Аренд Х. Начало тоталитаризма.
- тоталитарные движения возможны везде, где имеются массы, по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации. - термин "массы" означает людей, которые в силу либо просто их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе. - нацистское движение в Германии и Западной Европе: члены из массы явно безразличных людей. Это позволило ввести в политическую пропаганду совершенно новые методы, которые кончались смертью и сулили террор. - успех тоталитарных движений в массах означал конец двух иллюзий демократически управляемых стран вообще и европейских национальных государств и их партийной системы в частности: - 1) народ в его большинстве принимал активное участие в управлении. Но: политически нейтральные и равнодушные массы легко могут стать большинством в демократически управляемых странах и, следовательно, что демократия может функционировать по правилам, активно признаваемым лишь меньшинством. - 2) политически равнодушные массы будто бы не имеют значения, что они истинно нейтральны. Но: стало очевидно, что демократическое правление в такой же мере держалось на молчаливом одобрении и терпимости безразличных и бесформенных частей народа, как и на четко оформленных, дифференцированных, видных всем институтах и организациях данной страны. - демократические свободы возможны, если они основаны на равенстве всех граждан перед законом. И все-таки эти свободы достигают своего полного значения и органического исполнения своей функции только там, где граждане представлены группами или образуют социальную и политическую иерархию.
- равнодушие к общественным делам, безучастность к политическим вопросам – еще недостаточная причина для подъема тоталитарных движений. - ранняя апатия и последовавшая за ней империалистическая эра бюрократии имели корни в образе и философии жизни (сосредоточенной на успехе либо крахе индивида в безжалостной конкурентной гонке) В результате: гражданские обязанности и ответственность - ненужная растрата orpaничепного времени и энергии. - такие утверждения - помеха тоталитарным движениям, могущим терпеть буржуазный индивидуализм не более чем любой другой вид индивидуализма. - различия между организациями типа толпы в XIX в. и массовыми движениями XX трудно уловить из-за схожести склада ума тоталитарных вождей этих эпох. Но: - 1) если индивидуализм характеризовал и буржуазную, и типичную для толпы жизненную установку, тоталитарные движения могли-таки с полным правом притязать на то, что они были первыми истинно антибуржуазными партиями. - 2) отношение классовое общество под господством буржуазии - массы, которые возникли из его крушения, не то же самое, что отношение буржуазия - толпа, которая была побочным продуктом капиталистического производства. - одна общая характеристика: оба явления находятся вне всех социальных сетей и нормального политического представительства. - 3) массы отражают и искажают нормы и установки господствующего класса, а толпа – наследует. Жизненные стандарты массового человека всепроникающими влияниями и убеждениями, которые молчаливо и скопом разделяются всеми классами общества в одинаковой мере. - раньше включенность в некоторый класс, в его ограниченные групповые обязательства и традиционные установки по отношению к правительству, мешала росту числа граждан, чувствующих себя индивидуально и лично ответственными за управление страной - крушение классовой системы автоматически означало крах партийной системы главным образом потому, что эти партии, организованные для защиты определенных интересов, не могли больше представлять классовые интересы.
- первым признак крушения европейской континентальной партийной системы - неспособность набирать членов из более молодого поколения и потеря молчаливого согласия и поддержки неорганизованных масс, которые внезапно стряхнули свою апатию и потянулись туда, где увидели возможность громко заявить о своем новом ожесточенном противостоянии системе. - падение охранительных стен между классами породило одну громадную неорганизованную, бесструктурную массу озлобленных индивидов. - тот факт, что с монотонным и абстрактным единообразием одинаковая судьба постигала массу людей, не отвратил их от привычки судить о себе в категориях личного неуспеха или о мире с позиций обиды на особенную, личную несправедливость этой судьбы. Но это не станвилось объединяющей силой (несмотря на ее тяготение к стиранию индивидуальных различий), потому что она не опиралась на общий интерес. - приход массового человека и эпохи масс был предсказан. Вся доказывала идею о близости между демократией и диктатурой, между правлением толпы и тиранией. - но массы не были результатом растущего равенства условий для всех. Высококультурные люди особенно увлекаются массовыми движениями и развитой индивидуализм и утонченность иногда поощряют саморастворение в массе. - главная черта человека массы не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений. - толпе в большей степени, чем массам, были присущи племенной национализм и мятежный нигилизм. Но наиболее даровитые вожди масс в наше время вырастали еще из толпы, а не из масс. - в период Октябрьской революции в России было так легко завоевать власть и так трудно удержать ее, поскольку этому способствовала обстановкя всеобщей социальной анархии, которая благоприятствовала внезапным изменениям. - новые классы и национальности стояли на пути Сталина, когда он начал готовить страну для тоталитарного управления. Нужно было сфабриковать атомизирован-ную и бесструктурную массу. Глубокая ликвидация постигла крестьянский класс как самый многочисленный (искусственный голод, депортация). Следующими ликвидировался класс рабочих. Вершина этих мероприятий - ликвидация той бюрократии, которая помогала проводить предыдущие ликвидации. Ее статус привилегированного класса в советском обществе стал делом прошлого.
- ни одно из этих жертвоприношений не было оправдано, ни один из уничтоженных слоев общества не был враждебен режиму. - равенство подданных перед лицом власти - главная забота всех деспотий и тираний с древнейших времен, и все же такое уравнивание недостаточно для тоталитарного правления, ибо оно оставляет более или менее нетронутыми определенные неполитические общественные связи между этими подданными, такие брак, семейные узы и общие культурные интересы. - если тоталитаризм воспринимает свою цель всерьез, он должен дойти до такой точки, где захочет покончить с независимым существованием какой бы то ни было деятельности, развивающейся по своим законам. - прием "вины за связь с врагом": как только человека обвиняют, его прежние друзья немедленно превращаются в его злейших врагов, они спешат выскочить с непрошеной информацией и обличениями, поставляя несуществующие данные против обвиняемого. Благодаря развитию этого приема до последних и самых фантастических крайностей большевистские правители преуспели в сотворении атомизированного общества. - тоталитарные движения - это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов. - внешняя черта - требование тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности от индивидуальных членов. - преданность как психологическую основу для тотального господства можно ждать лишь от полностью изолированной человеческой особи, которая при отсутствии всяких других социальных привязанностей - к семье, друзьям, сослуживцам или даже к просто знакомым - черпает чувство прочности своего места в мире единственно из своей принадлежности к движению, из своего членства в партии. - отсутствие или игнорирование партийной программы не обязательно знак тоталитаризма. Тоталитаризм никогда не довольствуется правлением с помощью внешних средств, а именно государства и машины насилия. Тоталитаризм открыл способ господства над людьми и устрашения их внутри. Вождь без масс - ничто, фикция.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|