Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оптимизация методики обучения учащихся 6-х классов теме «Правила поведения на природе»




Планирование уроков с учащимися 6-х классов по теме «Правила поведения на природе»

 

Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Правильное планирование обеспечивает: необходимое направление, структуру и качество обучения; рациональное распределение времени на темы учебного материала; логичную организацию навыков и умений; продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.

При планировании учебного процесса анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, изучается методическая литература. Наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ. Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет. В первую очередь ее русскоязычные ресурсы: законодательные акты Российской Федерации и указы Президента Российской Федерации; законодательные акты органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; сайты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; правила поведения в экстремальных и опасных ситуациях, данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; рекомендации и методические разработки учебных заведений.

В тематическом плане производится распределение учебного времени на изучение каждой темы, уточняется список учебной, методической и другой литературы, определяется учебно-материальное обеспечение и межпредметные связи, устанавливаются формы контроля за качеством подготовки учащихся.

Для разработки тематического планирования уроков по теме «Правила безопасного поведения на природе» необходимо выбрать учебную программу.

При выборе учебной программы преподаватель - организатор ОБЖ должен учитывать наличие в школьной библиотеке книг по ОБЖ. Выбор программы зависит от параметров образовательной среды (местных условий, специфики обучения, учебно-материальной базы, квалификации преподавателя).

Специфика обучения в школе может быть обусловлена направленностью обучения. Учебно-материальная база школы (оснащение школы учебниками, плакатами, средствами индивидуальной защиты, тиром, специальной площадкой).

При составлении календарно-тематического плана в каждой теме или разделе необходимо выделить знания, подлежащие усвоению и определяющие содержание учебного материала, а также умения, которые должны быть сформированы у учащихся. При этом важно определить не только объем знаний и умений, но и необходимый уровень их усвоения на каждом этапе. Большую роль при составлении календарно-тематических планов играет определение последовательности подачи всех элементов знаний. Эта последовательность подчиняется общей логике изложения темы.

Руководствуясь стандартом, программой, учебниками, преподаватель - организатор ОБЖ определяет образовательные (образовательно-воспитательные) цели каждого занятия, его содержание, опорные знания, практические и самостоятельные работы, средства обучения. В свою очередь, на основе тематических планов разрабатываются поурочные планы и планы-конспекты уроков, в которых более подробно раскрыты цель структура, содержание, методы, приемы обучения.

Задания, используемые для самостоятельной работы, могут быть типовыми и проблемными (творческими). Первые соотносятся с репродуктивным методом обучения и характеризуется тем, что выполняя их учащийся действует в знакомой учебной ситуации «по образцу», здесь типовые задания ведут к получению новых знаний и отработке, закреплению уже известных способов действий. Проблемные задания используются в составе частично-поискового, исследовательского методов, служат главным средством их осуществления. Эти задания требуют применения знаний и умений в новой учебной ситуации, самостоятельного поиска хода рассуждения; их выполнение предполагает не только нахождение новых знаний, но и новых путей поисков этих знаний.

При определении состава понятий, подлежащих изучению и систематизации в каждой теме необходимо:

выделить основные вопросы темы, а внутри них - понятия (общие, единичные) и взаимосвязи (а возможно - умения и навыки);

определить по программе, какие понятия данной темы были до сих пор неизвестны слушателям и должны изучаться ими впервые;

выяснить, на какие знания (понятия, представления, факты, умения, навыки) по дисциплине (смежным дисциплинам, междисциплинарным связям), приобретенные ранее следует опираться при формировании новых понятий темы;

указать, на каких занятиях данной темы (или последующих), в каких новых связях и взаимосвязях следует повторить изученные новые понятия с целью их развития и закрепления;

установить, какие понятия (в соответствии со степенью трудности) доводятся до сознания слушателей преподавателем и какие из них могут быть освоены в процессе самостоятельной работы.

Таким образом, в самых общих чертах алгоритм составления тематического плана может быть представлен следующим образом:

1. Руководствуясь программой (учебной литературой), выделить основные вопросы, а внутри них понятия, умения и навыки, которые должны быть сформированы при изучении данной темы.

2. Определить на какие прежние знания (понятия, представления, факты, умения, навыки) по дисциплине (смежным дисциплинам, междисциплинарным связям), приобретенные ранее следует опираться при формировании новых понятий темы; обратить внимание - какие следует только повторить, а какие расширить и углубить с целью систематизации знаний.

.   Распределить материал темы на отдельные занятия и определить целевые установки к каждому из них, обеспечивая логику учебного процесса в течение изучения всей темы (дисциплины).

.   Определить характер вопросов и заданий для занятий, самостоятельных и практических работ, позволяющих восстановить опорные (ранее приобретенные) знания, необходимые для усвоения нового материала на каждом занятии по теме.

.   Произвести методическую отработку материала (выделение смысловых частей, в том числе и по учебной литературе с целью выявления возможных затруднений при изучении и определении пути их преодоления).

.   Составить задания для самостоятельной работы, при выполнении которой учащиеся могут выявить существенные признаки понятий.

.   Для обеспечения обратной связи после изучении нового материала продумать систему вопросов, ответы на которые позволят вскрыть качественную и практическую стороны вновь приобретенных знаний.


Таблица 2. Тематическое планирование в 6-х классах по разделу «Правила безопасного поведения на природе»

№ п/п Тема урока Общеучебные знания умения и навыки Внеклассная работа Вид контроля Учебно-методическое обеспечение Дом. задание
1 Если ты отстал от группы Оценка ситуации, принятие решения   опрос тестирование Энциклопедия «Я познаю мир»: ОБЖ, А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях» § 8
2 Если ты заблудился в лесу Ориентирование на местности, определение сторон света, движение по ориентирам, использование подручных средств для ориентирования   опрос тестирование Энциклопедия «Я познаю мир»: ОБЖ, А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях» § 9 зад. стр. 40
3 Сигналы бедствия Сигналы местонахождения, способы подачи сигналов, Сигналы международного кода «Как подать сигнал о местонахождении, просьбу о спасении» опрос Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях» § 10-
4 Ориентирование по компасу. Компас, правила пользования, ориентирование по компасу «Ориентирование по компасу!» опрос Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стих. бедствиях» § 11
5 Ориентирование по Солнцу, Луне, звездам. Гномон, солнечные часы, звездное небо   опрос тестирование Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях» § 12
6 Ориентирование по местным признакам Природные ориентиры   опрос тестирование Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях» § 13 зад. 1, 2
7 Как находить дорогу к жилью. Сакма, тропа человека, звериная тропа, приметы дороги в лесу, в песках, степи   опрос Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях» § 14
8 Устройства временных укрытий (жилищ) Временное укрытие, выбор места, постройка укрытия в разное время года из различного материала «построй укрытие» (кубики, карандаши, ткань, веревка и др.) опрос Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях» § 15
9 Добывание огня, разведение костра. Место для костра, способы добычи огня, Разжигание костра: растопка, «зажигательные палочки». Сохранение огня. Типы костров. Очаг. «Типы костров» опрос Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях» § 16
10 Поиск и добывание воды. Водно-солевой режим человека. Как сохранить воду в организме. Природные признаки определения воды, добыча воды летом и зимой. Правила обезвреживания воды. Опреснение воды. Фильтрование.   опрос тестирование Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях» § 17
11 Организация питания. Добывание пищи. Рецепты походных блюд. Голод. Источники пищи в лесу, в пустыне, в степи, в пресной, соленой воде. Как добыть пищу. Орудия лова и охоты. Сохранение пищи. «Меню для лесного, морского, степного обеда» опрос Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях» § 18
12 Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. Правила поведения при встрече со зверем, как переправиться через водную преграду, как пройти по болоту, движение в горах, страховка. Защита от молнии   опрос тестирование Энциклопедия «Я познаю мир»: ОБЖЭнциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях» § 19
13 Контрол.-обобщающий урок по изученным темам. Памятки и правила при автономном существовании «Робинзона-да» турнир    

 


Приступая к созданию плана-конспекта урока, следует помнить, что планируемые задачи отдельных уроков должны выступать как составная часть общей задачи изучаемой темы по ОБЖ. Компоненты знаний, раскрываемые на уроке, должны обеспечивать часть решения той или иной целостной задачи. Конкретные задачи отдельных уроков должны рассматриваться во взаимосвязи с другими.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...