Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема формирования навыков безопасного поведения на природе учащихся 6-х классов в процессе обучение курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»




Введение

безопасность жизнедеятельность учащийся обучение

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. Современное общество несет колоссальные людские, материальные и моральные потери, от различных опасных факторов, угрожающих человеку во всех сферах его обитания. Статистически установлено, что ежегодно в России в результате несчастных случаев, различных чрезвычайных ситуаций обрывается жизнь десятков тысяч людей, а сотни тысяч становятся инвалидами или получают все возможные заболевания.

Проблема обучения детей безопасному образу жизни имеет важное государственное значение. В сложной социально-экономической обстановке, в процессе неуклонной урбанизации подверженность детей различным опасностям постоянно возрастает. Способность принимать решения в различных ситуациях - главная ценность человека XXI века.

Формирование навыков безопасного поведения у учащихся достигается через общее образование. Детям и подросткам легче прививать мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения в природной и техногенной средах.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) способствует формированию и развитию навыков быстрой оценки обстановки (ситуации) в экстремальных условиях, принятию целесообразных решений по действиям в такой обстановке и их выполнению.

В настоящее время многие учебные заведения по различным причинам не могут обеспечить качественную практическую подготовку учащихся по программе ОБЖ, что приводит к неспособности учащихся использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Цель исследования - выявить дидактические условия успешного применения практических методов и приёмов обучения, при проведении уроков в 6-х классах по теме «Правила поведения на природе».

Объект исследования - процесс обучения учащихся 6-х классов правилам поведения на природе.

Предмет исследования - методы и приёмы обучения, используемые при проведении практических уроков в 6-х классах по теме «Правила поведения на природе».

Задачи:

на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить методы и приемы обучения, наиболее приемлемые при проведении практических уроков в 6-м классе по теме «Правила поведения на природе» курса ОБЖ;

определить методику проведения практических уроков в 6-м классе по теме «Правила поведения на природе»;

разработать планы-конспекты практических уроков по теме «Правила поведения на природе»;

проверить эффективность предложенной методики.

Методы исследования - анализ специальной литературы по проблеме, анализ опыта работы учителей ОБЖ, беседа, наблюдение, тестирование, анализ результатов деятельности учащихся.

 


 

Теоретическое обоснование методики проведения практических уроков с учащимися 6-х классов по теме «Правила поведения на природе»

Проблема формирования навыков безопасного поведения на природе учащихся 6-х классов в процессе обучение курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Техническая революция, появление все более совершенных конструкций транспортных средств и эффективных средств радиосвязи не только не снимают проблемы автономного существования в природных условиях, но и усложняют ее. Они делают человека более самоуверенным, готовым броситься в путешествие без опыта и навыков выживания, а также зависимым от технических средств, которые, как известно, могут выходить из строя.

Опыт свидетельствует, что люди способны длительное время переносить самые суровые природные условия. Однако человек, не привыкший к этим условиям, попадающий в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные обитатели. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче оказываются сроки автономного существования, тем строже должны выполняться правила поведения, тем выше цена расплаты за каждую ошибку.

Большое значение для жизнеспособности человека имеют физико-географические условия природной среды. Их активное воздействие на организм человека увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Каждая природная зона характеризуется своими особенностями климата, рельефа, растительного и животного мира. Они обуславливают специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания воды и пищи, строительство убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения, передвижение по местности и т.д.

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: уверенности в себе, воли, решительности, собранности, изобретательности, физической и специальной подготовки, выносливости и устойчивости. Основа успеха в борьбе с силами природы - умение человека выживать, для этого необходимы определенные теоретические и практические знания. Сегодня проблеме выживания уделяется серьезное внимание.

Под выживанием понимают активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни и работоспособности в условиях автономного существования, которые заключаются в преодолении стрессов, использовании различных способов защиты своего здоровья, эффективном использовании аварийного снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде [12, 76].

Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, если сумеет использовать свои знания, навыки и умения и морально-волевые качества, а также все, что дает окружающая среда.

В последнее время мы слышим о том, что все чаще дети и подростки попадают в экстремальные ситуации природного характера и становятся жертвами в результате незнания основных правил поведения в природе. Это и отравления различными растениями и грибами, гибель в результате несчастных случаев на воде и в лесу. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных ситуациях природного характера. Они же являются самыми незащищенными.

Безопасность жизнедеятельности является важнейшим условием существования человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации и предполагает подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера.

Физическая и психологическая готовность к встрече с чрезвычайной ситуацией для человека очень важна. Быть готовым самому часто означает спасти свою жизнь. Способность человека защитить себя формируется на основе обучения и формирования определенного типа сознания.

Курс ОБЖ, включенный в школьную программу представляет собой одну из многочисленных форм психолого - педагогического воздействия на процесс формирования личности. Программы по этой дисциплине ориентированы преимущественно на изучение правил и социальных норм поведения человека в различных ситуациях как природного, так и социального характера, в том числе и экстремальных. Целью курса ОБЖ является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретении или способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим [8, 127].

Знание приемов самоспасения приобретает наибольший коэффициент полезного действия в случаях, когда теория подкрепляется практикой. Иначе говоря, когда человек владеет навыками практического выживания, когда не только знает, что делать в той или иной ситуации, но знает, как это делать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...