Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вебер М. Харизматическое господство




"Харизма" – это такое качество личности, признаваемое необычайным, благодаря ему человек оценивается как одаренный сверхъестественными, сверхчеловеческими или, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная богом или как образец.

Значимость харизмы основывается на признании подчиненных, которые отождествляют её с чудом. Почитание харизмы основывается на склонности людей уповать на вождей и высоко ценить героев. Но это признание не является основой легитимности, оно - долг тех, кто обязан признать это качество в силу своего. Такое "признание" психологически является целиком личной, основанной на вере склонностью, рожденной из воодушевления или нужды и надежды.

Если продолжительное время к одаренному харизматической милостью не приходит успех, и его руководство не приносит благополучия подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть.

Господствующий союз - эмоциональная общность. Управленческий штаб харизматических лидеров - это не специально обученное "чиновничество". Штаб подбирается по харизматическим качествам. В этом сообществе не существует никакой иерархии, только харизматический вождь может оказывать влияние на своих подчиненных в случае, если он обнаружил харизматическую недостаточность управленческого штаба при решении поставленной задачи. Не существует не только избранных и особой компетенции, а также нет никакого присвоения должностной власти посредством привилегий. Но есть границы харизмы и "послания". Нет никакого "денежного содержания" и никакого "дохода". Но ученики или последователи живут с господином в отношениях любви или товарищеской коммуны на средства меценатов. Нет постоянно закрепленных "ведомств", а существуют только доверенные посланцы, которые назначаются в соответствии с важностью поручения господина и в соответствии с собственной харизмой. Не существует никакого регламента, правовых положений и форм, нет никаких ориентированных на традиционные прецеденты правовых премудростей и судебных решений. На самом деле право творится от случая к случаю в соответствии с божественной волей. Истинный вождь и пророк создает новые заповеди, необходимые в данной ситуации, которые признаются его последователями в силу источника этой воли. Признание соразмерно долгу.

Харизматическое господство, будучи внеобыденным, резко противопоставлено как рациональному, особенно бюрократическому, так и традиционному, в особенности сословному. Бюрократическое господство является безусловно рациональным, поскольку подчиняется устоявшимся в обществе правилам, а харизматическое господство наоборот является иррациональным, поскольку отвергает существующие правила. Традиционное господство связано прецедентами прошлого, и постольку ориентировано на правила. Харизматическое господство разрушает прошлое, и в этом смысле оно специфически революционно. Оно легитимно только пока личная харизма находит признание среди последователей, харизматическое господство постоянно требует доказательности.

Чистая харизма отвергает получение регулярного дохода от осуществления своей харизматической деятельности. Харизматические вожди, герои, пророки могут получать средства к существованию за счёт меценатства (дары, взятки, крупные подачки), нищенского снабжения, добычи, насильственного или (формально) мирного вымогательство, ренты или дотаций. Это типичные формы покрытия потребностей "в харизматическом" господстве. Каждый обязан безразлично каким занятием заработать себе необходимое содержание.

Харизма есть великая революционная сила в связанных традициями эпохах. Харизма может быть преобразованием изнутри, которое, будучи рожденным из нужды или воодушевления, означает изменение главных направлений мышления и действия при полной переориентации всех установок ко всем отдельным жизненным формам и к "миру" вообще.

Чаще всего харизматическое господство принимает характер стабильного отношения. Тогда оно становится традиционным или национальным (легальным), или и "тем, и другим" одновременно, но в различных аспектах. Движущие мотивы для этого следующие:

а) идейная и материальная заинтересованность сторонников в продолжении существования и постоянном оживлении общины;

б) сильные идейные и материальные интересы управленческого штаба - последователей, учеников, партийной свиты из доверенных лиц, чтобы:

1) продолжить существование харизмы;

2) собственная позиция идейная и материальная была стабильна.

Эти интересы актуальны в ситуации, когда происходит падение авторитетности носителя харизмы и возникает вопрос о приемнике. Обычно это решается следующими способами:

а) новые поиски носителя харизмы, легитимность которого связывают с традиционными признаками и правилами. Следовательно, чисто личностный характер уничтожается.

b) Легитимность нового носителя харизмы является производной от легитимности техники отбора ( откровение, оракул, жребий, божественное решение и т.д.).

с) выдвижение нового носителя харизмы предшествующим и через признание его общиной. Легитимность, приобретенная в силу назначения.

d) назначение преемника харизматическим управленческим штабом и через признание общиной.

е) через представление, что харизма передается по крови и распространяется на род, в особенности на ближайших родственников носителя харизмы, - наследственная харизма. Тогда вера не относится больше к харизматическим качествам личности, а к легитимному промыслу в силу порядка наследования, совершенно независимо от признания подчиненных.

 

Возникает представление, что харизма может возникнуть посредствам ритуала (миропомазание священника, коронование), что ее можно перенести или вызвать у других. Вследствие этого возникает должностная харизма, которой совершенно не важны личностные качества носителя харизмы.

* * *

Значимость харизматического авторитета основывается на признании подчиненных, которое обусловлено "доказательством". Получается, что легитимный в силу своей харизмы лидер становится тогда лидером по милости подчиненных, избирающих его, а в случае утраты харизмы (а следовательно и легитимности) отстраняющие его. Община избирает себе лидера, а также правовые положения. Обсуждение права приближается к представлению о легальности.

Принцип "выбора" начинает применяться к управленческому штабу, их власть легитимна пока им доверяют подчиненные, если доверие пропало, они могут быть отозваны. Своим местом они обязаны не назначению начальника, а благосклонности подчиненных. Поэтому чиновники начинают действовать не ради одобрения начальства, они становятся независимой властью.

Отношение к экономике:

1. Антиавторитарное переосмысление харизмы обыкновенно ведет на путь рациональности. Плебисцитарный лидер будет пытаться заручиться поддержкой штаба чиновников. Он будет пытаться привязать подчиненных или воинской славой и почестями, или улучшением материального благосостояния. Разрушение традиционных, феодальных, патримониальных и прочих авторитарных сил и предпочтительных шансов становится его первой целью, а второй - формирование экономических интересов, которые связаны с ним легитимностью-солидарностью.

2. Вождю приходится предоставлять плебисцитарным силам экономически материальные постулаты справедливости, для того, чтобы заручиться их поддержкой. Наполеон пытался заручиться поддержкой солдат и высокопоставленных лиц.

3. Избираемое чиновничество-источник разрушения формально рациональной экономики, потому что возможности отозвания или не избрания препятствуют ему в проведении строго деловой и не заботящейся о последствиях деятельности.

 

4. Вебер М. Политика как призвание и профессия (конспект прошлых курсов, на мой взгляд, очень близкий к тексту и выделяет главное)

 

Политика имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству.

Что есть государство? Нельзя его определить исходя из содержания его деятельности. Ведь нет таких задач, которых не касалось бы государство, как и нет задач, которые присущи только лишь политическим союзам.

Государство можно определить только через его средство – физическое насилие. Это не единственное, но специфическое средства государства, ибо единственным источником "права" на насилие считается государство.

Выходит, политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради неё самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которое опадает.

 

Легитимное насилие как средство государства. 3 основания легитимности:

1. авторитет "вечно вчерашнего": авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - традиционное господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа.

2. авторитет внеобыденного личного дара – харизма

3. господство в силу "легальности" (вследствие выборности, выполнения правил и пр.)

Правда, идеальные типы редко встречаются в действительности.

 

Рассмотрим 2 тип. Вождь, который является «внутренне» призванным руководителем имеет 2 стороны: во-первых, он маг и пророк, во-вторых, он избранный князь-военачальник, главарь. На Западе вождь сперва был свободным «демагогом», а затем – парламентским «партийным вождём» (на почве уже конституционного государства)

Любой вид господства - традиционный, легальный и харизматический – требует установку человеческого поведения на подчинение ему, а кроме того, вещи для применения физического насилия: личный штаб управления (прикован к властелину двумя средствами, апеллирующими к личному интересу: материальным вознаграждением и оказанием почестей) и материальные средства управления.

Политикой можно заниматься «по случаю» - опускать бюллетень – и «по своместительству» - в случае необходимости, как, например, правление партийно-политических союзов. Но чтобы сделать политику профессией можно жить «для» политики или жить «за счёт» политики («политикой»).

Различие касается не идеологи (многое схоже у обоих типов), но экономической стороны: «за счёт» - стремятся сделать П источником дохода, «для» - имеют другую цель (должен быть независим от дохода, которую ему приносит П).

Если руководят люди, которые живут «для» П, то возникает плутократия, т.е. руководить П можно либо в качестве «почётной деятельности», либо допускать до неё неимущего.

Если руководят люди, кто живёт «за счёт» политики, то они могут быть только лишь чиновниками или пребендариями.

Часто политический деятель (речь идёт о 2 категории – чиновниках) получает характер «предпринимателя», который всегда стремится извлечь доход, что очень распространено сейчас. Однако против этого в сейчас происходит развитие и превращение современного чиновничества в сословие лиц наемного труда, кристально честных, безупречных, неподвластных коррупции. (Может быть, мы с Вебером в разных мирах живём?))

Меняются и политические лидеры как тип: развитие власти парламента еще сильнее вело к единству там, где она, как в Англии, пересиливала монарха. Поэтому, чтобы утверждать свою власть господствующая власть создавала совещающийся органе, равно как и главу кабинета. В Америке же глава назначался как глава победившей партии на выборах.

Превращение политики в профессиональную деятельность привело к выделению 2 категорий: чиновники-специалисты и "политические" чиновники (в любой момент могут быть произвольно перемещены и уволены или же "направлены в распоряжение").

 

Рассмотрим своеобразие профессионального политика как советника вождя. Выделяются типы:

- клирики: были сведущи в письме. Это брахманы, буддистские проповедники, ламы, епископы и священники – отделены от средств государева управления своими сословными качествами.

- грамматики: получили гуманитарное образование.

- придворная знать: дворянство, лишённое его сословной политической силы.

- патрициат (в Англии): вовлекался в борьбу против баронов, удерживал за собой владение всеми должностями местного управления, поскольку вступал в него безвозмездно в интересах своего собственного социального могущества. Это было мелкое дворянство и городские рантье.

- юристы: поучили университетское образование. Путём рецепции римского права обозначили тенденцию к рациональному государству.

 

Адвокат становится значимой фигурой, ибо занятие политикой как профессией осуществляется партиями - заинтересованными сторонами, где адвокат необходим. Взвесить влияние слова (главное в нынешней политике) - это-то и составляет круг задач адвоката, а вовсе не чиновника-специалиста.

 

Профессией настоящего чиновника не должна быть политика – должен управлять «без гнева и пристрастия», в некотором роде быть безнравственными (на этом держится весь аппарат).

Задача же вождя – бороться, отвечать ха действия. Однако сейчас в качестве вождей стоят чиновники, которые обладают нравственностью. Но в силу этого смешения они абсолютно безответственны. Это есть господство чиновников. – уточнить у АИ.

На Западе типом политика-вождя является «демагог». Однако чаще используется не слово устное, а слово написанное. Представители: политические публицисты, а главное – журналисты. Журналистов сложно оценить, и они принадлежат к некоего рода касте париев, социально оцениваемых в обществе по тем ее представителям, которые в этическом отношении стоят ниже всего.

Историческая ретроспектива партийной организации: всегда выделяется некий профессиональный политик со своей свитой, сметающие господство «уважаемых людей» и парламентариев. Свита рассчитывает на победу политика как их вождя – на харизматический элемент.

 

Что может предложить карьера политика? Это чувство власти. Что позволяет человеку обладать властью?

a. Страсть - ориентация на существо дела и самоотдача (жаркая)

b. Чувство ответственности

c. Глазомер - дистанция но отношению к вещам и людям (холодный)

Тщеславие, то есть потребность часто самому появляться на переднем плане провоцирует политика на грехи: уход от существа дела и безответственность.

Основной факт всей истории – это, что конечный результат политической деятельности регулярно оказывался в совершенно неадекватном, часто прямо-таки парадоксальном отношении к её изначальному смыслу.

Проблема этоса политики как "дела". Каково этическое место политики?

Всякое этически ориентированное поведение может подчиняться двум различным максимам: оно может быть ориентировано либо на "этику убеждения" (на языке религии: "Христианин поступает как должно, а в отношении результата уповает на Бога"), либо на "этику ответственности" (надо расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий).

Главное средство политики - насилие, крайне важно напряжение между средством и целью с этической точки зрения: готовность использовать любые средства для выполнения цели неприменима в нравственном понимании. В отношении «освящения» средств целью этика убеждения также терпит крах.

Вывод: Кто хочет заниматься политикой вообще и сделать ее своей единственной профессией, должен осознавать этические парадоксы и свою ответственность за то, что под их влиянием получится из него самого.

Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...