Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика практических методов и приемов, используемых в процессе обучения учащихся 6-х классов теме «Правила поведения на природе»




 

В школьном образовании наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для занятия большое значение имеют методы обучения, под которыми понимаются способы совместной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на улучшение усвоение знаний, привитие определенных умений и навыков, развитие самостоятельности и творческих возможностей школьников.

В современной педагогической практике преподавателем-организатором ОБЖ используется большое количество методов и приемов обучения.

Под методами обученияпонимается дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя ОБЖ и учащихся, в ходе, которой осуществляется организация и регулирование деятельности учащихся, обеспечивающей усвоение ими содержания и тем самым достижение целей обучения [26, 208].

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения [25, 154].

Методы обучения зависят от целей и содержания образования. Методы обучения имеют психологическое обоснование. Возрастные возможности усвоения знаний и развития личности оказывают существенное влияние на способы преподавания и учения. Глубокое понимание мыслительной деятельности учащихся и свойств личности позволяет найти более эффективные способы обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Следует выделить три основные группы методов обучения [18, 43]:

) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:

- по источнику знаний (выделяют словесные, наглядные и практические методы, ибо иных источников, кроме слова, образа и опыта, не существует);

- по соответствующему этапу обучения, на каждом из которых решаются специфические задачи (ориентация на методы подготовки обучаемых к изучению материала, предполагающие возбуждение интереса, познавательной потребности, актуализацию базовых знаний, необходимых умений и навыков; на методы изучения нового материала; на методы конкретизации и углубления знаний, приобретения практических умений и навыков, способствующих использованию познанного; на методы контроля и оценки результатов обучения);

- по способу руководства учебной деятельностью - непосредственного или опосредованного (выделяют методы объяснения педагога и разнообразные методы организации самостоятельной работы студентов);

- по логике учебного процесса (опора на индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы);

- по дидактическим целям выделяют методы организации деятельности обучаемых, методы стимулирования деятельности, например: конкурсы, состязания, игры, поощрения и другие методы проверки и оценки [4, 59].

Прежде чем перейти к характеристике практических методов обучения, необходимо отметить, что каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения.

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых [25]. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели [25, 39].

Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию.

Практические методы обучения курсу ОБЖ основаны на практической деятельности учащихся. Прививку от страха и растерянности, обусловленных незнанием того, как поступить, чтобы уцелеть и выжить в опасной ситуации, надо делать в юные годы. И не путём вооружения ребят теоретическими знаниями, а формированием у них, прежде всего практических умений и навыков. Они формируются в ходе применения практических методов, к которым относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Так как большое значение в процессе обучения учащихся курсу ОБЖ играют упражнения, то более подробно остановимся на этом методе.

Упражнениями называют многократное выполнение определённых действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой.

Сущность метода упражнения состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путём углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают своё мышление и творческие способности. При выборе метода упражнений важно, чтобы они сочетали в себе не только подражательную, но и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышления, поиска собственных путей решения той или иной задачи. К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность.

Метод упражнений при среднем темпе обучения позволяет решать такие образовательные задачи, как формирование фактических знаний, практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, самостоятельности, развитие памяти, познавательного интереса, навыков учебного труда, воли, эмоций.

Специфика применения метода упражнений в обучении курсу ОБЖ заключается в его непосредственной направленности на формирование опыта поведения учащихся, тем самым, реализуя воспитательные задачи обучения. В этом свете упражнение носит следующее определение: упражнение - многократное совершение определённых поступков на основе осознанной нравственной нормы.

Упражнение в социально ценном поведении изначально опирается на приучение. Приучение - побуждение учеников к систематическому выполнению определённых действий и выполнение ими этих действий с целью формирования умений, навыков и привычек правильного поведения. Из определения следует, что необходимо так планомерно и регулярно организовывать выполнение учащимися определённых действий, чтобы они превратились для них в привычные формы общественного поведения. Формы общественного поведения, ставшие для учеников привычными, отличаются гибкостью и обобщённостью. Они легко проявляются в разных обстоятельствах, принимая соответствующие этим обстоятельствам конкретные способы действия, что напрямую связано с воспитанием личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, личности, адаптирующейся в реальной жизни [9, 117].

Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. Чем строже и определённее режим, тем лучше формируется динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек. Режим жизни и деятельности школьников имеет своей основой приобретение таких навыков, как правильная организация рабочего места. Выполнение режима дня и гигиенических правил, воспитание в себе следующих качеств: скромность, выдержка, самообладание, дисциплинированность.

Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения. Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем быстроты. Метод приучения предполагает контроль за характером выполнения действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся.

Выделяют следующие типы упражнений - устные, письменные, графические, учебно-трудовые.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения развивают логическое мышление, культуру письменной речи, самостоятельность в работе. Эти упражнения могут сочетаться с устными упражнениями и графическими.

Применение графических упражнений способствует развитию пространственного воображения.

Учебно-трудовые упражнения играют немалую роль в трудовом воспитании учащихся.

Упражнения только тогда эффективны, когда при их выполнении соблюдаются определенные требования. Одним из важнейших является требование сознательного подхода к их выполнению. Это проявляется в том, что ученик знает и понимает, на какой учебный материал дается данное упражнение или задача (ученику известно, где он может прочесть правило, объяснение); с какой целью выполняется данное упражнение (для овладения умением действовать в опасной ситуации); каким образом следует выполнять данное упражнение (здесь очень важен показ учителя или использование образца, даваемого иногда в начале упражнения, а также подробные объяснения). При решении ситуационных задач, однако, часто важен и самостоятельный поиск решения.

Особое значение имеет соблюдение определенной дидактической последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями протекания процесса обучения курсу ОБЖ (табл. 1).

 

Таблица 1. Последовательность упражнений в процессе усвоения учащимися навыков и умений в ходе изучения курса ОБЖ

Дидактическая цель (задача) Виды упражнений
Актуализация опорных знаний и навыков Подготовительные упражнения
Усвоение знаний (правил, понятий) Вводные упражнения (мотивационные, познавательные)
Первичное применение знаний Пробные упражнения
Овладение навыками в стандартных условиях Тренировочные упражнения
Творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений) Творческие упражнения
Контроль, коррекция и оценка навыков и умений Контрольные упражнения

 

Рассмотрим несколько подробнее виды упражнений.

Подготовительные упражнения имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Для этого в первую очередь актуализируются знания и навыки, приобретённые на прежних уроках и являющиеся опорой для усвоения новых способов выполнения действий, овладения навыками и умениями. Опорные знания и практические навыки актуализируются главным образом на основе выполнения упражнений, в состав которых входят отдельные элементы новых способов выполнения действий. Подготовительные упражнения имеют в основном репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при выполнении этих упражнений минимальная.

Вводные упражнения применяют для того, чтобы:

создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения;

подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего правила (алгоритма);

подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала;

подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой усвоения соответствующих навыков и умений.

Вводные упражнения могут иметь различный характер и предусматривать выполнение ряда мыслительных операций и практических действий: ответы на познавательные вопросы, доказательства, выводы, сравнения, обобщение, поиск способов выполнения действий. Для того, чтобы учащиеся осмыслили изучаемый материал, учителя нередко используют проблемные задания, эвристические беседы, познавательные задачи и другие способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся [11, 79].

Пробные упражнения - это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен ещё не прочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении. Пробные упражнения выполняются обязательно при непосредственном руководстве и под контролем учителя. Выполнение этих упражнений учащиеся сопровождают словесным объяснением своих действий и кратким их обоснованием. Сочетание слова и действия может иметь несколько этапов в зависимости от места объяснения и действия в процессе применения знаний. Выделяют три этапа: предварительное, сопутствующее и последующее объяснение приёмов и действий.

Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От пробных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы, учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложность и трудность выполнения которых постепенно нарастает. Навыки и умения, которые формируются у учащихся общеобразовательной школы, характеризуются определённой сложностью и значимостью, как для дальнейшего обучения, так и для подготовки к жизни.

Творческие упражнения по своему содержанию и методам или приёмам выполнения приближаются к ситуациям, которые могут возникнуть в жизни каждого человека. Дидактическая цель этих упражнений заключается в том, чтобы сформулировать у учащихся умения успешно ориентироваться в жизни, чётко, правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретённых навыков.

В систему упражнений и заданий входят так называемые попутные упражнения. Они не составляют отдельного этапа работы, а входят в состав упражнений различных видов (пробных, тренировочных, творческих). Это задания на применение ранее изученных правил. Они дают возможность глубже и прочнее усвоить ранее сформулированные навыки и умения.

Контрольные упражнения носят главным образом обучающий характер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные и творческие элементы.

Очень существенно, чтобы упражнения были разнообразными: даже в процессе работы над одним умением или навыком желательно чередование разных видов упражнений, так как учащиеся устают от однообразной деятельности. Полезно предъявление заданий одного типа, но в вариативной форме. Не менее важным является и требование систематичности в подборе упражнений учащимся. Проявляться оно может в повторении определенных типов упражнений при однородной работе (над новыми словами, новыми правилами); в соблюдении из урока в урок последовательности расположения упражнений нарастающей сложности, в оформлении заданий и т.п.

Упражнения должны даваться в количестве, достаточном для усвоения того или иного вида знаний или выработки определенных умений и навыков. Выполнение этого требования зависит как от требуемой степени усвоения знаний и сформированности умений и навыков, так и от индивидуальных познавательных возможностей учащихся [9, 47].

Лабораторная работа относятся к числу исследовательских методов, с помощью которых учащиеся сами «открывают» для себя новое. Цель лабораторных работ - применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и др. навыков.

И хотя в примерных учебных программах по курсу ОБЖ лабораторный практикум не предусмотрен, многие учителя БЖД в последнее время активно используют этот метод, особенно в старших классах для закрепления и углубления теоретических знаний, полученных на уроке.

Разновидностью этого метода является наблюдение, котороепредставляет собой целенаправленное восприятие объектов, предметов и явлений окружающей среды, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают связь и взаимозависимости между ними и на основе этого делают обобщения, выводы, принимают решения.

В процессе наблюдений учащиеся не только познают окружающий мир, но и приобретают, совершенствуют наблюдательность. Навыки наблюдательности лежат в основе осмотрительности в предметной деятельности, предвидения возникновения опасной ситуации, своевременной реакции на опасность. Поэтому развитию наблюдательности у учащихся следует уделять большое внимание.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа в противорадиационных укрытиях, воинских частях и т.п.).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с использованием компьютера, тренажеров и т.п.

Имея большой арсенал методов обучения, начинающий учитель БЖД, естественно, испытывает затруднения с выбором метода, соответствующего задачам обучения, стоящим как перед изучением всего курса в целом, так и перед каждым конкретным уроком.

Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым.

Методы очень редко используются в чистом виде. Обычно учитель сочетает различные методы обучения. Выбор и сочетание методов зависит от темы и типа урока, а также психолого-возрастных особенностей учащихся.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...