Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференцированный подход в применении упражнений и игровых приемов коррекции нарушений моторных функций в системе логопедических занятий




 

Дифференцированный подход к коррекции моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи обусловлен наличием разнообразных нарушений моторной сферы детей при различных речевых нарушениях. Именно поэтому целесообразно разделение разных комплексов упражнений, игровых приемов, оздоровительных техник для коррекции определенных частей моторных функций. В логопедии выделяют: общую моторику, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику и обращается особое внимание на развитие мимической мускулатуры. Нами были изучены методические материалы и рекомендации, и, на их основе, составлены комплексы упражнений и игр, которые могут применяться учителями-логопедами на разных этапах логопедической работы

Общая моторика:

Цель работы: совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.

Несформированность крупной моторики (движения руками, ногами, туловищем и т.д.) проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести), в выраженных затруднениях при выполнении упражнений по показу или словесной инструкции.

Устранение недостатков в моторном развитии детей осуществляется в основном средствами коррекционно-физического воспитания через организацию оптимального двигательного режима.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Дети, имеющие речевую патологию, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети с нарушениями речи излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные группы мышц.

Для коррекции и развития общей моторики:

·   Примерный перечень «уголка физкультуры» в группе (см.приложение В)

·   Комплекс физических упражнений, направленный на коррекцию и развитие общей моторики (см. приложение В)

·   Упражнения с мячом (см. приложение В)

Традиционно в логопедической практике обращают особое внимание на развитие мелкой моторики рук детей. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей.Нами были подобраны игры и пособия, способствующие коррекции и развитию мелкой моторики рук, которые учителя-логопеды и воспитатели групп для детей с тяжелыми нарушениями речи могут применять в качестве отдельных элементов в системе коррекционно-развивающей работы с детьми.

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Многие игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

В начале обучения проводятся игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения: перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами. Хорошо научить детей работать в определенном темпе, под счет, но темп и инструкцию ребенок должен задавать себе сам.

Для коррекции и развития мелкой моторики:

·   Пальчиковые игры с литературным материалом (см. приложение Г)

·   Игровые приемы, направленные на коррекцию и развитие мелкой моторики рук (см. приложение Г)

Работа по развитию артикуляционной и лицевой моторики включает в себя:

·   артикуляционную гимнастику (см.приложение Д)

·   нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики (см. приложение Д)

·   артикуляционная гимнастика в сказках (см. приложение Д)

·   элементы массажа артикуляционной мускулатуры (см.приложение Д)

Цель работы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Таким образом, подобранные комплексы упражнений, игровых приемов, наглядных пособий должны содействовать развитию всех частей моторных функций детей и способствовать коррекционно-развивающей работе педагогов. Упражнения, игры, гимнастика и массаж могут быть включены во все режимные моменты детей в детском учреждении, использоваться в качестве специально-организованной деятельности или быть включены в занятия педагогов.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Коррекция и развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, работающими с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Как уже было оговорено нами ранее между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой многих мозговых структур. Моторная сфера человека состоит из двух крупных блоков: двигательных умений и двигательных качеств (способностей). В логопедии принято разделять общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику, моторику мимической мускулатуры лица. Развитие речи тесно связано с состоянием наших моторных функций. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в моторном развитии. У дошкольников недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, отмечается общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса, снижены двигательная память и внимание. У данной категории детей нарушена статическая и динамическая координация движений, их переключаемость, темп, ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы.

Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим, вследствие речевых нарушений, нарушение моторных функций. Развитие моторики, особенно мелкой моторики рук, напрямую связана с речевым развитием ребенка. Ограниченность сроков пребывания в логопедической группе, отсутствие или недостаточность мотивации у детей с общим недоразвитием речи к обучению отрицательно влияют на результаты процесса обучения данной категории детей и требуют поиска новых путей повышения эффективности коррекционно-логопедической работы.

Изучая проблему развития моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи мы обращались к работам таких авторов как: Н.А. Берштейн, А.А. Лурия, А.Р. Леонтьева, Л.В. Лопатиной, Е.Ф.Архиповой, Н.Ю. Костылевой и т.д. Подходя к вопросу организации средовых ресурсов, способствующих коррекции и развитии моторных функций мы обращались к работам С.Е.Гайдукевич, Т.А Пятницы. Нами были изучены методические разработки коррекции отдельных частей моторных функций Т.А. Воробьевой, О.И. Крупенчук, О.Н. Громовой, Е.Н. Краузе, М.В. Поваляевой, Н.Ю. Костылевой, С.В. Коноваленко и В.В. Коноваленко.

С целью выявления особенностей сформированности отдельных частей моторных функций у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня было проведено обследование особенностей развития отдельных частей моторных функций у детей старшей группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В эксперименте приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи 3 уровня в возрасте 5-6 лет. Для получения сравнительных данных обследовались дети общеобразовательной группы. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет.

При построении методики исследования особенностей развития отдельных частей моторных функций у детей 5-6 лет использовали методику, разработанную Е.Ф. Архиповой и адаптированную нами для проведения исследования.

На основе проведенного анализа результатов исследования были сделаны выводы о низком уровне развития мелкой моторики рук, оптико-пространственных представлений, невысоком уровне развития артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня и выявлены их основные особенности.

На основе полученных данных нами были предложены комплексы упражнений и игровых приемов, направленных на развитие моторных функций детей с тяжелыми нарушениями речи, обоснованы основные принципы педагогической деятельности и обозначены средовые ресурсы, способствующие коррекции и развитию моторных функций детей с тяжелыми нарушениями речи.

В будущем, автор предполагает продолжить изучение особенностей развития моторных функций у детей с нарушениями речи, применять методики коррекции и развития отдельных частей моторных функций в педагогической практике. Автор работы уверен, что без полноценно сформированных моторных функций невозможна полная коррекция речевых нарушений. Цель педагогической деятельности - воспитание личности ребенка, осознающего себя в обществе и живущем в гармонии с ним. Развитие полноценной личности невозможно, имея за плечами груз нарушений и проблем. Коррекция и развитие моторных функций в детстве является необходимым условием для развития полноценной личности ребенка и последующей социализации в обществе.


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей/Е.Ф Архипова. -М.:АСТ: Астрель, 2007.-331 с.

.   Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии/Е.Ф Архипова.-М.: Аст, 2009.-123[2]с.:ил.

.   Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности./Н.А Берштейн. - М.: Медгиз, 1966. - 234 с. (электронный вариант книги)

.   Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников/ А.Е. Белая. - М.: Владос, 1999. - 48 с.

.   Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления. Сборник упражнений / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с

.   Борисенко М.Г.Наши пальчики играют/М.Г.Борисенко Н.А. Лукина.-СпБ.: «ПАРИТЕТ»,2002.-45 с.-ил.

.   Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие/ Т.В.Буденная.-СПБ.:ДЕТСВО-ПРЕСС,2001.-64 с.

.   Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. факультетов пед. вузов/ Под редакцией Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской.-М.: Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС,1998.-680 с.

.   Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. завед./ Г.А. Волкова. - М.: Владос, 2002. - 272 с.

.   Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 200 с.

.   Воробьева, Т.А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития мелкой моторики и общей моторики/Т.А.Воробьева, О.И. Крупенчук. -СпБ.: КАРО,2003.-276 с.-ил.

.   Выготский Л.С. Мышление и речь/Л.С. Выготский. -М.: «Лабиринт», 1999.-234 с.

.   Гайдукевич С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учебно-методическое пособие/ С.Е Гайдукевич [и др.]; под общей редакцией С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечетаю -Минск: БГПУ,2006.-116 с.

.   Герасименко, Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития у детей: автореф. дисс. кандидат пед.наук: 09.06.86/Ю.В.Герасименко; Сантк-Петерб. гос. унив.-Санкт-Петербург, 2008.-32 с.

.   Горская, Ю.В. Возрастные закономерности в сенситивные периоды развития базовых видов движений у детей с нарушениями речи в сравнении со здоровыми школьниками//Ю.В. Горская. - Теория и практика физической культуры.-2000.-№1.-с.15-18

.   Громова, О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей.50 упражнений/О.Н.Громова, Т.А. Прокопенко. - М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2002.- 54 с.

.   Дворкин, П.С. Физическое состояние детей 6-9 лет с тяжелыми нарушениями речи//П.С.Дворкин.- Физическое воспитание: воспитание, образование, тренировка.-2002.-№ 2 с. 42-47

.   Киселева В.А. Развитие тонкой моторики//В.А. Киселева. -Дошкольное воспитиние.-2006.- №1.- с.12-14

.   Крыжановский, Г.Н. Общая патофизиология. Руководство.-М.: Медицина, 1997.-351с.

.   Краузе, Е.И. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика/Е.И. Краузе.-М.: КОРОНА-ПРИНТ, 2011.-80 с.

.   Коноваленко, С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми/С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко. -М.:Изд. «ГНОМ»,2013.-32 с.

.   Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика/О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева.-СпБ.: ЛИТЕРА, 2005.-54 с.

.   Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов/В.А.Киселева.-М.: Школьная пресса, 2007.-48 с.

.   Костылева, Н.Ю.Покажи и расскажи/Н.Ю. Костылева.-М.:ТЦ СФЕРА,2007.-62 с.-ил.

.   Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики/ А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 287 с.

.   Лопатина, Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л.В. Лопатина // Дефектология. - 2003. - №5. - c. 45-51.

.   Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии)./ Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Питер, 2001. 190 с.

.   Лопохина, И.С. Логопедия-речь, ритм, движение. Пособие для логопедов/ И.С. Лопохина. -СпБ.: ДЕЛЬТА, 1997.-245 с.

.   Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. [Текст] / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.Р. Лурия - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.

.   Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. / Е.М. Мастюкова. - М.: Владос, 1997.- 304 с.

.   Поваляева, М.А.Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке/М.А. Поваляева. -Ростовн/Д.:ФЕНИКС, 2002.-54 с.

.   Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.

.   Пятница, Т.В. Развивающая среда дошкольного учреждения: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.В. Пятница. - Мозырь: ОООИД «Белый ветер», 2008. - 291с.

.   Рыкова, Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей страдающих заиканием. Методические рекомендации/Н.А. Рыкова.-Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд. «ГНОМ и ПРЕСС», 1998.-153 с.-ил.

.   Фомичева, М.В.Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии/М.В.Фомичева.-М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ,1989.-239 с.-ил.

.   Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Педагогика, 2002. - 240 с.

.   Хватцев, М.Е.Логопедия: уч. Для учащихся пед. институтов/Хватцев М.Е.-М.:ВЛАДОС,2009.-272 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...