Средовые ресурсы по коррекции нарушений моторных функций и принципы их применения
Как уже было отмечено нами ранее коррекционно-развивающая работа, направленная на коррекцию моторных функций в условиях дошкольного учреждения должна осуществляться в образовательной среде, способствующей раскрытию потенциала ребёнка, жизненной компетенции, обеспечивающая ему безопасность, необходимые условия, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества, а также стимул для дальнейшего саморазвития. В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-педагогическая работа по коррекции и развитию моторных функций должна опираться на следующие принципы: Онтогенетический принцип: Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться с учетом последовательности появления форм и функций речи и движений, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. Принцип системного подхода: Использование данного принципа предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов. Принцип дифференцированного подхода: Дифференцированный подход осуществляется на основании учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Главная задача - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принцип развития Предполагает выделение в процессе в процессе логопедической работы задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Принципы последовательности и систематичности. Важным фактором для развития моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает организованность, последовательность: от простого к сложному. На этапе детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Далее учитывается систематичность. Принцип учета ведущей деятельности детей От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Принцип комплексного воздействия Развитие и коррекция моторных функций ребенка должна осуществляться в тесном сотрудничестве со специалистами: руководителем физического воспитания, инструктором лечебной физкультуры, психологом и воспитателями детей. Принцип наглядности и доступности материала Учитывая психологию, возрастные особенности детей наглядность и доступность материала играет большую роль. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Весь наглядный материал и дидактические пособия должны иметь привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений. Путем создания определенных «зон», которые будут способствовать развитию моторных функций детей в группах возможно проведение определенной коррекционно-педагогической работы.
Для развития общей моторики в группах рекомендуется создавать «уголки физкультуры» с соответствующим спортивным инвентарем, который может использоваться в самостоятельной деятельности детей, на специально-организованной деятельности, выступать как элемент режимного процесса. Также рекомендуется создать картотеку подвижных игр и упражнений, для использования на прогулках, как элемент в специально-организованной деятельности. Для развития мелкой моторики рук в группах рекомендуется создать сенсорный дидактический стол, который является частью центра развивающих игр. Стол оборудован горкой для прокатывания шариков, пирамидками, разноцветными счетами, скользящей дорожкой. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Также рекомендуется иметь центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Детям нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши» «Звери в пустыне» В группах рекомендуется иметь большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики. Для развития артикуляционной моторики рекомендуется иметь логопедические зонды (для постановки звуков и массажные зонды), активаторы (предназначаются для развития круговой мышцы рта), межзубное кольцо из жесткой резины. Как уже отмечалось ранее, в массажной зоне проводится массаж мимической мускулатуры лица, мышц шеи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|