Самоактуализация личности психолога: анализ результатов исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Для определения характера влияния включенности психолога в профессиональную деятельность на его самоактуализацию, были использованы следующие группы респондентов: студенты-психологи 1-го и 5-го курсов КубГУ, психологи-практики. Результаты тестовых данных отражены в таблице 1. Из таблицы 1 видно, что показатели самоактуализации у студентов 1, 5 курсов и психологов-практиков, в основном, средние и выше среднего, с некоторой тенденцией преобладания значений САТ у 5 курса. Корреляционный анализ тестовых данных студентов-психологов, в целом, показывает высокую положительную связь первокурсников и выпускников (r = 0,76), что так же иллюстрируется на рис.1. Сопоставление самоактуализационных профилей студентов 1 и 5 курсов обнаруживает следующие различия. Студентам 5 курса в большей степень, чем 1 курсу, свойственно самопринятие (шкала 8), что безусловно, является следствием включенности в профессию, знакомства с психотерапией, различными психотехнологиями и тренинговыми занятиями, которые способствовали процессу становления личности, ее самосовершенствование.
Таблица 1 Самоактуализационные профили студентов психологов I, V курсов и психологов-практиков
Рис.1. Самоактуализационные профили студентов психологов I, V курсов и психологов-практиков
Большая, по сравнению с 1 курсом, спонтанность (шкала 6) пятикурсников, также является, скорее всего, результатом осуществляемой работы над собой как в процессе тренинговых занятий, так и самостоятельной работы (рис. 2). Спонтанность - это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру. Высокий показатель спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация является образом жизни, а не мечтой или стремлением. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия [39].
Рис.2 Значения по шкале 6 «спонтанности»
Различия между 1 и 5 курсом по шкале познавательных потребностей (13) определяют тенденцию к развитию в процессе обучения и дальнейшей практической работы (см. рис.3). Таким образом, со степенью включенности в профессиональную деятельность, с возрастом растем потребность к бытийному познанию - бесконечная жажда нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это [39].
Рис.3 Значения по шкале 13 «познавательных потребностей»
Пятикурсникам более, чем первокурсникам свойственна способность к целостному восприятию мира и людей (шкала 1), к пониманию связанности противоположностей (таких как игра и работа, телесное и духовное и другие), что свидетельствует о более высоком уровне развития личности (см. рис 4).
Рис.4 Значения по шкале 1 «Компетентности во времени»
Студенты 1 курса менее чем 5 курс понимают экзистенциальную ценность жизни “здесь и теперь”, способны наслаждаться актуальным моментом во всей его полноте. Пятикурсники, по сравнению с первым курсом, более автономны, не зависимы в своем поведении и ценностях от воздействия извне (шкала 2). (рис 5). Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготит к таким чертам, как жизненность и самоподдержка у Ф. Перлза, направленность изнутри у Д. Рисмена, зрелость у К. Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э. Фрома автономность - это позитивная “свобода для” в отличии от негативной “свободы от”.
Рис.5. Значения по шкале 2 «поддержки»
Обнаружена тенденция к развитию контактности в процессе вхождения в профессиональную деятельность. Так как способность психолога к быстрому установлению глубоких контактов с людьми является одним из условий успешной профессиональной деятельности и, как правило, усиливается с опытом. Итак, самоактуализация психологов 1 курса и 5 курса, несмотря на имеющиеся различия, отражающие более высокие показатели у выпускного курса, очень близки (рис. 1). В целом, психологи-практики имеют значимую корреляцию с 5 курсом (r=0,60), возможно, в следствии личностной зрелости респондентов, уже имеющих высшее образование и опыт работы, а также подходящие вполне осознанно к выбору дальнейшего профессионального пути. Такая же корреляция зафиксирована у психологов-практиков с 1 курсом (r=0,60). Вместе с тем, психологи-практики по шкале спонтанность (6) и самопринятия (8) имеют большие сходства с 1 курсом, чем с 5 курсом. А по уровню контактности (12) и познавательных потребностей (13) ближе к пихологам-выпускникам. Но творческая направленность личности (14) у психологов-практиков ниже, чем у студентов 1 и 5 курсов (вероятно, также берет истоки в отечественной школе образования, где не поощрялось творческое “своеволие” человека). Заключение
Актуализировавшаяся в последние годы проблема профессиональной компетенции все чаще акцентирует внимание на значимости личностной составляющей в профессии. Очевидно, что успешность профессионала, его компетентность неотъемлема от личностного потенциала специалиста, в том числе его готовности к личностному и профессиональному росту, совершенствованию себя.
В данной работе проведен теоретический анализ литературы по проблеме самоактуализации и за основу принимается теория самоактуализации А.Маслоу. В настоящем исследовании мы рассматриваем влияние профессиональной деятельности психолога на самоактуализацию личности, при этом отдавая себе отчет в том, что определенный склад личности, индивидуальные характеристики человека оказывают, также, влияние на выбор профессии, а следовательно дальнейшее личностное и профессиональное развитие. Основным результатом анализа эмпирического материала являются факты, подтверждающие гипотезу: степень включенности личности в профессиональную деятельность (что определяется стажем работы и продолжительностью профессиональной подготовки), оказывает влияние на сформированность и степень выраженности самоактуализационных характеристик психологов. Сравнение самоактуализационных профилей студентов 1 и 5 курсов факультета психологии КубГУ показывает, что 5 курсу в большей степени свойственно: самопринятие, спонтанность, ценностное восприятие мира и людей, понимание связанности противоположностей, большая автономность и контактность. Таким образом, продолжительность профессиональной подготовки оказывает положительное влияние на сформированность самоактуализации психологов. Таким образом, на особенности самоактуализации личности оказывают влияние степень включенности личности в профессиональную деятельность.
Список литературы
1. Альбуханова К. А. Жизненные перспективы личности. - М., 1997. - 145с. 2. Альбуханова К. А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 203с. 3. Ананьев, В. А. Психология здоровья: симпозиум знаний о личностном росте// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- М., 1995. - №3. - с. 61-70.
4. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1900. - 363с. 5. Богозова Н. З., Гозман И. Г., Сахаров Г. В. Психологический словарь.- Магадан, 2005. - 247с. 6. Бодалев А. А. Психология о личности. - М., 1998. - 345с. 7. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Изд-во «Мысль», 1998. - 167с. 8. Воронкина С.И. Кудрявцева М.В. Некоторые особенности самоактуализационных характеристик студентов-психологов. РОССИЙСКИЙ ВУЗ: В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - ЛИЧНОСТЬ: Матер. Всерос. межвуз. науч.-практич. конф. Ростов-на-Дону,1999. С. 34-36 9. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т.3. - М., 1993. 344с. 10.Гиндилис Н. Л. Процесс индивидуализации как путь к себе // Психол. журн. - М., 1996. - №1. - с. 60-74. 11.Гозман Л. А., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. - М., 1995. - 56с. 12.Зиверт Х. Тестирование личности. - М., 1997. - 40с. 13.Калина Н. Ф. О самоактуализации личности. - М., 1997. - 245с. 14.Климов Е. А. Введение в психологию труда. М. 1998. 15.Кошелев А. Образование и общество.// Самоактуализация личности в условиях высшего профессионального образования. - 2006. - №2, с.26-29. 16.Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл. 1997. - 167с. 17.Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. - М., 1998. - 172с. 18.Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики А. М. Татлыдаевой.: Издат. группа «Евразия», 1997. - 179с. 19.Маслоу А. Мотивация и личность. - Ижевск, 1995. - 259с. 20.Маслоу А. Психология бытия. - М.: «Ваклер», 1997. - 178с. 21.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. - 276с. 22.Рубинштейн С. Л. Человек и мир// Проблемы общей психологии. - М.: Наука, 2000. - 54с. 23.Рыкова Б. В. Сафронова О. В. Гуманитарные исследования.// Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. 2006. №4, с.92-97. 24.Рябинина З. И., Некрасов С. Д., Луценко Е. В. Личность и профессия: проблема самоактуализации// Психологические проблемы самореализации личности. - Краснодар, 1997. - с. 47-90. 25.Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М., 1991. - 233с. 26.Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии.- М., 1995. - 127с. 27.Фромм Э. Здоровое общество - М., 1995. - 266с. 28.Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1992. - 145с. 29.Холл Кэлвин С. Теории личности. - М., 1997. -126с. 30.Хьел Л., Зинглер Д. Основные положения, исследования и применения теории личности. - Харьков, 1997. - 144с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|