Концепция самоактуализации А. Маслоу
А. Маслоу утверждает, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека. В частности, он решительно критиковал поглощенность З. Фрейда изучение болезни, патологии и плохой адаптации. Чтобы исправить этот недостаток, А. Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке. Он был убежден, что невозможно понять психическое заболевание без понимания психического здоровья. А. Маслоу решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии [19]. А. Маслоу разработал целостно-динамическую теорию мотивации. В своей книге “Мотивация и личность” (1954г) он утверждал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которого служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу [19]. Признание получил тезис А. Маслоу о том, что "цель личностного развития - это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста - это смерть для человека как личности, для его самости”. Основа развития человека и общества есть стремление к развитию, личностному росту, то есть к самоактуализации. А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей и это делает их жизнь значительной и осмысленной [19]. Он описал человека как “желающее существо”, который редко достигает полного удовлетворения. А. Маслоу определяет неврозы и психологическую неприспособленность как “болезни лишенности”, то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет в конце концов к болезням, которые могут быть излечены только их удовлетворением. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему приоритета.
Иерархия фундаментальных потребностей по А. Маслоу: физиологические потребности (голод, жажда, сон...); потребность в безопасности, обеспеченности и стабильности; потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание); потребность самоактуализации (развитие задатков, способностей, личностный рост). “Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждается в ней как в основе и терпит неудачу без этой основы. То есть, для большинства человечества, высшая природа человека непостижима без удовлетворения низшей природы, как ее опоры” [18]. По А. Маслоу ранее называемые потребности доминируют, то есть должны удовлетворяться прежде называемых позже. “Человек может жить хлебок единым - если ему на хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда высокие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и так далее” [20]. Впоследствии А. Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации) [19]. “... Когда мы изучаем людей, у которых преобладает мотивация развития личности, концепция “стремления к покою” становится совершенно бесполезной, - А. Маслоу - У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабевает мотивацию, обостряет, а не притупляет удовольствие” [29, с.55]. “Самореализирующиеся” люди наслаждаются и самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.
Г. Олпорт признает, что мотив “ликвидации дефицита”, действительно, толкает к снятию напряжения и восстановлению равновесия. А мотив “развития личности”, напротив, поддерживает напряжение ради далекой и зачастую недостижимой цели. [29]. Удовлетворение, обусловленное ликвидацией дефицита, и удовлетворение потребности в развитии личности имеют различное субъективное и объективное значение для личности. Ликвидация дефицита предотвращает болезнь; удовлетворение стремления к развитию делает человека здоровым. “Рост теоретически возможен только потому, что вкус “высшего” лучше, чем вкус “низшего”, и потому что "удовлетворение низшего становится скучным” (А. Маслоу). Метамотивация касается поведения, вызываемого потребностями и ценностями роста. По А. Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых, по определению, удовлетворены более низкие потребности. Метамотивация часто принимает форму посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то “вне себя”. А. Маслоу указывает, что метапотребности составляют континуум с фундаментальными потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызывает “метапатологии”. Метапатологии могут проявляться в недостатке ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. [18]. “Самоактуализированные индивидуумы (более зрелые) уже по определению выступают как люди, удовлетворившие свои базовые потребности, люди, чья жизнь управляема высшими мотивами. Их можно назвать “метамотивированными” [20]. А. Маслоу свободно определяет самоактуализацию как “полное использование талантов, способностей, возможностей" и т.п. [18]. Поначалу исследования А. Маслоу относительно самоактуализации были вызваны его желанием более полно понять двух его наиболее вдохновляющих учителей: Рут, Бенедикт и Макса Верхтаймера. А. Маслоу чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного свершения как в профессиональной, так и в личной жизни, который он редко наблюдал у других. Это было первым шагом в продолжившемся всю его жизнь исследовании самоактуализации.
А. Маслоу начал исследовать самоактуализацию более формализованно, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые оказались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. А. Маслоу утверждает, что более резонно строить обобщения относительно человеческой природы, изучая лучших ее представителей, каких только удается найти, а не каталогизируя трудности и ошибки средних людей или невротических индивидуумов [18]. Таким образом, чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, нужно исследовать наиболее зрелых, творческих людей. А Маслоу выбирал образцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были люди относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные. С помощью специальной техники отбора А. Маслоу три категории испытуемых, в той или иной мере удовлетворяющих критериям самоактуализации. В первую группу “весьма определенных случаев” были включены исторические деятели. Вторая группа” весьма вероятных случаев” состояла из современников, которым самой малости не хватало для самоактуализации. Третья групп “потенциальных случаев” включала людей, которые стремились к самоактуализации, но полностью ее не достигли [18]. В результате исследования А. Маслоу определяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей [18]: . Более эффективное воспринятие реальности и более комфортабельные отношения с ней. Самоактуализирующиеся люди много лучше других отличают свежее, конкретное и индивидуальное от общего, абстрактного и стереотипного. Поэтому они способны жить в реальном мире, а не в той искусственной массе понятий, абстракций, ожиданий, убеждений, стереотипов, которую большинство людей принимают за реальность. Они намного более способны воспринимать сам объект, а не собственные желания, надежды, страх и тревоги. Они не боятся неизвестного, но принимают его. Часто неизвестное более притягательно для них, чем известное. Характерны слова Эйнштейна: “Самая великолепная вещь, которую мы можем пережить - это тайна. Именно в этом - источник всей науки и всякого искусства” [18].
. Принятие себя, других и природы Многие личностные качества могут быть поняты как проявление единого фундаментального отношения к миру - наличия или отсутствия чувства вины, стыда и тревоги. Невротик в каждом своем проявлении одержим этими чувствами. Даже нормальный член нашей культуры беспричинно ощущает свою вину и ответственность за слишком большое количество дел, испытывая тревогу за многие, не имеющие к нему отношения, ситуации. Для здоровых испытуемых А. Маслоу оказывалось возможным принятие себя и своей природы без жалоб и смущения; они даже не задумывались над этим. Они принимают собственную человеческую природу с ее недостатками, ее расхождением, с идеалом, но не испытывают по этому поводу реального беспокойства. Однако неправильно было бы сказать, что они удовлетворены собой. Тесно связано с принятием себя и других: ) отсутствие у самоактуализирующихся людей защитных реакций, масок, поз и т.д.; ) их нелюбовь к подобного рода искусственности у других. Хитрость, лицемерие, задние мысли, стремление произвести впечатление - все это не свойственно им в исключительной степени. Поскольку они способны с комфортом уживаться даже с собственными недостатками, в конце концов они воспринимаются уже не как недостатки, а просто как нейтральные свойства личности. Но здоровые люди действительно почувствуют вину (стыд, тревогу, сожаление) за: 1) непоправимые недостатки (лень, бездумие, бездеятельность); за боль, причиненную другим; 2) болезненные пережитки (предрассудки, ревность, зависть); 3) привычки, которые будучи независимы от структуры характера, могут быть очень сильны; 4) недостатки культуры или группы, с которыми они себя идентифицируют. В общем, здоровые люди остро ощущают расхождение между тем, что есть, и тем, что должно быть и вполне могло не быть. . Спонтанность, простота, естественность Все самоактуализирующиеся люди могут быть описаны как в достаточной мере спонтанные в поведении и значительно более спонтанные во внутренней жизни, мыслях, импульсах и т.д. Свойственная им легкость проникновения в реальность, близость к детскому или животному восприятию и спонтанности влекут за собой более полное осознание или собственных импульсов, желаний, оценок и субъектов реакций вообще. Клиническое исследование этой области способности полностью подтверждает высказанное.
Мотивационная жизнь самоактуализирующегося человека имеет не только количественное, но и качественное отличие от мотивационной жизни других людей. Испытуемые А. Маслоу ни к чему не стремятся в обычном смысле слова, - они, скорее, развиваются. Они растут по направлению к совершенству, развивая все более свой уникальный, собственный стиль. Мотивация обычного человека - стремление к отсутствующему удовлетворению базальных потребностей. Но самоактуализирующиеся люди в этом не испытывают недостатка, все их базальные потребности удовлетворены и, тем не менее, они работают и утверждают себя, хотя и не в обычном смысле. Их мотивация - это рост, развитие, созревание и выражение их характера, одним словом, самоактуализация. . Центрированность на задаче Самоактуализирующиеся люди в сильнейшей степени сфокусированы на проблемах, внешних по отношению к их личности, они проблемно-центрированы, а не эго-центрированы. Они, в общем, не представляют проблемы для самих себя и не слишком озабочены собой. За редкими исключениями, они озабочены основными и вечными проблемами того типа, который мы по традиции называем философией или этикой. . Потребность в одиночестве, характер самоустранения. Испытуемые А. Маслоу могли переносить одиночество без какого-либо вреда или неудобства для себя. Более того, они позитивно стремятся к одиночеству в значительно большей степени, чем средний человек. Их способность к сосредоточению на проблеме значительно превосходит средний уровень. Интенсивная сосредоточенность имеет побочным следствием такие явления, как рассеянность, забывчивость, игнорирование непосредственного окружения. С другой стороны, у них сохраняется здоровый сон, аппетит, юмор и т.д. в периоды озабоченности, горя и большой ответственности. В социальных отношениях эта устраненность интерпретируется “нормальными людьми” как холодность, снобизм, бесчувственность, недружелюбность или даже враждебность. Другим следствием их автономии является способность к самостоятельным решениям, самоуправлению, к тому, чтобы быть сильным, активным, ответственным, решительным субъектом своего действия, а не куклой в руках других людей. Они сами приходят к своим оценкам, мнениям и решениям. “Разнообразные эксперименты Аш, Маккеланд и др. заставляют думать, что самостоятельные личности составляют от 5 до 30% нашей популяции. Среди моих самоактуализирующихся испытуемых 100%” А. Маслоу [18]. . Автономия, независимость от культуры и Среды Одной из характеристик самоактуализирующихся людей является их относительная независимость от физического и социального окружения. Поскольку их движет мотивация роста, а не недостатка, самоактуализирующиеся люди независимы в ее удовлетворении от реального мира, от других людей, культуры и, вообще, от внешних средств. Они зависимы лишь от собственного продолжающегося роста и развития своих потенциалов и внутренних ресурсов. Независимость от окружения означает относительную стабильность перед лицом лишений, фрустраций, ударов судьбы. Эти люди могут оставаться достаточно спокойными в обстоятельствах, которые довели бы других до самоубийства. Все это может быть описано еще как самодостаточность. Они достаточно сильны, чтобы быть независимыми от мнения и даже чувств других людей. Слава, статус, награды, популярность, престиж, любовь, которых они способны достичь - все это становится для них менее важным, чем саморазвитие и внутренний рост. . Постоянная свежесть оценки Самоактуализирующиеся люди обладают удивительной способностью вновь и вновь получать свежее и наивное удовольствие и даже экстаз от простых радостей жизни. Для такого человека красив восход солнца или цветок, также красивы в тысячный раз, как будто он видит их впервые. . Мистичность и опыт высших состояний Интерес А. Маслоу вначале был вызван теми его испытуемыми, которые описывали переживание ими сексуального оргазма, которые определялись другими авторами как мистические переживания. Также описывались чувства безграничности открывающихся взору горизонтов, одновременно всемогущество и крайняя беспомощность, экстаз, восторг и трепетный ужас, потеря ощущения своего места в пространстве и времени, и, наконец, уверенность в том, что происходит крайне важное и ценное, что изменяет человека и придает ему силы даже в обыденной жизни. Из проводившихся исследований пиковых переживаний (1935г.) А. Маслоу предполагает, что самоактуализирующиеся люди без пиковых переживаний чаще являются практическими, деловыми людьми, мезаморфами, отлично приспособленными к миру, в котором они живут. В отличие от них, люди, испытывающие пиковые переживания, связаны с другими реальностями - поэзией, эстетикой, символикой, особой мистической личной неинституционной “религией”. А. Маслоу считает, что со временем это различие окажется одним из важнейших характерологических признаков, особенно существенных для социальной жизни. . Чувства общности с человечеством Это понятие введено А. Адлером и является самым подходящим для описания тех чувств по отношению к человечеству, которые характерны для самоактуализирующихся людей. По отношению к людям они испытывают общее и глубокое чувство идентификации, симпатии, любви. Они испытывают подлинное желание помочь людям. Они чувствуют себя как бы членом большой семьи. Самоактуализирующаяся личность очень сильно отлична от других людей в своих мыслях, импульсах, поведении, эмоциях. В определенном очень глубоком смысле, такой человек остается чужаком и незнакомцем, лишь немногие способны его действительно понять, однако любить его могут многие. . Более глубокие межличностные отношения Самоактуализирующиеся люди имеют более глубокие и более всеобъемлющие межличностные отношения, чем любые взрослые люди. Они способны к большей самоотдаче, любви, более совершенной идентификации, более полному выходу за границы своего “Я”. У этих отношений, разумеется, есть свои особенности: во-первых, партнеры этих людей, как правило, сами являются более здоровыми и близкими к самоактуализации, чем средний человек; во-вторых, помня о ничтожной пропорции самоактализирующихся людей в общей популяции мы видим здесь высочайшую избирательность. Подобные исключительно глубокие связи самоактуализирующиеся люди имеют с очень немногими людьми. Круг их друзей невелик. Возможно, это объясняется тем, что характерная для них степень близости требует очень много времени. Один из испытуемых А. Маслоу выразил это именно так: “У меня нет времени, чтобы иметь много друзей. Ни у кого его нет, если это настоящие друзья” [20]. . Демократическая структура характера А. Маслоу определяет своих испытуемых как “весьма демократических людей”. Они могут быть дружелюбными с каждым, независимо от его класса, образования, политических убеждений и цвета кожи. Даже кажется, что они просто не замечают подобных различий столь очевидных и существенных для обычных людей. Вместе с тем, это не есть просто неразборчивость, отсутствие избирательности, уравнивающее всех людей между собой. Самоактуализирующиеся люди - действительно элита, и друзей себе они подбирают из элиты, но это элита характера, способности и таланта, а не элита расы, крови, семьи, возраста, известности или власти. . Различение целей и средств, добра и зла Испытуемые А. Маслоу не были уверены в своей реальной жизни, в различении между добром и злом. Они крайне редко показывали в своей повседневной жизни хаос, непоследовательность, конфликты, которые столь обычно для эстетических поступков среднего человека. Поведение самоактуализирующихся людей предполагает ясное различение ими средств и целей. Они фиксированы на целях, а не на средствах, и отчетливо подчиняют средства целям, более склонны как цель в себе считать деятельность как таковую, умеют самую рутинную деятельность превратить в увлекательную игру, развлечения, танец. . Философское, невраждебное чувство юмора А. Маслоу отмечает у своих испытуемых необычное чувство юмора. Они не любили враждебный смех (смех над причинением вреда другому человеку), смех превосходства, смех протеста против власти. То, что они называют юмором, как правило, ближе всего было к философии. Их юмор может быть назван реалистическим, поскольку он состоит большей частью из высмеивания реальных человеческих недостатков. Это может принимать форму насмешки над самим собой, но без мазохистского или клоунадского характера. . Творчество самоактуализирующихся личностей.\ Это универсальная характеристика для всех исследованных случаев. Исключений здесь не было. Каждый испытуемый А. Маслоу проявлял своим собственным уникальным способом присущие ему способности к творчеству, оригинальности, изобретательству. Творчество самоактуализирующейся личности кажется более похожим на наивное и всеобъемлющее творчество неиспорченного ребенка. Большинство людей теряет его в процессе приобщения к культуре, но некоторые оказываются способны либо сохранить этот свежий, наивный и простой способ видения жизни, либо потеряв его подобно остальным, затем вновь обретает. . Сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры Самоактуализирующиеся люди не принадлежат к числу хорошо приспособленных (последнее имеется в наивном смысле одобрения культуры и идентификация с ней). Они сосуществуют с культурой, но про всех их можно сказать, что в некотором глубоком смысле они сопротивляются инкультурации и поддерживают определенную внутреннюю отстраненность от культуры, в которую они погружены. Все эти люди отлично вписываются в рамки общепринятых условностей, связанных с выбором одежды, пищи, стиля поведения. И вместе с тем, они являются истинно конвенциальными. Едва ли кто-нибудь из этих людей может быть назван преступником или бунтовщиком. Им не свойственны активное неприятие и длительная хроническая неудовлетворенность культурой или их собственными знаниями, хотя они часто остро переживают несправедливость и борются с ней. Им свойственно то, что может быть описано как спокойная длительная приверженность к делу прогресса нашей культуры; они считаются с постепенностью всяких возможных изменений и признают их бесспорную желательность и необходимость. Это ни в коем случае не прекращение борьбы. Когда возможны быстрые изменения, когда требуется смелость и решительность, эти качества легко находятся у таких людей. Хотя они явно не являются радикальной группой, но они могли бы ею стать. Прежде всего, это группа интеллектуалов, большинство из которых уже осознало свое призвание и считает, что они действительно делают нечто важное для улучшения мира. Кроме того, эти люди - реалисты, которые склонны воздерживаться от великих и бесполезных жертв. Все они разделяют общее для них - спокойные, совершаемые добродушным юмором ежедневные усилия по улучшению культуры изнутри, не отвергая ее и не выходя за ее пределы. Внутреннее чувство отстраненности от культуры не обязательно должно быть сознательным, однако оно проявляется почти всеми самоактуализирующимися испытуемыми. Отстраненность от культуры отражается, вероятно, и в характерных для самоактуализирующихся субъектов отстраненности от других людей и в описанной ранее склонности к одиночеству, а также в их сравнительно низкой потребности в знакомом и обычном. По этим и другим причинам они могут быть названы автономными то есть управляемыми законами собственного характера, а не законами общества. Но самый важный вопрос - можно ли быть хорошим и здоровым человеком в несовершенной культуре? Разумеется, сложное сочетание внутренней автономии и внешнего принятия, которого они успели достичь, возможно только до тех пор, пока культура терпима к такого рода отстраненности и отвержению полной идентификации с ней. Конечно, это не идеальное здоровье. Несовершенное общество ограничивает и подавляет даже самоактуализирующихся личностей. Их спонтанность ограничена и некоторые из их потенциалов не актуализированы до той степени, до какой они вынуждены хранить себя в тайне от своего общества. И поскольку лишь немногие в культуре могут достигнуть здоровья, то те, кому это удается, чувствуют себя одинокими и поэтому менее спонтанными, менее актуализированными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|