Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Занятие 1. Эволюция взглядов на политическое консультирование. Становление и развитие рынка консалтинговых услуг в США, странах Западной Европы и в России Вопросы для обсуждения: 1. Современное понятие консалтинга. Консалтинг как инструмент диагностики и инструмент управления социально-политической средой. 2. Предмет и задачи «Консалтинга в связях с общественностью» как учебной дисциплины. 3. История возникновения и развития консалтинговых услуг в США. 4. История возникновения и развития консалтинговых услуг в Западной Европе. 5. Становление консалтинга в России в ХХ веке. Вопросы для самопроверки: 1. Что выступает объектом и предметом консалтинга? 2. Каковы причины превращения отдельных консультационных услуг в индустрию бизнеса и управления? 3. Когда и где появляются первые консалтинговые фирмы? 4. Какой период в развитии консалтинга называют «золотым десятилетием»? Темы докладов: 1. Современное состояние рынка консалтинговых услуг в России. 2. Глобализация и консалтинговые структуры. 3. Ассоциации консультантов: их место и роль в превращении консультаций в профессиональную сферу деятельности. 4. Правовые и этические документы, регулирующие консалтинговый рынок. Основная литература 1. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг... С. 12-65[1]. 2. Связи с общественностью как социальная инженерия... С. 32-56, 96-103. 3. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью... С. 10-28. Дополнительная литература 1. Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России… 2. Ольшанский Д.В. Политический консалтинг… 3. Ситников А.П. Политический консалтинг… Занятие 2. Консалтинг в связях с общественностью: основные направления и организационные структуры. Место и роль политического консалтинга в системе консультационных услуг и изучения политической структуры общества
Вопросы для обсуждения: 1. Основные направления консалтинга в связях с общественностью. 2. Состояние рынка консалтинговых услуг в сфере связей с общественностью и тенденции его развития (США, Западная Европа, Россия). 3. Становление и развитие политического консалтинга. 4. Политический консалтинг в системе консультационных услуг. 5. Социология политика как методологическая основа политического консалтинга. Вопросы для самопроверки: 1. В каких формах с древности и до наших дней осуществлялось накопление знаний и практическое применение политического консультирования? 2. Когда начал складываться политический консалтинг как отдельная сфера консультационных услуг? 3. Какие этапы прошло в процессе своего становления и развития политическое консультирование? 4. Какую роль играют политические консультанты в современном политическом процессе? Какие профессиональные и личностные требования к ним предъявляются? 5. Назовите основные способы PR-консультирования. Дайте им краткую характеристику. Темы докладов: 1. Предмет и сущность социологии политики. 2. Политический консалтинг в России: тенденции и перспективы. 3. Политический консалтинг и политический менеджмент: общее и различное. 4. Ведущие российские агентства по связям с общественностью: стратегии успеха. Практические задания: 1. Выделите основные принципы работы консультантов, устанавливаемые Стокгольмским уставом ICCO. 2. Проведите исследование (с помощью сети Интернет) и выявите, какие российские PR-агентства являются членами АКОС. Основная литература: 1. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг... С. 67-132. 2. Связи с общественностью как социальная инженерия... С. 109-125. 3. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью... С. 28-48.
Дополнительная литература 1. Зильберман М. Консалтинг: методы и технологии... 2. Ольшанский Д.В. Политический консалтинг... 3. Шарков, Ф.И. Политический консалтинг… Занятия 3, 4. Национальные модели политического консалтинга. Фазы консультативного процесса Вопросы для обсуждения (занятие 3): 1. Американская модель политического консалтинга. 2. Западноевропейская модель политического консалтинга. 3. Российская модель политического консалтинга. 4. Тенденции глобализации и их влияние на модели политического консалтинга. Вопросы для обсуждения (занятие 4:) 1. Клиентно-ориентированное и проблемно-ориентированное консультирование: цели и методы. 2. Организация консалтингового процесса. 3. Консалтинговый проект: этапы и оценка эффективности консалтингового проекта. 4. Контроллинг консалтингового проекта и оценка его эффективности. Вопросы для самопроверки: 1. Дайте определение профессионального политического консультирования. 2. В чём состоят основные этические проблемы профессионального политического консультирования? 3. Какие стратегии используют консалтинговые агентства для привлечения клиентов? 4. Какие формы оплаты услуг консультантов существуют? 5. В каких ролях может выступать консультант в ходе консалтингового проекта? Темы докладов: 1. Профессиограмма политического консультанта. 2. Политический консалтинг как профессия и призвание. 3. Клиентно-ориентированное и проблемно-ориентированное консультирование: цели и методы. Практические задания: 1. Используя сеть Интернет и справочные издания Санкт-Петербурга, составьте «длинный список» консалтинговых организаций, которые можно пригласить для консультаций по вопросам выборов в органы местного самоуправления, Законодательное собрание субъекта федерации. 2. Напишите письмо руководству организации с предложением выполнить набор определенных консультативных услуг. 3. Составьте план работ по диагностике проблем организации (торговая фирма, промышленное предприятие, общественное объединение) с указанием методов сбора информации. 4. Опишите критерии оценки эффективности работы, проделанной консалтинговой фирмой (в ходе избирательной кампании, при организации информационной кампании, направленной на решение социально значимой проблемы).
Основная литература: 1. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг… С. 133-176. 2. Ситников А.П. Политический консалтинг… С. 6-20. 3. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью... С. 34-48. Дополнительная литература 1. Зильберман М. Консалтинг: методы и технологии… 2. Ольшанский Д.В. Политический консалтинг… 3. Шарков Ф.И. Политический консалтинг… Занятия 5, 6. Диагностика социально-политической ситуации. Методика проведения мониторинга социально-политических процессов, политических предпочтений и электорального поведения Вопросы для обсуждения (занятие 5): 1. Понятие социально-политической диагностики, объекты диагностики. 2. Методы и инструменты социально-политической диагностики. 3. Социально-политическая напряжённость и её индикаторы. 4. Интерпретация полученной в ходе диагностики информации и её использование в политической деятельности. Вопросы для обсуждения (занятие 6): 1. Функции мониторинга как инструмента диагностики политических систем и процессов. 2. Принципы построения политического мониторинга: системность, адресность и предметная направленность. 3. Организационная, научно-методическая, организационно-техническая подсистемы политического мониторинга. 4. Мониторинг СМИ и его роль в диагностике социально-политических процессов и систем. Вопросы для самопроверки: 1. Какие основные инструменты диагностики политической ситуации и политической напряженности Вы знаете? 2. Определите функции политического консалтинга в системе планирования, прогнозирования политических процессов и принятия управленческих решений? 3. Какие принципы положены в основу мониторинга политических процессов? 4. По каким параметрам может систематизироваться собранная консультантом информация? Темы докладов: 1. Методика и техника проведения мониторинга социально-политических процессов. 2. Технологии социально-политического моделирования. 3. Политический консалтинг в системе анализа политической системы и изучения политических отношений в обществе.
Практическое задание: Провести мониторинг печатных СМИ (комплект изданий предоставляется преподавателем) с применением метода контент-анализа. Выявить 4-5 тем, составляющих «повестку дня» и отражающих социально-политическую проблематику. Дать комментарий к результатам мониторинга по следующим параметрам: - каким политическим силам выгодно акцентирование общественного внимания на данных темах; - какие события социально-политического характера могут повлечь за собой данные публикации - какие мероприятия можно провести, чтобы удержать данную проблему в фокусе общественного внимания; - какие методы позволили бы «сбить» пристальное внимание общественности к данной тематике. Основная литература: 1. Ситников А.П. Политический консалтинг… С. 21-35. 2. Сухотерин Л.Я. Информационная работа в государственном аппарате… С. 115-124. 3. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью… С. 48-84. Дополнительная литература: 1. Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование… 2. Зильберман М. Консалтинг: методы и технологии… 3. Ольшанский Д.В. Политический консалтинг… Занятия 7, 8. Имидж политического деятеля и политической партии. Технологии формирования имиджа Вопросы для обсуждения (занятие 7:) 1. Типы политических имиджей и их функции. 2. Научные теории, использующиеся в практическом имиджмейкинге. 3. Психологическая структура имиджа политического лидера и пути её оптимизации. 4. Элементы имиджа политических и государственных структур. Вопросы для обсуждения (занятие 8:) 1. Методы исследования текущего и идеального имиджа политического объекта. 2. Технологии мифотворчества как основа формирования имиджа. 3. Методы и приёмы формирования политического имиджа. 4. Работа консультантов по привитию навыков и овладению приёмами создания и поддержания политического имиджа. Вопросы для самопроверки: 1. Какова разница между понятиями «имидж», «образ», «стереотип»? 2. Какие методы используются при исследовании имиджа политического лидера или политической структуры? 3. Какие психологические приёмы и методы используются при создании имиджа? 4. Можно ли распространить понятие «фирменный стиль» на деятельность политических лидеров и политических структур? 5. Каким образом должны формироваться взаимоотношения имиджмейкера и политика? Темы докладов: 1. Роль невербальной коммуникации в формировании имиджа политика. 2. Архетипы как психологическая основа восприятия образа политика (по работам К. Г. Юнга).
3. Правовые аспекты защиты чести и достоинства, деловой репутации политика. 4. Имиджевая стратегия и технология её выстраивания. 5. Технологии защиты и разрушения имиджа политика. Практические задания: 1. Проведите анализ имиджа политического деятеля, применив метод SWOT-анализа. 2. Участие в деловой игре «Создай образ». Участники игры разбиваются на мини-группы (3-5 человек), выбирают одного из предложенных персонажей (персонажи сказок, былин, легенд, известные личности). Участники игры проводят анализ биографии кандидата, выделяют его сильные и слабые стороны, мифы и стереотипы, имеющиеся в массовом сознании по отношению к нему. Применяя метод мозгового штурма, выдвигают ряд стратегий для позиционирования своего клиента на пост (депутата органа законодательной власти субъекта федерации; главы муниципального образования, ректора ВУЗа и др.). Участники готовят и публично озвучивают предвыборную программу и девиз его информационной кампании. Основная литература: 1. Гринберг Т.Э. Политические технологии. ПР и реклама... С. 158-238. 2. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью… С. 97-118. 3. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика... С. 98-133. Дополнительная литература: 1. Ольшанский Д.В. Политический консалтинг… 2. Кошелюк М Е. Технологии политический выборов... 3. Цуладзе А. Политическая мифология… Занятие 9. Роль психологии делового общения в деятельности политического лидера. Принятие управленческих решений и стиль лидерства Вопросы для обсуждения: 1. Деловое общение как социально-психологическая и коммуникативная проблема. Коммуникативные барьеры в политической коммуникации. 2. Стратегии делового общения. 3. Теории лидерства и современные типы лидеров. Взаимосвязь типа лидера со стилем управления и стилем принятия решений. 4. Формы делового общения в деятельности политического лидера (деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, деловые дискуссии, публичные выступления) и их характеристики. Вопросы для самопроверки: 1. Перечислите основные виды коммуникативных барьеров, препятствующих эффективной межличностной и межгрупповой коммуникации. Какими способами их можно преодолеть? 2. В чём отличие демократического стиля управления от авторитарного? При каких условиях может быть эффективен каждый из них? 3. В чём отличие деловой беседы от переговоров? 4. Назовите виды публичных выступлений политических лидеров? Темы докладов: 1. Основные принципы и техники построения партнерских отношений в деловом взаимодействии. 2. Сложности при проведении деловых переговоров (национальные особенности и стереотипы). 3. Особенности проведения различных типов совещаний. 4. Средства повышения воздействия на аудиторию в процессе публичного выступления. 5. Стратегии взаимодействия в деловом общении. Основная литература: 1. Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг... С. 45-53. 2. Сухотерин Л.Я. Информационная работа в государственном аппарате... С. 115-120. 3. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика… С. 441-467. Дополнительная литература 1. Кошелюк М.Е. Технологии политический выборов… 2. Титова Л.Г. Деловое общение: учебное пособие… 3. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности… Занятия 10, 11. Политическое консультирование во время избирательной кампании. Стратегия и тактика избирательной кампании Вопросы для обсуждения (занятие 10): 1. Обязанности политического консультанта в период избирательной кампании. 2. Формирование команды для работы в избирательной кампании и организация работы штаба. 3. Планирование избирательной кампании. 4. Позиционирование кандидата в ходе избирательной кампании. Вопросы для обсуждения (занятие 11): 1. Информационно-коммуникативная деятельность в период избирательной кампании. 2. Диагностика состояния электората (социально-демографические показатели, мнение электората, статистические данные). 3. Информационные войны в условиях избирательной кампании. 4. Методы противодействия деструктивным коммуникативным технологиям. Вопросы для самопроверки: 1. Какова природа «чёрного PR» в политике? 2. Какие методы работы со СМИ обычно применяются в ходе избирательной кампании? 3. Какие задачи избирательной кампании, на Ваш взгляд, можно решить с помощью Интернет-технологий? 4. Какие методы исследования мнения электората по значимым социально-политическим вопросам Вы можете назвать? 5. Какие основные блоки должна содержать предвыборная программа кандидата? Темы докладов: 1. Правовые ограничения использования некорректных политических технологий в избирательных кампаниях. 2. Политическая реклама как инструмент воздействия на электоральное поведение. 3. Консультант как посредник в переговорах между кандидатами. 4. «Информационные войны» в избирательных кампаниях: причины возникновения, стратегии защиты и нападения. 5. «Информационные войны» в избирательных кампаниях (анализ конкретной кампании). Основная литература: 1. Гринберг Т.Э. Политические технологии. PR и реклама... С. 122-158. 2. Ситников А.П. Политический консалтинг… С. 54-58. 3. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью… С. 182-251. Дополнительная литература: 1. Кошелюк М.Е. Технологии политических выборов… 2. Ольшанский Д.В. Политический консалтинг… 3. Шарков Ф.И. Политический консалтинг... Занятие 12. Политические конфликты и применение технологий связей с общественностью в их разрешении Вопросы для обсуждения: 1. Виды и фазы политических конфликтов. 2. Переговорный процесс. Основные стили и стратеги ведения переговоров в политических конфликтах. 3. Информационное обеспечение переговорного процесса. 4. Применение технологий связей с общественностью в управлении переговорным процессом. 5. Роль консультантов в организации и ведении переговорного процесса. Вопросы для самопроверки: 1. Дайте определение понятий «переговоры», «стратегия переговоров», «тактика переговоров», «переговорный стиль». 2. Охарактеризуйте следующие стили ведения переговоров: жёсткий, мягкий, конструктивный. 3. В чём заключается отличие стратегий взаимодействия на переговорах: сотрудничество, соперничество, компромисс. 4. Что такое фасилитация и медиация? Какова роль консультантов в этих процедурах? Темы докладов: 1. Информационное обеспечение переговорного процесса. 2. Анализ основных фаз политического конфликта (на конкретном примере). 3. Социально-психологическая эффективность переговоров. Основная литература: 1. Связи с общественностью как социальная инженерия.. С. 132-135. 2. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие… С. 318-344. 3. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью… С. 78-85. Дополнительная литература: 1. Титова Л.Г. Деловое общение… 2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности… 3. Шейнов В.П. Пиар «белый» и «чёрный»: технология скрытого управления людьми…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|