценки:

балла - при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;

балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;

балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;

балл - не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;

баллов - невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.

Полученные данные отражены в таблице № 9 (см. приложение А)

Задание вызвало определенные трудности у детей. Не смотря на то, что задание является для них знакомым и часто используется педагогами в специально-организованной деятельности детей, дети допускали неточности, линии были слабыми. Дети контрольной и экспериментальной группы получили практически равный результат.

Задание № 8.Монометрический тест «Вырезывание круга»:

Материал: квадратный листок бумаги, на котором начерчено 7 кругов (диаметр рельефно очерченного круга равен 5 см; другие круги, очерченные менее рельефно, отличаются от него величиной радиуса на 1, 2, 3 мм), не тугие ножницы, секундомер.

Инструкция: «Вырежи круг по широкой линии».

Работа ведется ведущей рукой. Продолжительность - 1 минута. Разрешается вторая попытка (после первой неудачи).

Критерии оценки:

балла - правильное выполнение задания;

балла - задание выполнено правильно, однако круг вырезан не полностью (но не менее 8/9 периметра);

балла - при выполнении задания отклонений от утолщения не более 2 раз (если ребенок в процессе работы перерезал одну из тонких линий) или 1 раза (если он перерезал две тонкие линии);

балл - при выполнении задания ребенок не уложился в отведенное время;

баллов - задание считается невыполненным при наличии многочисленных ошибок.

Полученные результаты отражены в таблице № 10 (см. приложение А)

Контрольная группа показала гораздо лучший результат выполнения задания, дети быстрее и точнее выполняли задание. Дети экспериментальной группы часто просто не укладывались в отведенное для выполнения задания время, но следует отметить, что выполняли задание они качественней, чем дети контрольной группы.

Задание № 9. Диагностическая цель: исследование скорости движений (начертание вертикальных линий):

Материал: лист белой линованной бумаги, карандаш.

Инструкция: «По сигналу начинай чертить вертикальные линии так, чтобы они не выходили за границы линейки».

По сигналу ребенок начинает чертить карандашом. По истечении десяти секунд дается сигнал об окончании работы. После перерыва в тридцать секунд это же задание проделывается другой рукой

Критерии оценки:

балла - выполнение задания в быстром темпе для обеих рук, начертание более 20 линий правой рукой и более 12 левой (для левшей наоборот);

балла - выполнение задания в быстром темпе для одной руки (с указанием для какой руки выполнено задание), начертание более 20 линий;

балла - выполнение задания в замедленном темпе, начертание более 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемена скорости движений;

балл - выполнение в замедленном темпе, начертание за 20 секунд менее 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемены скорости движения;

баллов - начертание менее 10 линий ведущей рукой, многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, значительные перемены скорости движения.

Полученные результаты отражены в таблице № 11 (см. приложение А)

Полученные результаты показали, что дети контрольной группы лучше справились с заданием, результат их деятельности выше, чем у детей экспериментальной группы. Таким образом, мы можем наглядно убедиться в некотором недоразвитии отдельных частей общей и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Дети задание выполняли медленно, заходили за линии, постоянно требовалась стимуляция для продолжения действия.

Исследование состояния артикуляционной и мимической моторики:

При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям:

состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);

возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);

качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).

В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входят:

обследование кинетического орального праксиса;

обследование динамической координации артикуляционных движений;

обследование мимической мускулатуры;

обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.

. Диагностическая цель: исследование кинетического орального праксиса:

Процедура обследования:

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно выполнить то или иное упражнение. Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5-7 секунд.

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам - «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

язык «лопатой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

«вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7 секунд).

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

«мост» - рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

«окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).

Оценивается:

точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);

симметричность;

наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

балла - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

балла - замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;

балла - время фиксации позы ограничено 1-3 секундами;

балл - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;

баллов - невыполнение движения.

Полученные данные отражены в таблице № 12 (см. приложение А)

Это задание отметило работу учителя-логопеда в течение всего года у детей экспериментальной группы, дети показали лучший результат, чем дети контрольной группы. Задания были детям знакомы, выполняли быстро, за немногими исключениями. Дети контрольной группы с подобными заданиями знакомы не были, выполняли упражнения медленно и с затруднениями.

Задание № 11. Диагностическая цель: исследование динамической координации артикуляционных движений

Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз.

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

«качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4-5 раз).

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

«маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4-5 раз).

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз.

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.

Оценивается:

последовательность выполнения движений;

возможность переключения с одного движения на другое;

инертность движения, персеверации;

темп движений;

амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный);

точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

балла - сравнительно точное выполнение движений, все движения координированы;

балла - замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое;

балла - количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;

балл - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы;

баллов - невыполнение движений.

Полученные данные отражены в таблице № 13 (см. приложение А)

Задание показала, что у детей имеются затруднения в переключаемости с одного движения на другое, движения ограничены в объеме. Дети контрольной группы показали немного лучший результат, чем дети экспериментальной группы.

Обследование тонуса артикуляционной мускулатуры и наличия патологической симптоматики начинают с обследования мимической мускулатуры.

Задание № 12. Диагностическая цель: исследование мимической мускулатуры

Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

нахмурить брови

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

поднять брови

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

наморщить лоб

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

поочередно надуть щеки

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

втянуть щеки

Критерии оценки:

балла - точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;

балла - неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;

балла - единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;

балл - затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;

баллов - грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.

Полученные результаты отражены в таблице № 14 (см. приложение А)

Дети контрольной группы показали хороший результат выполнения задания, дети экспериментальной группы справились немного хуже, но результат выполнения задания был удовлетворительный. Можно сделать вывод, что мимическая мускулатура у детей обеих групп развита близка к возрастной норме.

Задание № 13. Диагностическая цель: исследование мышечного тонуса и подвижности губ:

Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

«трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5-7 секунд).

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

чередование «забор» - «трубочка» (до 5 раз).

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз.

Критерии оценки:

балла - точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные;

балла - неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония);

балла - верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность;

балл - затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные;

баллов - невыполнение заданий, грубо выраженная патология.

Полученные результаты отражены в таблице № 15 (см. приложение А)

Дети экспериментальной группы испытывали легкие затруднения при чередовании требуемых упражнений, но самостоятельно исправляли неточности, так как эти упражнения были знакомы детям. Дети контрольной группы также испытывали небольшие затруднения в удержании нужной позиции языка и выполнении требуемых упражнений. Дети контрольной группы показали лучший результат выполнения задания.

Задание № 14. Диагностическая цель: исследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики

Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно повторить движения перед зеркалом.

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

«лопата» - язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

«мост» - из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык - широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.

. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй движения»:

«маятник» - попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

Критерии оценки:

балла - точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;

балла - неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);

балла - затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка;

балл - грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);

баллов - не выполняет задание.

Полученные результаты отражены в таблице № 16 (см. приложение А)

Дети контрольной и экспериментальной группы показали практически одинаковый результат, следует сделать вывод о необходимости включения в специально-организованную педагогическую деятельность обязательных упражнений для укрепления мышц языка.

моторный речевой дошкольный нарушение

Результаты экспериментального изучения отдельных сторон моторного развития у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи третьего уровня речевого развития)

 

Анализируя данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, автор сделал вывод об уровне развития отдельных сторон моторных функций, сложившийся у детей на данный момент.

Результаты отражены в диаграмме:

 

Рисунок 1 - Сравнительные данные успешности выполнения заданий контрольной и экспериментальной группы (по средним баллам)


 

Диаграмма наглядно показывает, что уровень отдельных частей моторной функции у детей группы с тяжелыми нарушениями речи сравнительно ниже, чем у детей массовой группы детского учреждения. Для определения состояния развития моторных функций на момент проведения эксперимента были построены профили структуры нарушений моторных функций у детей (см. приложение Б). Особые затруднения вызвали пробы, направленные на определение состояния мелкой моторики рук, графические пробы, пробы, направленные на исследования состояния мышечного тонуса языка. Не вызвали затруднения задания, направленные на исследование состояния мимической мускулатуры лица. Дети контрольной группы показали лучший результат, но, можно сделать вывод о необходимости проведения коррекционно-развивающих упражнений и в массовой группе детского сада, включение упражнений во все виды деятельности детей в ходе режимных процессов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...